Смекни!
smekni.com

Для того, чтобы получить ответ на эти вопросы, следует рассмотреть следующие пункты (стр. 4 из 5)

Страна вернулась к мирной жизни, продолжая объявленный в 1960 и 1961 гг. курс на построение социализма. Были нацио­нализированы мелкие предприятия в промышленности, роз­ничной торговле и сфере обслуживания. В 1963 г. началась вто­рая аграрная реформа, согласно которой хозяйства свыше 67 га экспроприировались и преобразовывались в народные имения для производства животноводческой продукции. На Кубе осталось 2 обще­ственно-экономических уклада - го­сударственный социалистический и мелкотоварный. Формировалась ад­министративно-командная система.

Особое значение для Кубы приобрел вопрос формирования оптимальной модели национальной экономики, так как революция произошла в монокуль­турной стране, экономика которой пол­ностью зависела от конъюнктурных колебаний мирового и американского рынков сахара. Куба занимала первое место в мире по производству тростни­кового сахара, на острове было около 200 сахарных заводов, из них 4 было построено еще в XVIII в., более поло­вины - в XIX в. Кроме того, построе­ние социализма на Кубе началось в обстановке экономической блокады. Первоначальная программа экономического разви­тия, которая реализовывалась в 1960-1963 гг., предусматрива­ла форсированную индустриализацию и создание многоотрасле­вого сельского хозяйства. Но она не учитывала внутренних возможностей и особенностей страны. Внутренние накопления быстро истощились, дорогостоящее импортное сырье, низкая производительность труда и недостаточная квалификация ку­бинских рабочих делали промышленное производство малорен­табельным (дешевле было импортировать из-за границы). Кубе пришлось отказаться от этого курса. Начатый в 1964 г. новый курс взял за основу экономики те отрасли, для развития кото­рых на Кубе были все условия, т.е. производство сахара и про­дуктов животноводства. Рост доходов от экспорта сахара позво­лил бы сделать солидные внутренние накопления для перехода в будущем к более эффективной и рациональной структуре на­родного хозяйства.

Трудности аграрных преобразований и индустриализации, финансирование обороны, ликвидация мелкого кустарного и ин­дивидуального производства, отмена розничного рынка, разрыв внешних связей с традиционными партнерами заставили прави­тельство перейти к карточной системе снабжения кубинцев.

Курс на построение социализма вызвал размежевание сил в трех ведущих политических организациях - «Движение 26 июля», НСП и «Революционный директорат» - и сделал необхо­димым их сближение на базе официальной идеологии марксиз­ма-ленинизма. В 1961 г. эти организации сплотились в «Объеди­ненные революционные организации» (ОРО), спустя два года (1963) ОРО преобразовались в Единую партию социалистической революции, которая в 1965 г. была переименована в Коммуни­стическую партию Кубы. Ее возглавил Ф. Кастро.

Спустя 10 лет, в декабре 1975 г., был созван I съезд воссоз­данной компартии. На съезде были приняты не только партий­ные (программа и устав), но и государственные документы, в частности проект конституции. В феврале 1976 г. проект был одобрен на общенародном референдуме и конституция вступи­ла в силу. В том же году, согласно конституции, были проведе­ны выборы в новые органы власти - Национальную ассамблею народной власти (парламент), провинциальные и муниципаль­ные ассамблеи (местные органы власти). Председателем Госу­дарственного совета (высший орган Национальной ассамблеи в промежутках между ее сессиями) и премьер-министром стал Ф. Кастро, занимавший также пост первого секретаря ЦК ком­партии. Заместителем на всех трех ведущих постах был утвер­жден его брат - Рауль Кастро.

-Куба в 1970-1980 годы-

К середине 70-х годов улучшилось внешнеполитическое по­ложение Кубы. Она продолжала участвовать в международном социалистическом разделении труда и активно сотрудничала с Советским Союзом. С ней наладили экономические и дипло­матические отношения многие страны Латинской Америки.

Огромное значение для экономического развития Кубы - бо­лее того, для ее существования - имела всесторонняя помощь Советского Союза (в меньшей степени - других соцстран). По гарантированным ценам выше мировых рыночных Куба про­давала СССР сахар, цитрусовые, табак. Она поставляла одну треть потреблявшегося в СССР сахара, 2/3 кубинского экспор­та приходилось на СССР. Советская сторона поставляла на Кубу сырье, технику, продовольствие и промышленные товары - нефть, трактора, грузовые автомобили, зерно и др. СССР гото­вил кадры для кубинской экономики и культуры, помогал стро­ить различные предприятия, вплоть до атомной электростан­ции. Благодаря этой помощи и напряженному труду самих кубинцев росли отдельные экономические показатели, увели­чивалась мощность электростанций и производство электро­энергии, возросли выплавка стали и выпуск продукции маши­ностроения, в том числе сельскохозяйственного, что позволило механизировать чрезвычайно трудоемкую рубку сахарного тро­стника (до 2/3 урожая).

Еще более ощутимыми и привлекательными для других раз­вивающихся стран были успехи в социальной и культурной об­ластях: ликвидация безработицы, жилищное строительство, отмена квартплаты, всеобщая грамотность, всеобщее бесплатное и обязательное 6-летнее образование, создание Академии наук; бесплатное здравоохранение, снижение детской смертности и увеличение средней продолжительности жизни до 74 лет.


Чили в 1970—1990-е годы

В сентябре 1970 г. на президентских выборах в Чили победил кандидат от блока Народное единство сенатор-социалист Сальвадор Альенде. В сформированное им правительство вошли представители социалистов, коммунистов и других левых партий. Левые силы стремились к революционным преобразованиям в стране. В 1971 г. были национализированы медная и другие отрасли добывающей промышленности, банки, внешняя торговля, многие крупные предприятия. Доля государственного сектора в производстве промышленной продукции превысила 60%. На частных предприятиях устанавливался рабочий контроль. Взявшись за начатую еще в конце 1960-х годов, но незавершенную аграрную реформу, правительство провело экспроприацию практически всех латифундий. На переданных крестьянам землях (около трети земельного фонда страны) организовывались производственные кооперативы.

Особое место в деятельности правительства Альенде занимала социальная политика. Была повышена заработная плата трудящихся. Развитие производства способствовало сокращению безработицы с 8,3 до 3,8%. Расширялись права рабочих и служащих на производстве, их роль в управлении предприятиями. Государство увеличило расходы на пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение. Выборы в местные органы власти весной 1971 г. свидетельствовали о значительно возросшей поддержке правительства Народного единства, особенно увеличилось количество голосов, поданных за социалистов.

По мере углубления преобразований действия правительства встречали все большее сопротивление правых сил. Имея большинство в конгрессе, значительные позиции в государственном аппарате, они препятствовали принятию и осуществлению отдельных решений. К критике правительства привлекались средства массовой информации. Устраивались забастовки мелких предпринимателей, демонстрации домохозяек и т. д.

Разногласия существовали и среди левых сил. Активизировались левацкие группы, которые считали проводившиеся мероприятия недостаточными, критиковали правительство за «реформизм». Внутри Народного единства велись споры об отношении к средним слоям, о дальнейших преобразованиях. Коммунисты и часть социалистических деятелей считали необходимым установление «диктатуры трудящихся» (пример Кубы был рядом). С. Альенде придерживался умеренных позиций, выступал за сотрудничество с левым крылом оппозиционной Христианско-демократической партии.

Не добившись успеха в своих попытках отстранить правительство С.Альенде конституционным путем, руководители оппозиции сделали стайку на военный переворот. 11 сентября 1973 г. армия подняла мятеж, во главе которого встал главнокомандующий сухопутными войсками генерал А.Пиночет. Части мятежников штурмовали президентский дворец Ла-Монеда. Соратники С. Альенде предложили ему покинуть дворец. Президент отказался и погиб при взятии дворца мятежниками.

После переворота в Чили установилась власть военной хунты. Было введено осадное положение, отменено действие конституции, распущен парламент, объявлены вне закона партии Народного единства (в 1977 г. запрещена деятельность любых партий вообще). Профсоюзы частично распускались, а те, что оставались, оказались под государственным контролем. С первого дня переворота начались аресты, пытки, уничтожение десятков тысяч людей – деятелей партии Народного единства, профсоюзов, демократически настроенной интеллигенции. Страшную известность приобрёл Национальный стадион в Сантьяго, превращенный в концлагерь, где без суда и следствия были убиты тысячи людей. Созданная вскоре тайная военная полиция стала органом тотального надзора за населением и расправ с инакомыслящими.