Смекни!
smekni.com

Вторая ученическая исследовательская конференция Испан (стр. 1 из 2)

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Испании

Вторая ученическая исследовательская конференция

Испанцы на фронтах Великой Отечественной Войны

Выполнил:

Ученик 9-го класса

Карагишев Леон

г. Мадрид

январь-февраль 2010 года.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Сложившаяся ситуация на момент начала ВОВ.

2. Участие испанцев в войне

3. Герой Советского Союза Ибаррури Рубен Руис

Заключение

Список использованной литературы

Приложение: Слайд-презентация из фотографий.

Введение

Начав своё исследование на эту тему, я задумался о том , что двигало этими людьми, героически сражавшимися на русской земле. Они проливали свою кровь за чужую родину и отдавали самое дорогое - свою жизнь. Наверное- это вера в справедливость, ненависть к фашизму, неравнодушие к чужому горю и страданиям. А ведь многие из этих парней были немногим старше меня. У них тоже были свои мечты и грандиозные планы, которые были отложены до мирных времен. Отправившись в далекий и загадочный СССР, сражались плечом к плечу с людьми разных национальностей и вероисповеданий против фашизма, за мир во всем мире.

Вспомнить обо всех испанцах, сражавшихся в рядах Красной Армии, в этом исследовании не представляется возможным, поэтому могу рассказать только о судьбах лишь немногих из них. Данное исследование заинтересовало меня возможностью узнать малоизвестные мне исторические факты, познакомиться с судьбами героических людей и рассказать о них окружающим.

В работе над проектом я использовал воспоминания непосредственных участников событий тех дней: Хосе-Мария Браво, Анхель Грандал Коррал, информация взята с различных сайтов Интернета.

1. Сложившаяся ситуация на момент начала ВОВ.

Когда началась Великая Отечественная война, в Советском Союзе находилось 2.895 испанских детей , 122 сопровождающих их взрослых, 891 политический эмигрант, 87 детей, приехавших со своими родителями, 157 курсантов-пилотов, прибывших в 1938 году в летную школу по направлению республиканского правительства и 69 моряков, которых конец гражданской войны застал в СССР. По меньшей мере 835 испанцев - политических эмигрантов и так называемых «детей войны», - которые к моменту начала ВОВ уже достигли совершеннолетия, ушли добровольцами на войну с нацистской Германией. В Книге Памяти, составленной Испанским центром в Москве, записаны имена 205 испанцев, которые погибли, принимая участие в боевых действиях в Великой Отечественной войне, и еще 211-и - умерших от голода и болезней в военные и первые послевоенные годы. Кроме этого, из почти 3000 испанских детей, эвакуированных из Испании во время Гражданской войны, 280 умерли от голода, болезней или погибли во время бомбардировок. [1]

Надо сказать, что сталинское руководство, при всей своей подозрительности, доверяло испанским коммунистам больше, чем кому бы ни было. В декабре 41-го испанцам было поручено охранять подступы к Кремлю. В 43-ем году самолет Сталина на Тегеранскую конференцию сопровождала эскадрилья истребителей во главе с испанцем Хосе-Мария Браво. А попытаться выручить сталинского сына из немецкого плена был отправлен испанец Фелипе Алварес, также офицер Красной Армии. Десятки испанских коммунистов в годы войны и после нее являлись сотрудниками святая святых советского режима – органов госбезопасности. Впрочем, особо принуждать испанцев воевать за Россию не приходилось: на фронт они шли с энтузиазмом. Говорили: «Мы вернемся орденоносцами, героями, спасем от фашизма мир и Испанию!».[2]

2.Участие испанцев в войне

Истории многих испанцев, служивших в Красной Армии, начинались очень похоже. Например, история полковника Испанской Армии, подполковника Советской Армии Хосе Браво, кавалера Ордена Красного Знамени, Ордена Красной Звезды, Ордена Отечественной войны I степени, медали за отвагу, Ордена Дружбы Народов и других наград . Он один из тех, кто ушел добровольцем на фронт. В декабре 1936 года Советский Союз направил его в школу летчиков в Кировабаде (ныне г. Гянджа, Азербайджан), которую также закончили около двухсот испанцев. Хосе Браво участвовал в гражданской войне в Испании, воевал на всех фронтах.

За несколько месяцев до начала Второй мировой войны большая часть испанских летчиков, в том числе и он, была вызволена из лагерей во Франции и переправлена в СССР. Хосе Браво был направлен в Харьков на учебу в механико-машиностроительный институт, где проучился два года. «Немцы наступали, и мы сформировали небольшой отряд, примерно человек 25, который состоял из студентов ХММИ и заводских рабочих – вспоминает он - Мы были саперами и находились в оперативно-инженерной группе под командованием полковника Старинова. Работали в тылу с партизанами, помогали им, обучали, как минировать дороги и, наоборот, как проделывать проходы в минных полях противника».[3]

Летом 1942 года Хосе Браво как представителя испанской молодежи направили на конференцию в Москву, где он встретил генерала Осипенко, с которым воевал в Испании во время гражданской войны. Генерал, командуя истребительной авиацией ПВО, добился, чтобы испанских летчиков, около 75 человек, приняли в авиацию.

Эскадрилья, командиром которой был Хосе Браво, защищала нефтяные месторождения города Баку от посягательств немцев. Но они так же выполняли и другие задания, в том числе сопровождали членов правительства и высших руководителей в разные города, перегоняли в Москву самолеты, поставляемые из США. После войны Хосе Браво занялся филологией и преподавательской деятельностью.

Многие добровольцы-испанцы воевали против нацистов в составе отдельной бригады специального назначения госбезопасности - «диверсионной группы», действующей в немецком тылу.

«Нас направили в разведшколу, которой руководил полковник Старинов - многие из нас знали его еще по Испании, где он был военным советником» - вспоминает Анхель Грандал Коррал. В разведшколе, как рассказывает унтер-офицер Коррал, они прошли подготовку к борьбе в тылу врага - в первую очередь, были обучены проведению подрывных работ. Анхель одним из первых окончил обучение в этой школе, учитывая, что еще во время Гражданской войны в Испании ему пришлось выполнять спецзадания.

В число его подвигов входит спасение министра Испании и его дочери, арестованных франкистами. Все его операции были блестяще проведены. Испанский опыт помог ему во время войны в Советском Союзе, где он сначала сражался на Кавказе, а закончил воевать между Белоруссией и Пруссией.

Из испанских добровольцев в бывшем Советском Союзе живет только он один, в Подольске, к югу от Москвы. «Из моих собратьев по оружию не осталось больше никого. Я - последний, не знаю, к счастью или к несчастью», - сказал в интервью ЭФЭ Анхель Грандал Коррал.[4]

Лишь небольшое количество испанцев воевало в регулярных частях – артиллеристы, саперы. Большинство испанцев, не принимаемых в регулярную армию, но стремящихся воевать и имеющих за плечами свежий опыт гражданской войны, оказывались вовлечены в партизанское движение. Они выходили во вражеский тыл в Ленинградской области, на Северном Кавказе, на Украине, в Белоруссии, а потом уже и в Польше, Румынии, Чехословакии.

Многие из этих испанцев сталкивались с бесчисленными трудностями: они почти не знали русского языка, обычаев, бесконечных лесов, гор и развилок этой огромной территории. «Анекдоты», связанные со слабым знанием языка, многочисленны в рассказах испанцев-партизан. Один, желая приостановить лошадь, лихо взявшую с места (всадник не сиживал на лошади с детства), закричал ей по-испански «Со-о! Со-о!» («Тпру-у!»), но лошадь пошла вскачь…И лишь потом ему объяснили, что, очевидно, белорусской лошади показалось, что ей кричат «Но-о!». Другого испанца послали «взять языка». Не сумев открыть найденному трупу немца рот, он на всякий случай, теряясь в догадках, принес командиру… ухо (страна корриды). Сложнее было, когда их забрасывали в лес, и нередко им приходилось действовать в одиночку. Попробуй ты улови там, в тылу врага, когда неизвестно, кто «за кого», правду тебе говорят или нет, если ты владеешь языком не на все сто.[5]

Дезорганизация, в иные моменты неизбежная на фронте, касалась испанцев в большей степени. Но особенно трагичные последствия имела плохо организованная (или просто неудачная) высадка десанта в тылу врага – иногда прямо в деревню, полную немцев. Для некоторых испанцев эти высадки закончились гибелью.

3. Герой Советского Союза Ибаррури Рубен Руис.

Ибаррури Рубен Руис - командир пулемётной роты учебного батальона 35-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии Сталинградского фронта, гвардии старший лейтенант.

Рассказывая об этом героическом сыне Испании, я испытываю особое чувство благодарности. Он отдал свою жизнь, защищая мой родной город и моих близких, находившихся в то время в Сталинграде. Рубен Ибаррури прожил короткую, но очень яркую, насыщенную борьбой жизнь.

Родился 9 января 1920 года в посёлке Соморростро, что находится в стране басков на севере Испании, в семье шахтёра-коммуниста и знаменитой революционерки, Председателя Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури. В возрасте 10 лет он уже охранял сходки подпольщиков, распространял листовки, газету «Рабочий мир». В 14 лет во главе пионерского отряда участвовал в восстании астурийских горняков. Семья Ибаррури подвергалась преследованиям, и в 1935 году он с сестрой Амайей приехал в Советский Союз. Он жил в семье старых большевиков Пантелеймона Николаевича и Ольги Борисовны Лепешинских, дружил с сыном легендарного революционера Фёдора Андреевича Сергеева. Работал на заводе, затем поступил в авиационную школу в Сталинграде. Однако Рубену не удалось стать лётчиком. В Испании разгорелось пламя гражданской войны. Шестнадцатилетний Рубен рвался в бой за свою любимую родину. Под чужим именем он вернулся в Испанию и долго добивался разрешения на участие в боевых действиях. Юный республиканец героически сражался в Каталонии и на рубежах реки Эбро. За подвиги он был произведен в капралы, а затем в сержанты, назначен командиром разведывательного подразделения. Не пал Ибаррури духом даже тогда, когда пришлось покидать растерзанную фашистами родину.

В 1939 году он вновь приехал в Советский Союз. Успешно окончив военное училище имени ВЦИК (имени Верховного Совета РСФСР), младший лейтенант Ибаррури принял под командование пулемётный взвод 175-го стрелкового полка 1-й Московской Пролетарской дивизии. В июле 1941 года пулемётчики лейтенанта Рубена Ибаррури полдня удерживали переправу через Березину. В бою Ибаррури был ранен и вывезен в тыл танкистами.

Высоко оценила Советская страна мужество испанца. В сентябре, когда Рубен вышел из госпиталя, Михаил Иванович Калинин вручил ему орден Красного Знамени. Принимая награду, Рубен, ещё не оправившийся от тяжёлого ранения, просил М.И.Калинина отправить его снова на фронт.