Смекни!
smekni.com

«сош с. Ездочное» (стр. 2 из 2)

Предвидя поражение и возмездие, в апреле-мае 1945года фашисты пытались замести следы. Как и в других лагерях, они убивали заключенных и сжигали документы. Из 150 тысяч евреев гетто Терезина в живых осталось лишь пятая часть. А от 620 сыгранных там спектаклей - две с половиной минуты киноплёнки.

3. Создание концлагерей

Многие из моих современников не понимают, зачем нацистской Германии нужно было организовывать концентрационные лагеря!?

Концентрационные лагеря - специально оборудованные места превентивного заключения для противников нацистского режима. 4 февраля 1933 года, через 5 дней после того, как Гитлер получил пост канцлера, президент Гинденбург поставил свою подпись под «Чрезвычайным указом о защите немецкого народа». Этот указ разрешал продлевать период ареста людей «в интересах безопасности» до трех месяцев. Но все еще считалось обязательным иметь для ареста улики и явные возможности для обвинения подозреваемого. 28 февраля, вследствие поджога рейхстага, был сделан более радикальный шаг: основные демократические права были отменены, теперь разрешалось арестовывать на неограниченный срок без суда(!) лиц, именовавшихся «врагами нации и государства». Сначала в эту категорию входили преимущественно члены Коммунистической партии Германии и социал-демократы. Огромное количество арестованных и опасение, что это число будет все возрастать, привело нацистского чиновника в министерстве внутренних дел Баварии Адольфа Вагнера к мысли предложить создать особые места для массы арестованных — вне обычных мест заключения, полиции и МВД. 20 марта 1933 года Гиммлер, в то время шеф мюнхенской полиции, издал приказ о создании первого концлагеря в помещении бывшего порохового завода в Дахау.[1] Его первыми обитателями стали коммунисты. Когда все тюрьмы страны были заполнены арестованными, концлагеря стали учреждать и в других местах: в том же марте были созданы лагеря в окрестностях Берлина. Самым известным из них считался Ораниенбург (Oranienburg). Некоторые из этих первых лагерей назывались «дикими», так как были построены без особых планов и приказов. Когда в общество просочились сведения о жестоких порядках в этих лагерях, многие из «импровизированных» лагерей были закрыты, охрана лагерей была сконцентрирована в одних руках, однако сама идея создания лагерей была принята. Они получили официальную санкцию, в результате чего на них стали поступать дотации от властей. Гиммлеру удалось с течением времени не только увеличить свою мощь и силу полиции, но и предотвратить вмешательство министерства юстиции в дела лагерей. Исполнение «ареста для защиты немецкого народа» было сосредоточено в его руках как «средство борьбы с противником». Так начало возникать это государство в государстве, общий контроль над которым был минимальным.

В распоряжении об образовании лагерей говорилось, что целью их создания является «искоренение политических противников и обращение антисоциальных элементов общества в полезных его членов». Нацистские власти вначале пытались представить концлагеря как законное средство обеспечения общественного порядка и безопасности в соответствии со статьей 48 Веймарской конституции. Закон от 28 февраля 1933 года приостанавливал действие статей этой конституции и предусматривал превентивное заключение для инакомыслящих.

Еще до своего прихода к власти, Гитлер говорил Герману Раушнингу: «Мы должны быть безжалостными! Я не собираюсь превращать концлагеря в исправительные учреждения. Террор - вот что является наиболее эффективным инструментом. Я не стану изображать из себя благодетеля только ради того, чтобы не оскорбить многочисленных бестолковых буржуазных неженок».[2]

Первые концентрационные, так называемые «дикие», лагеря были основаны сразу после захвата Гитлером власти. Большинство таких лагерей находилось в Берлине, несколько меньше - в Саксонии и Тюрингии. «Дикие» лагеря размещались, где попало: в бывших казармах, казематах, заброшенных фабричных зданиях, полуразрушенных пустующих замках.

Примерно в тоже время, что и «дикие» лагеря, появились и «лагеря юстиции» в Ольденбургских болотах - Папенбург, Эстервеген. В них, наряду со штурмовиками, а позже эсэсовцами, хозяйничали и чиновники министерства внутренних дел. Официально в этих лагерях должны были содержаться уголовники. Первыми узниками в них оказались коммунисты и евреи. Однако недовольство нацистским режимом было столь велико, что узниками концлагерей очень скоро стали социал-демократы, католики, протестанты и даже инакомыслящие нацисты. Профсоюзные лидеры, священники, пацифисты попадали в лагеря без суда и следствия и права на помилование. Но в них попадали и политические заключенные, обвиняемые в государственной измене и в измене родине.

Тогда же, в 1933 году, были построены и три главных концлагеря, действовавших до конца войны: Дахау (близ Мюнхена), Бухенвальд (возле Веймара) и Заксенхаузен (возле Берлина).

Все узники концлагерей были обязаны носить отличительные знаки на одежде, в том числе порядковый номер и цветной треугольник («винкель») на левой стороне груди и правом колене (в Аушвице порядковый номер татуировали на левом предплечье). Все политические заключенные носили треугольник красного цвета, уголовники - зеленый, «неблагонадежные» - черный, гомосексуалисты - розовый, цыгане - коричневый.

Евреи носили помимо классификационного треугольника еще и желтый, а также шестиконечную «звезду Давида». Нарушивший расовые законы («расовый осквернитель») еврей должен был носить черную кайму вокруг зеленого или желтого треугольника.

Иностранцы также имели свои отличительные знаки: французы носили нашитую букву «F», поляки «P» и т. д. Буква «K» обозначала военного преступника (Kriegsverbrecher), буква «A» - нарушителя трудовой дисциплины (от нем. Arbeit («работа»)). Слабоумные носили нашивку Blid (нем. «дурак»). Заключенные, которые участвовали или подозревались в побеге, должны были носить красно-белую мишень на груди и на спине.[3]

За порядок в концлагерях отвечали войска СС. Это были передовые отряды агрессивного нацистского движения.

Лагерь был словно городом, в котором были свои законы и порядки. Главным был комендант, обычно штурмбанфюрер СС или оберштурмбанфюрер СС, именно комендант давал распоряжения к расстрелам. Всего же в одном лагере было порядка 6000 охранников.

После того, как начался захват фашистской Германией всего мира, в лагеря стали направлять военнопленных и рабочих из оккупированных стран. Немцам стала необходима рабочая сила, причём та, за которую не надо было платить. Обращение стало ещё жестче, и теперь за любую провинность могли убить.

Работали и днём, и ночью. Тех, кто уже не мог работать, отправляли в крематорий. У всех пленников отбирались ценные вещи и одежда, даже золотые коронки с зубов. По всем изъятым предметам тщательно велась документация. На таком варварском бизнесе Германия заработала несчётное количество денег.

Всего лагерей было около 30, они располагались, как на территории Рейха, так и на территории оккупированных стран.

Концлагерь - это самое чудовищное, что создал человек за своё существование. Нашему поколению надо сделать так, чтобы эти зловещие сооружения больше не появлялись на Земле, чтобы не было такого беспредела, царившего в концлагерях.

Заключение

К концу 1944, союзники глубоко продвинулись по оккупированной Германией территории и по самой Германии. Советские войска первыми увидели зверства нацистов, когда они освободили польские лагеря зимой 1944. В апреле 1945, британские войска освободили Берген-Белсен, концентрационный лагерь в Северной Германии. Много заключенных из Польских лагерей были депортированы в этот лагерь, когда фашисты отступали. В момент освобождения тысячи из них были на миллиметр от смерти.

К сожалению, очень много людей ничего не знают о Холокосте,
унесшим миллионы человеческих жизней. Многие и не желают ничего знать и помнить о нём, заведомо его отрицая: на одном из заседаний в Думе РФ часть депутатов отказалась почтить память погибших, в учебниках истории о Холокосте написано немного, в российском интернете практически отсутствуют сайты о нём. Как это может происходить в стране, в которой в результате Холокоста погибло более миллиона человек.

Существуют организации, поддерживающие идеологию Гитлера,
с которым страна так долго боролась, отдавала миллионы жизней и победила. Распространилось мнение, что Холокоста не было, что миллионы погибших - это выдумка хитроумных евреев. Возможно, это происходит потому, что в России осталось мало
еврейского населения, но разве это горе только для евреев?..
Разве национальность человека что-то в нём принципиально меняет?
Тем более что генетики уже открыли, что определённая национальность не имеет своего определённого гена. Почему-то во Франции, потерявшей в результате Холокоста куда меньше, чем СССР, чтят память погибших. Когда там один из министров подверг сомнениям существование газовых камер, его сразу же отстранили от работы. Истоки Холокоста идут не от Гитлера, не от фашистов. Он выплеснул все националистические настроения, имевшиеся в Европе. Он был лишь кульминацией тысячелетней ненависти, расовых предрассудков, низменных инстинктов... Холокост, как величайшее преступление перед человечеством, как незабываемая трагедия народа и как нравственный урок будущим поколениям может быть осмыслен лишь в контексте всех предшествующих событий, которые сделали его возможным и подготовили для него почву. Я очень хочу застать тот момент, когда в мире исчезнут все националистические настроения. Патриотизм - это не только любовь к себе, это ещё и уважение к другим.

Библиография

1. Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы. - М.: Политиздат, 1984. - 430 с.

2. Историки отвечают на вопросы. Вып. 2: Сборник / Сост В.В. Поликарпов. - М.: Моск. рабочий, 1990. - 368 с.

3. Деларю Ж. История Гестапо. Смоленск.: Русич, 2000. – 203 с.

4. Кравченко П.М. Казематами смерти. - М.: издательство «Мысль», 1996. – 181 с.

5. Сайт в интернете www.ХОЛОКОСТ.ru

6. CC в действии. М.: издательство «Прогресс», 1969. – 185 с.


[1] «История Гестапо», Ж. Деларю. Смоленск. Русич 2000, стр. 134

[2] «CC в действии», издательство «Прогресс». Москва 1969 год, стр.156

[3] «Казематами смерти», Москва 1996 год, издательство «Мысль», главный редактор П.М. Кравченко, стр. 89