МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с. Ездочное Чернянского района Белгородской области»
Холокост – трагедия XХ века
Реферат подготовила
Василинина Оксана
ученица 9 класса
МОУ «СОШ с. Ездочное»
Руководитель
Петрова А.Е.
учитель истории
2009
Содержание
Введение 3
1. Утверждение антисемитизма в Германии 4
2. Гетто 6
3. Создание концлагерей 8 Заключение 11
Библиография 12
Введение
Слово «холокост» происходит от греческого holokaustos (всесожжение, жертвоприношение с помощью огня). Означает трагедию еврейского народа в период с 1933 (приход Адольфа Гитлера к власти в Германии) до 1945 (конец Второй Мировой войны). Тогда было уничтожено свыше 6 млн. человек лишь потому, что они были евреями. Термин «холокост» впервые появился в американской публицистике 1960-х гг. как символ крематориев лагеря смерти Освенцим. Употребляется наряду с термином Шоа, взятым из иврита (Shoah – катастрофа).
Холокост – это величайшее в истории преступлением против человечности. Чтобы этот кошмар стал реальностью, потребовалось уникальное сочетание целого комплекса самых различных факторов: полное подчинение государства тоталитарному режиму национал-социализма, активное содействие или молчаливое попустительство большей части населения Германии, коллаборационизм и, наконец, глубоко укоренившийся в Европе антисемитизм.
.
1. Утверждение антисемитизма в Германии
Германия потерпела поражение в первой мировой войне.
После этого социал-демократы в союзе с либеральными партиями сформировали новое правительство, и Германия стала демократическим государством. Экономический кризис 20-х годов и чудовищные экономические потери, понесенные в ходе войны, привели к обвальной инфляции. Число безработных к концу двадцатых годов составила 30 процентов трудоспособного населения Германии. Безработные, стоящие в очереди за случайным заработком или бесплатной едой, стали привычным явлением.
Большинство населения жило в постоянном страхе скатиться в болото нищеты. Националистические партии винили во всём демократические реформы, соглашения, принятые Версальским мирным договором, а главное евреев, которые, как считали эти партии, хотят превратить всех немцев в своих рабов, что ведёт к смерти германской нации. Самой крупной партией нацистов была NSDAP (Национал-социалистическая партия Германии), возглавляемая Адольфом Гитлером. Она обещала вернуть Германии былую славу, установить в стране порядок и дать немцам работу и хлеб. В своей книге «Моя борьба» Гитлер обосновал антисемитскую идеологию партии. На выборах она, с каждым разом получала все больше и больше голосов. Свои политические задачи нацисты решали с помощью оголтелой пропаганды и насилия. На выборах 1932 года NSDAP вырвалась в лидеры. 30 января 1933 года Адольф Гитлер был провозглашен рейхсканцлером. Стали ущемляться гражданские права и политические свободы, и в итоге в Германии установился диктаторский режим нацистской партии. А среди её лозунгов был «Ein Volk, ein Reich, ein Fuhrer» - «Единый народ, единая империя, единый вождь!» Согласно этому лозунгу, народ должен не избирать, а лишь единодушно приветствует вождя, который "служит" всему народу. Могучая рука нацистской партии, схватила за горло змея, собирающегося ужалить Германию. Змей олицетворял капиталистов, коммунистов и неарийцев.
Неугодными также считались сексуальные меньшинства (20 тысяч гомосексуалистов были отправлены в концентрационные лагеря) и больные с психическими расстройствами (было расстреляно 100 тысяч человек).
Нацисты разработали так называемые расовые теории, основанные на псевдонаучных «исследованиях» XIX века. Эти теории были приняты Нюренбергскими законами в 1935 г. Поскольку никаких реальных расовых различий не существовало, нацисты прибегли к такой уловке: предки человека считались евреями, если были членами еврейской религиозной общины. Главное, что должно объединять людей, по мнению нацистов, это их раса. Раса истинных арийцев – это элита, она призвана управлять низшими расами. Была поставлена цель – подчинить себе все народы, а только один народ, евреев, уничтожить, причём уничтожить полностью. Антисемитские идеи распространились не только наверху, но и по всей Германии. Ассириолог Фридрих Дерих опубликовал в 1920 году книгу «Великий обман», в которой он утверждал, что евреи духовно бесплодны, что они «добровольно отрекшийся от своей родины народ»; что их законы и поступки носят преступный и безнравственный характер; что они не внесли никакого вклада в моровую культуру и этику; что еврейский бог – «карикатура на идею божества» и т.п. По его стопам пошёл целый ряд историков, которые в поношении евреев даже превзошли Делиха. Во всех средствах массовой информации велась пропаганда против евреев. Например, в газете «Штюрмер», которая распространялась повсюду,
была опубликована статья, о том, что евреи, якобы, используют в своих ритуалах кровь христианских младенцев.
2. Гетто
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Англия и Франция ответили на это объявлением войны Германии. В результате немецкого «блицкрига» («молниеносной войны») Польша была разбита в течение трех недель и ее разделили на три части. Западная часть отошла к гитлеровскому рейху, восточная (с ее многочисленным еврейским населением) - к СССР, а центральная, с городами Варшавой, Люблином и Краковом, была превращена в немецкое «генерал-губернаторство» (особая область под «общим управлением» Германии).
С момента нацистской оккупации в Польше началась волна арестов и погромов. Тысячи евреев были посланы на принудительные работы, где терпели всевозможные мучения и унижения. Евреям было приказано носить белую или желтую повязку со «щитом Давида» («Маген-Давид»). Еврейские магазины и лавки были закрыты, жителям гетто было запрещено ходить по улицам после комендантского часа и ездить в поездах. За несколько недель польские евреи оказались в том же положении, в котором уже пребывали немецкие евреи. Вскоре их положение стало еще хуже. В конце 1939 года было объявлено, что все польские евреи обязаны перейти в гетто - отведенные для их принудительного поселения кварталы. Первое гетто было устроено в Лодзи в феврале 1940 года; Варшавское гетто - в ноябре 1940 года; в 1941 году гетто были устроены и во многих других польских городах. Большинство их было обнесено глухой стеной. Вначале немцы выдавали многочисленные разрешения на выход и вход из гетто, но с октября 1941 года всем евреям, обнаруженным в городе вне пределов гетто, грозила по закону смертная казнь. В конце того же года подсудность евреев обычным судам была отменена, и они были отданы полностью на произвол гестапо. Евреи фактически были объявлены вне закона.
Лишь контрабандная доставка продуктов в гетто спасала многих от голодной смерти. Внутри гетто евреи создали подобие общинной жизни и по мере возможности заботились о предоставлении нуждающимся работы, пропитания, жилья и медицинских услуг. В определенных формах существовала в гетто и культурная жизнь.
Немецкие власти организовали в гетто советы еврейских старейшин - «юденраты». Через юденраты немцы передавали свои приказы и распоряжения жителям гетто. Члены юденратов нередко старались разными способами облегчить жизнь своих соплеменников. В тяжелейших условиях гетто их жители решили сохранять свою жизнь, во что бы то ни стало, ибо они видели в этом великую цель - остаться в живых ради сохранения существования на земле своего народа.Для успокоения общественности германское правительство. Для успокоения общественности германское правительство создало особый план:
Пожалуй, немногим знаменит в истории Чехии Терезин, а в историю европейских евреев он бы вовсе не вошёл, если бы не немецкие фашисты: в 1941 году они избрали его местом для реализации одной из самых изощрённых по своей жестокости идей. Терезинштадт, так переиначили они на немецкий лад чешское название, стал одним из самых трагических мест в истории Катастрофы. Нацисты устроили здесь транзитный лагерь-гетто, куда привозили евреев из Протектората Богемии, Моравии и других стран Европы. Гитлеровские идеологи задумали создать «показательный» лагерь. И терезинское гетто действительно не было похоже ни на какие другие учреждения этого рода. По указанию Эйхмана, лично курировавшего его, он был наделён всеми внешними атрибутами «вольного еврейского города». «Еврейское самоуправление» (совет старейшин), иудейское и христианское богослужение, больницы, почтамп, суд, библиотеки, банк, театр, кабаре, лекционная деятельность… Особенно был важен театр! Надо было профессионально режиссировать этот «еврейский спектакль», чтобы продемонстрировать всему миру, что фюрер большой гуманист и заботится о евреях. Специально для них в живописном месте в 60 километрах от Праги, столь любимой и значимой в истории евреев, создан город, где они могут не только работать, учиться, молиться богу, но и реализовывать таланты!..
По особому распоряжению Эйхмана в Терезин доставляли видных деятелей искусства: художников, музыкантов, режиссёров, артистов, писателей. С их помощью немцы, снимали пропагандиские фильмы, в которых еврейские актёры и особенно дети с довольными лицами пели песни, разыгрывали сценки, создавали видимость того благополучия, которое было способно убедить посланников Международного Красного креста: да, Гитлер заботится о евреях!…
Отказывающихся участвовать в съёмках немедленно отправляли в Освенцим.
Тогда в Терезине произошло невероятное: любовь к искусству на пороге смерти сплотила узников, аккумулировала в них огромные творческие силы, неподвластные страху. Люди жили последние годы, часы, дни на пике творческого совершенства. По сути, они играли свои роли не столько перед людьми, сколько перед лицом Небес. И они не плакали, а смеялись!