Однажды, когда Господь и апостолы шли по дороге, они услышали сзади громкие вопли несчастной женщины - сирофиникиянки. Женщина узнала Христа и начала громко взывать к Нему о помощи: "Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется."
Иисус Христос, желая показать Своим ученикам сильную веру и глубокое смирение язычницы, на ее просьбу не отвечал ей ни слова.
Тогда ученики стали просить Иисуса "отпустить ее," потому что она с громкими воплями неотступно идет за ними. Христос же, продолжая испытывать веру ханаанеянки, сказал апостолам: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева." Разумеется, эти слова нельзя понимать буквально, так как Сам Господь много раз говорил, что все люди - дети Божий и Царство Его не имеет никаких земных границ. Оно вместит в себя все народы земли, независимо от их национальности, языка и цвета кожи.
Слова же Христовы здесь надо понимать в том смысле, что Он прежде всего послан спасти "заблудших овец дома Израилева," а затем и все народы земли.
Но скорбящая женщина продолжала умолять Спасителя. Она подошла к Нему, припала к Его ногам и стала взывать: "Господи! помоги мне."
В ответ на ее просьбу Господь сказал: "Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам." Это было последнее испытание веры язычницы.
Сирофиникиянка знала, что евреи язычников за их веру и дела называют псами, но она знала и более возвышенную истину, что для Бога все люди любимы, даже те, кто по делам своим часто подобляются животным. Поэтому она смиренно ответила Христу: "Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их." Этими словами ханаанеянка показала не только великое свое смирение и сознание, что в язычестве человек не может быть так близок к Богу, как в истинной вере, но и выразила этим свою глубокую веру, что у милосердного Бога хватит милости для каждого человека.
Смирение сирофиникиянки имело те же свойства, как и смирение того язычника сотника, который считал себя недостойным принять Христа под кров своего жилища. И тот, и другой пример утверждают непреложный закон духа, что смирение, как антитеза гордости, рождает в душе человека веру в Истину, а вера эта творит чудеса.
Сам Господь удивился глубокой вере ханаанеянки и воскликнул: "О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему... пойди; бес вышел из твоей дочери."
Возвратившись домой, верующая и любящая мать нашла свою дочь здоровой, спокойно отдыхающей на постели.
А Господь из пределов Тира и Сидон ушел в Заиорданье, где еще раз чудесно насытил четыре тысячи народа семью хлебами и несколькими рыбами.
Исповедание апостолом Петром Божества Христова.
Мф. 16:13-26; Мк. 8:27-38; Лк. 9:18-27
Вскоре после чуда насыщения множества народа семью хлебами, Христос с учениками направился в окрестности Кесарии Филипповой. Шел последний год Его общественного служения. Голгофа неминуемо приближалась к Христу. Господь не боялся смерти. Вся Его жизнь была устремлена к Голгофе, на тот великий Жертвенник Божественной Любви, который уготовал Ему Отец Небесный. Но надо было после Себя оставить на земле преданных учеников, готовых продолжить строительство Царства Божия среди всех народов. А для этого необходимо было много времени проводить наедине с учениками, чтобы очистить их сознание от ложных представлений и заполнить его истинным учением о Мессии.
Апостолы, как и все евреи, ожидали, что Мессия возведет Свой народ на вершину почестей и могущества; а Христос проповедовал им смирение сердца и сокрушение о грехах. Они ожидали, что с явлением Мессии язычники преклонятся перед Израилем; а Он провозглашал, что язычники будут равными с народом Божиим. Они ожидали, что предания раввинов с их бесконечными обрядами и церемониями будут возведены в ранг закона для всех стран и веков, а Он провозглашал их полную отмену и на место древнего завета с одним только народом возвещал установление Нового Завета со всем человечеством. Они ожидали внезапного и насильственного политического переворота, преддверием которого должны были служить небывалые знамения и чудеса на небе и на земле, нарушения обычного порядка природы и истории; а Он учил, что Царство Мессии приблизится лишь незримым могуществом Слова и Духа Божия, постепенным преображением человеческих сердец.
Но апостолам трудно было отказаться от ложных представлений о Мессии, и только Дух Отца Небесного мог открыть им тайну Сына Человеческого.
Однажды, когда Христос с учениками шел по дороге к Кесарии Филипповой, Он спросил их: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?" Господь, конечно же, знал мнение народа, но этим вопросом Он хотел побудить Своих учеников к откровенному признанию. Апостолы ответили Иисусу, что в народе существуют различные мнения о Нем. Одни почитают Его "за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков."
Тогда Господь спросил их: "А вы за кого почитаете Меня?" От лица всех апостолов ответил Ему Симон Петр: "Ты - Христос, Сын Бога Живаго!" На это Господь сказал ему: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах...."
Действительно, проникнуть в тайну Иисуса, руководствуясь только своим рассудком, в то время (как, впрочем, и теперь) едва ли было возможно. Когда сейчас мы мысленно обращаемся ко времени жизни Христа, нам кажется непонятным и странным, что находились люди, которые относились к Нему с презрительным недоверием. Многие, может быть, даже думают, что если бы они жили в те дни, то уже, наверно, не отвергли бы учения Спасителя, не стали бы вместе с Его родными считать Его безумцем, вместе с фарисеями - еретиком, вместе с саддукеями - обманщиком. Так кажется нам по той причине, что мы знаем Христа уже прославленного, смотрим на Его дело в свете многовековой истории Его Церкви. Но если бы мы объективно оценили обстановку жизни Иисуса и представили себе, как Он выглядел "во время оно" среди сынов человеческих, то поняли бы, что со стороны апостолов признать в Иисусе Христе Сына Божия было настоящим подвигом их веры.
Истинная вера во Христа как Сына Божия приходит не через рассуждения или доказательства плотского ума и не через чувства симпатии или антипатии, она дается ищущим сердцам, как дар Божий, исходящий от Отца Небесного.
Исповедание Петра было высказано так твердо, решительно, что Христос сказал ему: "Ты - Петр (камень) и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...."
Господь обещал, что на такой, как у Петра, горячей вере Он, Христос, создаст Свою Церковь, которая будет непоколебима, как скала среди бушующего моря, так что никакие силы ада не смогут ее разрушить. Поэтому сила Церкви будет заключаться в непоколебимом, как камень, открытом исповедании людьми их веры во Христа - Сына Божия.
"... И дам тебе ключи Царства Небесного, - продолжал Христос, обращаясь к Петру, - и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах."
Этими словами Господь дал ап. Петру, а впоследствии и всем Своим апостолам великую власть "вязать и решить" (Ин. 20:28; Мф. 18:18), т.е. прощать или не прощать грехи людям.
Итак, Отец Небесный через ап. Петра открыл ученикам, а через них и всему человечеству тайну Иисуса Назарянина. Тайна Иисуса - это тайна Бога, принявшего человеческую природу для спасения всего человеческого рода.
С этого времени Иисус Христос начал открыто говорить Своим ученикам, что Ему для спасения людей надлежит много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников и быть убитым, и в третий день воскреснуть.
Это откровение Христа очень смутило учеников. Пылкий an. Петр отвел Иисуса в сторону и стал уговаривать Его: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!"
Из этих слов Петра видно, что он имел иудейское понятие о Мессии и не понимал еще учения о спасении людей через страдания Христа, в нем еще преобладали чувства земные над духовными. Просьба Петра была подобна искушению диавола, который также предлагал Господу вместо духовного-земное, вместо Царства Небесного-царство мира сего. Вот почему на просьбу Петра Христос ответил следующими словами: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое." После этого ап. Петр прекратил свой спор, а сатана отступил.
Тогда Господь сказал Своим ученикам: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною."
Крест - это жизнь человека со всеми его страданиями и трудами во имя Христа. Кто хочет жить для Царствия Божия, тот должен быть всегда готовым пострадать за свою веру и за свои христианские убеждения. Без готовности отдать жизнь за Христа нет христианства и вообще нет жизни. "Кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, - сказал Господь Своим ученикам, - тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее."
Если человек приобретет весь мир, будет владыкой всех земных богатств и будет пользоваться всеобщей славой, а повредит душе своей, допустив какую-нибудь неправду, отречется от Христа и не пожелает пострадать за Него, - тому не будет никакой пользы от всех земных богатств и славы. Такой человек погубит себя для вечной жизни и не наследует Царства Божия.
Мф. 17:1-13; Мк. 9:1-9; Лк. 9:28-36
Исповедание веры ап. Петром от лица всех апостолов вселило радость в сердце Иисуса Христа. Правда, у Него было лишь несколько истинных последователей, но и этого было достаточно для того, чтобы основать Царство Божие на земле. Пусть это Царство в начале будет подобно одному зерну на великом мировом поле или капле закваски в огромной массе человечества, но зерно разрастется до конца земли и закваска медленно, но несомненно из века в век распространится на весь человеческий род.