И действительно, предсказания Господа об Иерусалиме сбылись с поразительной точностью еще пря жизни тех людей, которые были свидетелями пришествия в мир Спасителя.
В семидесятом году римский полководец Тит осадил взбунтовавшийся Иерусалим, а затем взял его штурмом. Город и храм были разрушены до основания. Во время осады и штурма города было убито один миллион сто тысяч евреев и взято в плен девяносто семь тысяч человек. С этого времени еврейское государство перестало существовать.
Пророчество о Втором пришествии Христа.
Мф. 24:1-31; Мк. 13:1-37; Л к. 21:5-36
Господь говорил Своим ученикам, что с разрушением Иерусалима и его храма не закончится история мира. Это только прообраз тех грозных событий, которые должны произойти перед вторым пришествием Мессии. И Христос далее описывает ученикам финал другой эпохи, той эпохи, которая будет последней в истории человечества на земле.
Это будет страшное время. Надвигающаяся всемирная катастрофа сделает историческую атмосферу тревожной, полной жутких предчувствий и грозных знамений. Это будет время мировых войн: "Восстанет народ на народ, и царство на царство." Лжеучения будут вовлекать человечество во все большие заблуждения. "Лжепророки восстанут и прельстят многих." Наступит упадок веры и нравственности. "По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь."
Учеников Христа будут ненавидеть и гнать. Их поведут к царям и правителям, будут требовать отречения от веры во Христа. Некоторые христиане, страшась мучений и смерти, отрекутся от Господа, но много будет и таких, которые отдадут свою жизнь за торжество Церкви на земле, за распространение Евангелия среди народов. Шпионаж и предательство распространятся во все поры общества, так что брат будет доносить на брата, отец на детей, и дети на родителей. "Но не ужасайтесь! - говорит Господь. - Когда вас будут допрашивать, то не обдумывайте заранее ответов и не заботьтесь о том, как вам отвечать, ибо отвечать за вас будет Дух Святой. Я дам вам такую мудрость, которой не в силах будут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам. И если вам придется страдать, то безропотно терпите все, что вам будет ниспослано. Терпением вашим спасайте души ваши." Знайте, что спасется только тот, кто до конца своей жизни будет терпеливо нести свой крест, кто до дна выпьет ниспосланную ему от Бога чашу страданий!
В те дни наступит на земле уныние народов и недоумение, а катастрофа будет неумолимо приближаться. О ее приближении будут возвещать знамения на небе и земле. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на Вселенную. Но верующие в Сына Человеческого и творящие волю Божию не должны бояться; напротив, они должны радоваться, что наступает время избавления земли от зла и смерти... И когда будет проповедано Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам, тогда придет конец. Но никто не знает ни дня, ни часа этого конца. Он придет внезапно и застанет людей за их будничными занятиями. И тогда все, живые и мертвые, должны будут дать отчет о своей прожитой жизни. Итак, бодрствуйте, - в заключение сказал Господь ученикам, - так как не знаете, в который час Господь ваш придет! Бодрствуйте и молитесь, чтобы всегда быть готовыми предстать пред Сына Человеческого"*.
Мф.25:1-13
Второе пришествие Мессии будет внезапным и грозным для тех, кто жил беспечно, сеял на земле зло и не заботился о своем духовном росте, о стяжании благодати Духа Святого. Поэтому человеку необходимо постоянно бодрствовать и быть всегда готовым достойно встретить пришествие Сына Человеческого. Для этого нужно, чтобы "светильники веры" никогда не гасли в сердцах людей. Ожидание второго пришествия Сына Человеческого можно сравнить с ожиданием жениха, идущего на брачный пир.
Царство Небесное, - сказал Господь, - тогда будет подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих...
Но жених замедлил с приходом и явился только в полночь неожиданно для всех, когда девы, утомленные долгим ожиданием, заснули. Проснувшись, они все хотели выйти навстречу, но у неразумных выгорело масло и погасли светильники, поэтому вышли встречать жениха только мудрые девы. Пока неразумные ходили покупать масло, жених уже пришел и вместе с мудрыми девами вошел на брачный пир, где началось торжество. Неразумные, придя слишком поздно, нашли двери брачного чертога запертыми. Тогда они начали стучать и просить: "Господи, Господи, отвори нам." Жених же сказал им в ответ: "Истинно говорю вам, не знаю вас"*.
Пример, взятый Христом из свадебного ритуала восточных народов, был очень ярким и понятным ученикам Господа. Они поняли, что "брак" в этой притче означает грядущее Царство Божие, "Жених" - Христос, вечный Судья, "девы" - души человеческие; "светильники" - это сердца людей, пламенеющие верой в Господа, а "масло" - благодать Божия, которую человек должен стяжать верой и добрыми делами; "ожидание жениха" - это земная человеческая жизнь, цель которой встреча со Христом. "Неразумные девы" - это те люди, которые в своей жизни не заботились о стяжании благодати Духа Святого, поэтому и погасли у них светильники веры, и они не встретили Христа. Но если человек, живя на земле, соберет в своей душе плоды Духа: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание," - как учит ап. Павел (Гал. 5:22-23), то значит - светильник его души в порядке и елея хватит на всю долгую ночь ожидания прихода Жениха.
"Итак, бодрствуйте, - сказал Господь Своим последователям, - потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий."
Христос - Судия мира придет внезапно, и каждый человек должен будет дать Ему отчет о своей прожитой жизни, о том, как он распорядился Божиими дарами, данными ему при рождении.
"Когда придет Сын Человеческий, - сказал Христос Своим ученикам, - Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Так как хозяин знал способности и силы каждого из своих слуг, то одному дал пять талантов, другому два и третьему один; а сам тотчас же отправился в путь. Слуги, которые получили пять талантов и два таланта, пустили эти деньги в оборот и к возвращению своего господина удвоили его достояние. Получивший же один талант не стал трудиться над умножением достояния господина своего. Он пошел в укромное место и закопал в землю данный ему талант.
Когда господин, спустя много времени, возвратился в имение свое, он потребовал от рабов своих отчета. Пришел получивший пять талантов и сказал господину своему: "Ты мне дал пять талантов, но я удвоил их; вот они - десять талантов, возьми их."
"Хорошо, добрый и верный раб, - ответил ему хозяин, - в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди, в радость господина твоего." Получивший два таланта представил господину четыре, за что и он был удостоен похвалы и награды от своего хозяина. Наконец, подошел для отчета получивший один талант. Не зная, чем оправдать свое нерадение, он начал обвинять самого господина: "Вот тебе твой талант! Он цел, я не растратил его; я верен тебе, а если я не умножил его, подобно другим, так в этом ты сам виноват: ты хочешь жать, где не сеял, и собирать там, где ничего не оставлял: ты жестокий господин! Почему ты дал другим больше, чем мне? Почему ты дал мне так мало? Стоило ли употреблять в дело и умножать такое ничтожное дарование? Будь доволен и тем, что я, боясь тебя, сохранил твое, остался верен тебе!"
"Ленивый и лукавый раб! - сказал ему господин, - Если ты называешь меня жестоким и говоришь, что боишься господина своего, то тем более ты должен был позаботиться об увеличении данного тебе моего достояния, каким бы оно малым тебе ни казалось. Ты не имел права зарывать его в землю, ты обязан был употребить этот талант в дело, чтобы и другим принести пользу, да и самому было бы с чем предстать предо мною. Все это сделал ты от лености и нерадения твоего, а не потому, что тебе дан был только один талант."
"Возьмите же у него этот талант, - сказал хозяин дома своим слугам, - и отдайте имеющему десять. А этого негодного раба выбросите отсюда, ему не место здесь! Пусть остается вне дома, во тьме: там он будет мучиться и с досады скрежетать зубами"*.
Апостолам понятна была символика этой притчи. Под "талантами" в ней надо подразумевать те духовные, душевные и телесные способности, которыми человеколюбивый Господь наделил всех людей. Нет ничего в природе человека, чего бы он не получил от Бога. Вся земная жизнь человека есть постоянное ожидание встречи с Господом. Но ожидание должно быть не праздным. Человек должен "в поте лица своего" трудиться над умножением в себе "духовного капитала"- благодати Святого Духа. Для этого он должен все силы ума, сердца, чувства и воли направить на духовное делание. Он должен развивать свой ум, сердце, волю и другие способности своей природы не для созидания зла на земле, например, для строительства атомного, водородного и другого смертоносного оружия, а для созидания в себе и вокруг себя мира, любви, правды, милосердия и других добродетелей. Это и есть таланты (духовные сокровища), которые потребует Господь от человека на Страшном суде. Поэтому надо много и непрестанно трудиться, чтобы предстать пред Сына Человеческого не с пустыми руками, а с "духовным капиталом." Суд будет грозным и строгим. Ленивые и лукавые рабы извержены будут вон, во тьму внешнюю, "где будет плач и скрежет зубов."