19. Цивилизация античной Греции. Особенности культурного развития.
Наследие античной Греции бесконечно богато по своему духовному содержанию, разнообразию и совершенно в своих художественных формах. Оно оказывало и оказывает и сегодня своё воздействие и на культуру других народов. Но особенно - на европейскую культуру. Наследие древних греков покоится на величайших творениях, созданных и безымянными демиургами (мастерами высокой квалификации, ремесленниками) и знаменитыми философами, учёными, писателями, поэтами. Полис - центр культуры, требует единения всех граждан и в труде, и в бою. А защищать свой город приходилось часто, правда, нередко приходилось отстаивать свои интересы у стен соседних городов. Поэтому воинская доблесть, мужество, смелость - необходимые черты культурного человека того времени.
Эллинизм - период упадка культуры. Нормы, идеалы античной Греции распространяются повсюду, где бы ни ступала нога воина Александра Македонского, повсюду, но не в самой Греции. Здесь городское хозяйство постепенно приходит в упадок, а после смерти Александра и войны его соратников между собой за раздел и передел «империи» влияние Греции сходит на нет. Очень скоро она превращается в заштатную провинцию Древнего Рима. Для этого этапа характерны настроения индивидуализма и космополитизма. Следует отметить, что в области поэзии, литературы плодотворно трудились не только мужчины: Архилох, Анакреонт, Алкиан, Мимперм и др. История донесла до нас и женские имена: Сапфо с острова Лесбос, Коринна из Танагры, Телесилла из Аргоса, Праксилла из Сикиона.
Не менее впечатляющи достижения греков в области науки. Именно им удалось впервые создать теоретическую науку.
Для научного познания характерно наличие особого метода познания. Он включает в себя ряд положений:
1. Явления и в обществе, и в природе должны наблюдаться. (Принцип наблюдаемости)
2. Выдвигается предположение, какие процессы, недоступные непосредственному наблюдателю, вызывают наблюдаемое явление. (Принцип выдвижения гипотез)
3. Из предполагаемых (гипотетических) причин выводятся гипотетические (вероятностные) следствия (Принцип дедукции), которые могут быть проверены на опыте, в практике, в эксперименте.
Все эти три метода были заложены ещё в науке, возникшей в древних цивилизациях. В Древней Греции вводится четвёртый элемент - проверка, доказательство гипотез, осуществляемая рациональными, логическими рассуждениями.
Не менее важны достижения античности в области архитектуры. Хотя архитектурное дело ценилось меньше, чем занятия абстрактными видами умственного труда - философией, математикой, тем не менее архитектура позволяла претворить в камень те эстетические идеалы, которые разрабатывались мыслителями, и рассматривалась как необходимая и почётная деятельность.
Для Древней Греции характерно раннее складывание различных стилей: дорического, ионического и коринфского.
Другим, не менее замечательным достижением культуры античной Греции, являлся театр. Театр берёт своё начало от ритуалов, а затем и религиозных представлений, «мистерий». В Греции во время Великих Дионисий ставились постановки, изображающие смерть и Воскресение Диониса. Поскольку пьеса предназначалась Богу, она не повторялась, а для каждого празднества писалась заново. Непременными «участниками» представления были сатиры, козлоногие люди, спутники Диониса. Источником сюжетов для греческого театра были мифы. Герои трагедий - герои мифов. В комедийном жанре сочиняли пьесы: Аристофан («Ахарнане», поставлена в 425 г. до н. э.), Эвполид («Демос»), Кратин («Законы») и др. Комедия означает «песню комоса», то есть праздничного деревенского шествия. Для комедии характерно соединение песен с весёлыми сценами. Иногда в комедии присутствовали непристойности, фаллические шутки. Всё это соединялось с политической сатирой. Комедии направляли свои нападки против демократических группировок. Прошлое, связанное с управлением тиранов, приукрашивалось и восхвалялось. Вершины своего развития культура достигает в представлениях о человеке, о том идеале, к которому стремится сам человек и поощряет его стремления общество. Для античной Греции этот идеал культурного человека был сформирован Аристотелем в его «Никомаховой этике». Аристотель выводит идеал человека «по праву гордого», это тот, кто считает себя достойным великого, будучи того достойным. Этот человек, по мысли Аристотеля, должен иметь определённые физические данные, прежде всего высокий рост, ведь «красота бывает в большом теле, а малорослые изящны и хорошо сложены, но не прекрасны».
21. Античный полис и его роль в развитии античной цивилизации.
Полис - это город-государство, занимающее, как правило, небольшую территорию, имеющее административный центр, храм, крепостное укрепление, расположенное на вершине горы, т.е. акрополь, или "верхний город". К нему примыкали земледельческие и ремесленные поселения. Это - суверенное, самообеспечивающееся объединение, например Афинский, Милетский, Римский и др. полисы. Характер полиса определялся тем, в чьих руках находилась власть. В Древней Греции архаического периода долгое время у власти были аристократы, родовая знать. Власть могли захватить тираны, т.е. единоличные правители, выбранные народом. Эта форма власти называлась тиранией. Были олигархические полисы, где власть принадлежала группе наиболее богатых и знатных людей - олигархам. В VI веке до н.э. сначала в Афинах, потом и в других полисах устанавливается демократия, т.е. власть народа, явившаяся несомненным изобретением греков, их вкладом в политическую мировую культуру. Рим царского (раннего) периода (VII-V вв. до н.э.) предстает как типичный для античности город-государство с народным собранием, советом старейшин (сенатом). Важнейшими делами общины ведал сенат, состоявший из глав старейших коренных родов. Римские цари, избираемые пожизненно народным собранием, отличались от восточных владык. Их власть ограничивал сенат. В римской аристократической республике (V-I вв. до н.э.) важнейшими делами общины также ведал совет старейшин, в народном собрании ведущую роль играли патриции. Демократический полис - единый коллектив равноправных свободных граждан, совпадающтй с коллективом частных земельных собственников, сложившийся в Древней Греции. Кто является ойкономом (владельцем земли, домохозяином), тот становится гражданином (политесом). Субъектом власти демократического полиса является народ. В древнеримском государстве владение землей обусловлено принадлежностью к римскому гражданству, достаточно замкнутому и ограниченному, потому обладавшему особой ценностью. Главным органом управления демократического полиса было Народное собрание, на котором решались наиболее важные социальные проблемы, избирались правители и должностные лица, а каждый гражданин являлся непосредственным участником общественной жизни. Римская аристократическая республика представляла собой военную демократию, поскольку в общественной жизни принимали участие только мужчины-воины - представители богатых, старейших знатных родов. В античных полисах не было сакрализации власти, подобной государствам Древнего Востока (например, в Египте фараон почитался как живой Бог). Правитель демократического полиса (архонт), в Риме царь, консул избирались, следовательно, могли быть смещены. Политическая организация совпадает с военной, поскольку граждане формируют вооруженную силу полиса: фаланги в Греции, центурии (сотни) в Риме. Право голоса в демократическом полисе имели все свободные граждане. Но античная демократия носила ограниченный характер. Во-первых, это демократия раннеклассового, рабовладельческого государства, где раб лишался всяких гражданских прав. Во-вторых, прав лишались женщины; в-третьих, не имели прав переселенцы из других областей (полисов), называемые в Греции метеками, из римских провинций. Право быть избранным в органы управления также имели не все свободные граждане, а только мужчины, достигшие 20-летнего возраста, принадлежащие к первым трем классам, т.е. примерно 28% населения полиса. Малоимущие (феты) имели право только участвовать в собрании граждан. Не меньше ограничений было в Древнем Риме, где равенство юридическое (равенство перед законом) не подкреплялось политическим и социальным равенством. Основную роль в политической жизни играли, как уже говорилось, мужчины-воины. Равноправие частных собственников обеспечивалось законом, а не обычаем, обычным правом. Первым шагом была фиксация уже существующих в общественной практике правовых норм. Это ограничило право сильного, т.е. власть родовой знати. Каждый гражданин должен подчиняться специально разработанным нормам. Реформы Солона, Клисфена в Древней Греции завершили становление политической организации, основанной на концепции народного суверенитета, примата закона. Закон призван защищать права каждого свободного гражданина развивать способности, участвовать в политической жизни. Без суда никто не может быть заключен в тюрьму, изгнан, предан смертной казни. Несмотря на ограниченность древнегреческой демократии, это было открытием в политической культуре, одним из факторов формирования дихотомии (деление на две части, их противопоставление) Восток - Запад. В рамках рабовладельческого полиса, полисной ценностной системы складывается и культурная специфика, которая обретает свои особенности на греческой и римской почве. Переход к полисной организации общества, по мнению ряда древнегреческих и древнеримских авторов, произошел путем заключения людьми договора об установлении определенных отношений в рамках единой политико-правовой системы. В указанный период закладываются идейно-теоретические предпосылки двух основных направлений в рассмотрении проблемы соотношения общества и государства. В первом варианте государство представляется органом, необходимым обществу для защиты субъективных прав и свобод, которыми обладают его рядовые члены (эти взгляды впоследствии послужили основой для возникновения и развития либеральной концепции соотношения государства и общества); второй же вариант, напротив, характеризует государство как механизм ограничения индивидуальных волеизъявлений силой закона.