Смекни!
smekni.com

по дисциплине: культурология на тему: «Представления о смерти, загробный мир в культуре народов мира. Погребальный обряд как следствие представлений о загробном мире» (стр. 5 из 5)

С определенными представлениями о посмертном существовании души связаны, по всей вероятности, и существовавшие у людей два основных вида погребений - трупоположенные и трупопосожженные. В одном случае (особенно, если это мумификация), это желание сохранить тело, индивидуальный облик человека после смерти, в другом, - это явное желание избавиться от телесной оболочки. Объясняются, видимо, такие особенности в семантике погребальных обрядов специфическими представлениями отдельных культур, групп о метапсихозе.

Смерть, обряды перехода в новое состояние существовали в сознании, мировоззрении древнего человека в контексте хорошо знакомого ему мифа, мифологических образов и представлений, жизнь и смерть, рождение, взросление, угасание, - все было регламентировано, отмечено обрядами и ритуалами, следование которым являлось залогом благополучия, непрерываемости потока жизни, рождений. В этом контексте и погребальные обряды надо рассматривать как инсценировку этой части мифа, которая посвящена смерти, уходу. Живые и мертвые были участниками этого таинства, этой трагической мистерии, где все и вся - покойник, погребальное сооружение, предметы в могиле иллюстрировали эти сакраментальные действия.

Умершие – обитатели обширного пространства, где находятся мудрые предки; это не только мир прошлого, но и будущего, которое избежать невозможно. Они – знатоки будущего, поэтому к ним обращались чародеи-предсказатели. Умершие оказывались посредниками между их живыми потомками и богами. Физическая смерть не была абсолютным концом, жизнь считалась продолжающейся после смерти, и связь между человеком и его родственниками не прерывалась в могиле. Более того, живые и мертвые зависели друг от друга. Благополучие мертвых связано со вниманием, которое они получали от живых, в то время как существование живых в большой мере определялось заботой, которой они окружали ушедших.

Список литературы:

1. Батюшков Ф. Д., «Спор души с телом в памятниках средневековой литературы», СПБ. 1891;

2. Харузин Н. Н., Этнография, в. 4, СПБ. 1905;

3. Соболев А. Н., «Загробный мир по древнерусским представлениям», Сергиев-Посад, 1913;

4. Токарев С. А., «Ранние формы религии и их развитие», М., 1964;

5. Кунов Г., «Возникновение религии и веры в бога», [рус. пер.], 4 изд., М.-Л., 1925;

6. Тэйлор Э., «Первобытная культура», пер. с англ., М., 1939

7. Савченко Е. И., «Погребальный обряд Мощевой балки», М., 1983

8. Ньюзерн Дж., «Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях», М., 2003

9. «Погребальный обряд. Реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. Сборник статей», М. 1999

10. Отрощенко В. В., « Идеологические воззрения племен эпохи бронзы на территории Украины. Обряды и верования древнего населения Украины. Сборник научных трудов», К., 1990