Смекни!
smekni.com

Тимофеевой Светланы Ученицы Лыкошинской школы инт. №2 «История Иверского храма» (стр. 4 из 7)

Были у них и помощники. Посильную помощь оказал тогдашний начальник ЛИУ-3 Сизенко Виктор Иванович, его жена Валентина Васильевна, тогда председатель сельпо. В строительных делах помогал Владимир Ильич Дементьев, и некоторые жители села.

Действующая

Иверская церковь.

Нона Михайловна привезла их Петербурга красивую люстру для храма.

Часовня была построена в основном на их личные сбережения, но часть денег выделяли организации посёлка.

И вот 26 октября 1992 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери состоялось освещение новой Иверской церкви. Его провели настоятель Богоявленского собора Благочинный отец Стефан из Вышнего Волочка и отец Владимир из Куженкино. Это было очень важное событие для всех лыкошинцев.

Прошло с тех пор 17 лет.

Сначала долго не было в посёлке священника. Потом настоятелем 5 лет был священник отец Валерий, который вместе с псаломщиком Алексеем Сергеевым много сделал по переоборудованию часовни в церковь. Они пристроили алтарь.

А с декабря 1999 года настоятелем храма стал иерей отец Василий. Прошло с тех пор почти десять лет. За это время Иверская церковь преобразилась до неузнаваемости. Теперь она уже каменная, благоустроенная, ухоженная, красивая. И белая оградка, словно кружева, окружает её. Возле храма посажены цветы, кустарники, сделана альпийская горка. Отец Василий с помощниками выпилил старые берёзы в аллее, ведущей к храму, и посадил саженцы. Он отремонтировал старые кирпичные ворота, ведущие на кладбище, и с любовью содержит в чистоте и порядке всю территорию вокруг храма старого и нового. Жаль только, что по соседству с храмом оказался поселковый стадион, и не все, кто любит там погонять мяч или просто последить за игрой, посидеть на скамеечке, соблюдают чистоту. Часто возле скамеек скапливается целая гора мусора, а некоторые умудряются пакеты и бутылки накидать за ограду храма. Мы, ученики, взяли шефство за стадионом, периодически убираем мусор, следим за чистотой у храмов, кладбища, в берёзовой роще. Но часто справиться с накопившимся мусором бывает непросто, особенно после районных футбольных матчей, дружеских встреч на нашем стадионе с командами других населённых пунктов.

Отец Василий часто приходит в школу, проводит Уроки Нравственности в старших классах, беседует с детьми. Традицией стали наши поездки по святым местам, молебен, посвящённый началу нового учебного года. Всегда так было на Руси – церковь была источником духовного просветительства, нравственности.

Мы прошли свой путь

Кругами зла…

Ныне – приближаемся

К истоку!

К Церкви, к Богу!

Всё душа заблудшая снесла…

Пообмылась, просветилась

Понемногу…

Всё душа народная смогла –

Грустной прихожанкой встала сбоку…

Замолчала ненапрасной немотой-

Горе смежило ей уста…

Запах ладана. Свет Креста.

Над Россией туман густой.

Мы прошли свой путь кругами зла…

Наконец - приблизились

К истоку!

О. Маркова.

Строительство Иверского храма.

Санкт – Петербург – Москва - первая крупная железная дорога в России. Значение её трудно переоценить.

Но в начале XIX века далеко не все понимали пользу от строительства «чугунки». Разгорелась целая дискуссия на страницах российских газет и журналов. Многие скептики полагали, что новому виду транспорта будет трудно прижиться в России: морозы, снежные заносы, весенние паводки – всё это может стать серьёзной помехой. Но разум победил: и 17 февраля 1835 года был учреждён специальный «Комитет по устройству железных дорог в России». После этого события стали развиваться стремительно: в 1837 году официально открылась Царкосельская дорога, а в 1842 году началось строительство Николаевской дороги.

Именно тогда приехали на Валдайку три брата Панаевых: Валериан, Ипполит и Кронид.

Валериан Александрович, только что окончивший Корпус инженеров путей сообщения (в 1844 г.), принимал участие в изыскании, проектировании, эксплуатации Московско – Петербургской железной дороги. Двенадцать лет жил и работал В. А. Панаев на строительстве Николаевской ж\д (он состоял на службе в чине поручика). Как известно, управление строительством было разделено на две дирекции: северную и южную, каждая дирекция в свою очередь делилась на участки, а участки – на дистанции. Северная дирекция (начальник инженер – полковник П. П. Мельников) разделялась на 6 участков. Начальнику 6-го участка В. А. Панаеву были поручены составление проектов и постройка мостов на протяжении участка длиною 60 вёрст с центром Валдайка (нынешнее Лыкошино).

Поселились Валериан и Ипполит в деревне Кузнецово на реке Шегринке, а Кронид Александрович Панаев приобрёл усадьбу Козиных в двух верстах от станции Валдайка. Вот как об этом пишет в своих «Воспоминаниях», опубликованных в журнале «Русская старина» (1901 г.), Валериан Александрович: «В летнее время проживало около нас (во время строительства железной дороги) семейство Козиных в превосходно устроенной усадьбе, Михайловском, лежащем в двух верстах от ст. Валдайки. Это имение принадлежит теперь одному из моих братьев – Крониду…».

Крониду Александровичу также принадлежали дома и земли на Валдайке. Именно на одном из своих земельных участков, в непосредственной близости к железной дороге, Кронид Александрович и решил построить храм. Дело в том, что в то время храма в Лыкошине не было. Валериан Александрович вспоминает, что венчался он со своей женой, Софьей Михайловной Мельгуновой из старинного рода Квашниных – Самариных, на Валдайке в военной походной церкви в 1850 году, значит, в то время храма не было.

Строился храм на земле Кронида Панаева, на его средства. Рядом с храмом был построен двухэтажный каменный дом для священника и хозяйственные постройки. Позже, рядом в 1894 году была построена церковно – приходская школа.

Для храма был выбран проект, разработанный русским архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794 – 1881). Проект был типовой и сравнительно недорогой.

Под алтарной частью храм имеет усыпальницу, в которой и были погребены тела Кронида Александровича и его супруги, Александры Егоровны.

Точной даты строительства нет, так как не удаётся найти документов по храму, но чаще всего всплывает дата: 1883 год.

Константин Андреевич Тон был хорошо знаком с братьями Панаевыми, так как тоже принимал участие в строительстве Николаевской железной дороги. Именно он создал парные комплексы вокзалов в Москве и Санкт – Петербурге.

Константин Андреевич занимался государственным строительством, а с ним связана традиция создавать образцовые проекты крестьянских изб, гражданских и общественных зданий и, конечно же, храмов. Тон создал несколько альбомов – атласов так называемых образцовых проектов. По его проектам воздвигнуто множество построек. Они были очень популярными, привлекала прежде всего их оригинальность, рациональность, низкая себестоимость. Вот так один из проектов альбома – атласа был воплощён в жизнь в Лыкошине.

Этот же типовой проект храма ранее использовали в городе Любани. Там построен храм Петра и Павла идентичный Лыкошинскому храму Иверской иконы Божией Матери с усыпальницей, в которой погребён Павел Петрович Мельников.

История Иверской иконы.

Из любви к людям Божия Матерь благославила святого апостола и евангелиста Луку написать Её изображение ещё во дни своей земной жизни.

Церковное предание.

Церковное предание повествует о том, что существуют особые места попечения Царицы Небесной (уделы).

Апостолы решали, в какую страну идти каждому для проповеди Евангелия. Пречистая Богоматерь пожелала принять участие в благовести. По жребию ей досталась Иверская земля. Но Сам Господь Иисус Христос сказал Пречистой, чтобы она не отлучалась из Иерусалима, а вместо себя послала апостола Андрея Первозванного. И вместе с ним – изображение своё.

Пресвятая призвала к себе апостола Андрея, передала ему веление Божие. Потребовала доску, умыла своё лицо и приложила его к доске, и на ней появился образ Владычицы с Предвечным Сыном Её на руках. Вскоре после этого апостол Андрей отправился на проповедь слова Божия.

История этого образа просматривается в 9 веке – времени иконоборческих гонений в Византии, когда по велению императора почитателей икон подвергали истязаниям, пыткам, убивали, а сами иконы повсюду тщательно разыскивали, выкидывали из храмов и домов, рубили на куски, сжигали.

Чтобы сберечь святыни от поругания и уничтожения, благочестивые люди прятали их и опускали в воды рек, морей, вручая их судьбу воле Божией.

Так случилось и с Иверским образом.

В царствование императора – иконоборца

Феофила (829 – 842) неподалёку от города

Никеи жила благочестивая вдова с сыном.

У неё в доме была потаённая комната,

в которой хранилась древняя икона Божией

Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшем для неё самым драгоценным сокровищем. Кто-то донёс на неё, и однажды ночью в дом ворвались воины; один из них ударил икону мечом, желая изрубить его на куски. Удар пришёлся на изображение правой ланиты Пречистой, из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущёнными выступившей не ней кровью.

Когда они ушли, вдова взяла святой образ и направилась с сыном к берегу моря. Долго молилась она и просила Царицу Небесную о милости к Её образу и о заступничестве за сына. Опустив икону в воду, она с радостью заметила, что та не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и, скользя по воде, стала удаляться, пока не скрылась из вида. Той же ночью мать умолила сына уйти из дома, опасаясь за его жизнь. Сама же женщина осталась принять муки за иконопочитание.