Смекни!
smekni.com

О. С. Сороко-Цюпа (Введение, §§ 1, 3-4, 5, 6, 17, главы 3, 5); > В. П. Смирнов (глава 7); > В. С. Посконин (§§ 2, 7, 8, 16); > А. И. Строганов (глава 4) (стр. 19 из 35)

Определенные достижения гоминьдановского режима в области внешней и внутренней политики хотя и не решили коренных проблем Китая, тем не менее значительно сузили социальную базу коммунистов и обрекли на поражение так называемое «советское движение» в Китае.

Поражение революционного движения под лозунгом советов (1927—1937 гг.) После распада единого фронта и начавшейся гражданской войны компартия Китая в целях выживания перешла к вооруженной борьбе. С конца 1927 г. почти вплоть до 1936 г. эта борьба велась под лозунгом установления- революционной диктатуры рабочего класса и крестьянства в форме советов. Стержнем программы партии стало осуществление аграрной революции путем конфискации всей помещичьей земли и передачи ее в собственность безземельному и малоземельному крестьянству. Основными инструментами проведения этой политики должны были стать рабоче-крестьянские советы и рабоче-крестьянская Красная армия, безраздельно руководимые партией. Однако найти опору среди рабочих не удалось. Все попытки КПК организовать восстания и политические забастовки в городах или захватить отдельные крупные города силами Красной армии заканчивались неизменными провалами. Под военным и политическим давлением гоминьдана КПК была вытеснена из городов и вынуждена перенести центр тяжести своей деятельности в деревню, точнее — в отдаленные периферийные сельские районы, где существовал как бы вакуум го-миньдановской власти. Из партии по преимуществу «городской» КПК на два десятилетия превратилась в партию «деревенскую», притом партию воюющую, милитаризованную.

Из отдельных отколовшихся частей правительственных войск, отрядов крестьянской самообороны, военных формирований тайных обществ и т. д. КПК удалось организовать полупартизанскую Красную армию, численность которой к 1933 г. достигла 300 тыс. человек. Силами Красной армии, отбившей четыре карательных похода гоминьдана, на стыке ряда провинций Центрального Китая было создано несколько относительно стабильных советских районов, наиболее крупным из которых был Центральный советский район в провинции Цзянси. Здесь в ноябре 1931 г. состоялся I Всекитайский съезд представителей советских районов, провозгласивший Китайскую Советскую Республику. Председателем ЦИК КСР стал Мао Цзэдун.

Поскольку расчеты компартии на стихийную крестьянскую революцию не оправдались (крестьянство в основной своей массе оставалось инертным), главным орудием осуществления революционных преобразований в советских районах стала армия. Основной социальной опорой партии и армии и резервом их кадров была сельская голытьба, т. е. люмпенизированная часть китайской деревни.

В 1934 г. гоминьдановское правительство, сосредоточившее к тому времени в своих руках значительные военные и материальные ресурсы, организовало новый, пятый карательный поход против советских районов. Красная армия потерпела сокрушительное поражение, но сумела вырваться из окружения и с тяжелыми боями прорваться в глухой северо-западный район на стыке провинций Шэнси — Ганьсу — Нинся с центром в захолустном городишке Яньань. Все другие советские районы были утрачены. «Советское движение» в Китае потерпело поражение.

Формирование единого национального антияпонского фронта. С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии.

Советское правительство, также озабоченное нарастанием японской военной угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему военной и финансовой помощи прекращением гражданской войны и карательных операций против китайских коммунистов. Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле — июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении военных действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК. Компартия со своей стороны обязалась преобразовать советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРА, прекратить конфискацию помещичьих земель. Программой сотрудничества гоминьдана и компартии на почве общих интересов борьбы с японской агрессией провозглашались, как и в 20-е гг., три народных принципа Сунь Ятсена. Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. 22 августа 1937 г. правительство Чан Кайши издало приказ о преобразовании Красной армии в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая. С лета началась японо-китайская война 1937—1945 гг., как часть второй мировой войны.

Вопросы и задания: 1. Какие социально-экономические изменения произошли в Китае к началу 20-х гг.? 2. Раскройте характер национальной «великой» революции 20-х гг. и ее особенности. 3. Почему произошел раскол в национально-революционном лагере? 4. Какие реформы были проведены в Китае в «нанкинское десятилетие» и насколько они способствовали модернизации Китая? 5. Что такое «советское движение» в Китае? В чем причины его поражения? 6. Как вы объясните то, что вся история Китая первой половины XX в. — это бесконечные войны? Или это «перманентная революция»? 7. Какие факторы определили создание единого антияпонского фронта?

§ 11. ИНДИЯ

Индия после войны. Колониальные власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды народов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия держала мертвой хваткой свою главную колонию. Это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции национальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность рабочих была невелика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас, Канпур и др.) превращала немногочисленный пролетариат в важную организованную силу.

Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий религиозный фактор. Таким образом, индийская деревня — это самодовлеющая организация.

Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониальной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянина и городского рабочего — крестьянина вчерашнего. Выдающаяся роль в организации массовых ненасильственных кампаний сопротивления в 20—40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869—1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского Национального Конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиимпериалистический фронт.

М. Ганди и гандизм. Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н. Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства божия на земле, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла европейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства — их кровное дело, поскольку это борьба за справедливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. Поэтому требования независимости страны и преобразования общества, облаченные в традиционные образы, становились понятными многим десяткам миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. Печатью глубочайших традиций Индии, пониманием психологии крестьянства был отмечен тактический метод гандизма в национально-освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества и т. д.). В этом методе весьма своеобразно сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном мировоззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с терпимостью к противнику. Именно в таком сочетании ненасилие у Ганди выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету. Ганди отрицал классовую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед лицом общей задачи — освобождения от иностранного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной и по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и заставил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной вооруженной борьбы.