США и Латинская Америка. Важной проблемой в межвоенный период для стран Латинской Америки стали их взаимоотношения с США. Воспользовавшись временным ослаблением внимания европейских держав к Латинской Америке во время первой мировой войны, США усилили свое проникновение в Центральную и Южную Америку. С 1913 по 1929 г. североамериканские капиталовложения в регионе увеличились в 4,5 раза. Опасаясь роста антиамериканских настроений и стремясь упрочить влияние США в регионе, новый американский президент Ф. Рузвельт в 1933 г. заявил об отказе США от интервенций и других форм вмешательства в дела латиноамериканских государств и о переходе к политике «доброго соседа», или «добрососедского сотрудничества». Это означало переориентацию Вашингтона на более гибкие формы экспансии и явилось важным положительным сдвигом в межамериканских отношениях.
Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте экономическую и политическую обстановку в Латинской Америке после первой мировой войны. Какие типы политических режимов существовали в это время в регионе? 2. Что собой представляла политика либеральных реформ конца 20-х гг. в Латинской Америке? 3. Как повлиял на Латинскую Америку мировой экономический кризис 1929—1933 гг.? 4. Дайте оценку политики государственного регулирования экономики в Латинской Америке. В каких вариантах она осуществлялась? S. Какие изменения произошли в политике США по отношению к Латинской Америке в 30-е гг.?
«Революционный каудильизм» (20-е гг.). Победа революции 1910—1917 гг. создала в Мексике благоприятные условия для проведения реформистской политики в интересах местной буржуазии и национального развития. Этому содействовали разгром консервативных сил, активная роль народных масс и в то же время ведущая роль национальной буржуазии в революции, укрепившаяся после поражения самостоятельной борьбы революционного крестьянства. Доверие к официальным «вождям» революции было свойственно рабочим, которым конституция 1917 г. обещала прогрессивное трудовое законодательство.
Популярным в массах «вождем», «революционным каудильо», как его называли, стал генерал Альваро Обрегон. В 1920 г. он был избран президентом республики (1920—1924).
При Обрегоне в условиях формального соблюдения конституционности и демократических свобод в стране установился своеобразный авторитарный режим во главе с президентом. Обоснованием его стала идея надклассового единства нации во имя продолжения революции. Объективно режим «революционного каудильизма» выражал интересы слоев населения, заинтересованных в капиталистическом развитии страны, — прежде всего национальной средней и мелкой буржуазии. Обрегон стремился завоевать репутацию защитника интересов трудящихся. Была повышена заработная плата трудящимся. Принимались меры по выполнению положений конституции о 8-часовом рабочем дне, признании профсоюзов, о коллективных трудовых договорах, о компенсации за производственные травмы. В 1924 г. Мексика стала первой страной Западного полушария, установившей дипломатические отношения с СССР. Во время президентства преемника Обрегона, тоже участника революции, генерала Плутарко Элиаса Кальеса (1924—1928) режим «революционного каудильизма» получил дальнейшее развитие. При нем среди крестьян было распределено 3,2 млн. га земли.
Правительство Кальеса поощряло национальный капитал. Были ограничены позиции иностранных компаний, особенно в нефтяной промышленности.
Рабочая политика правительства характеризовалась искусной социальной фразеологией в сочетании с реальными уступками трудящимся. Классовое сотрудничество представлялось ках путь, обеспечивающий эволюцию капитализма к социализму. Политика режима способствовала распространению среди трудящихся реформизма.
Кризис режима «революционного каудильизма». К концу 20-х гг. авторитарный режим в значительной мере выполнил свои задачи. Национальная буржуазия укрепила собственные позиции. Теперь она все более тяготилась ограничительными рамками режима, чрезмерной «революционностью» и сотрудничеством с рабочими организациями. Сами деятели режима, выходцы из мелкобуржуазной среды, постепенно вовлекались в ряды имущих классов. С 1927 г. наметилась эволюция правительственной политики вправо: было замедлено распределение земли среди крестьян, урегулирован конфликт с американскими нефтяными компаниями на основе значительных уступок, взят курс на прямое подчинение профсоюзов правительственному контролю.
После истечения в конце 1928 г. президентских полномочий Кальес удержал контроль над часто сменявшимися последующими президентами в качестве «верховного вождя революции». Чтобы предупредить распад блока сил, составлявших базу режима, Кальес выступил инициатором их объединения в марте 1929 г. в разношерстную Национально-революционную партию (НРП). В нее вошли большинство буржуазных политических группировок, военные, мелкобуржуазные течения, крестьянские организации, часть профсоюзов.
Экономический кризис 1929—1933 гг. привел к обострению классовых и социальных противоречий в Мексике и дальнейшему нарушению баланса сил, составлявших опору режима. Рабочие, крестьянство, мелкая и отчасти средняя буржуазия, ущемленные кризисом, проявляли растущее недовольство политикой режима и все настойчивее требовали глубоких преобразований. В самой правящей партии усилилось левое крыло. Влияние «верховного вождя революции» на ход событий падало. На съезде НРП в декабре 1933 г. Кальес вынужден был согласиться на выдвижение кандидатом в президенты от партии представителя ее левого крыла генерала Ласаро Карденаса, участника революции. Карденас обещал решить в пользу крестьян аграрный вопрос, принять меры против иностранных компаний, улучшить положение рабочих. На президентских выборах 1 июля 1934 г. он одержал решительную победу и 1 декабря того же года вступил в должность президента на 6-летний срок.
Преобразования правительства Карденаса (1934—1940). Приход к власти Карденаса знаменовал вступление Мексики в период более глубоких преобразований, поддержанных народом.
При содействии правительства трудящиеся добились существенного повышения зарплаты, установления в ряде отраслей 40-часовой рабочей недели, утверждения системы коллективных договоров. По настоянию рабочих правительство экспроприировало те местные и принадлежащие иностранным компаниям предприятия, хозяева которых не желали идти на уступки. Эти предприятия превратились в кооперативы трудящихся, действовавшие под контролем и при финансовой помощи государства. В феврале 1936 г. на конгрессе рабочего единства в Мехико был создан единый национальный профцентр — Конфедерация трудящихся Мексики (КТМ). КТМ высказалась в поддержку правительства Карденаса, за антиимпериалистические и аграрные преобразования и установление в будущем бесклассового общества. Ряды КТМ быстро выросли с 200 тыс. членов в момент ее создания до 1,5 млн. в 1940 г.
Правительство Карденаса экспроприировало у местных помещиков и иностранных компаний 18 млн. га земли — в 2,5 раза больше, чем за предыдущие 17 лет, передав их 1 млн. крестьянских семей. При этом ставилась цель расширить и укрепить крестьянские общины, хотя осуществлялась и раздача земель мелкими участками индивидуальным хозяйствам. Государство поощряло кооперативные общины, где земля и техника использовались коллективно. Но наряду с ними существовали и общины, где обрабатываемая земля делилась на индивидуальные участки и лишь остальные угодья использовались совместно. В 1940 г. во владении общин и кооперативов было сосредоточено уже 29 млн. га. Им принадлежала половина обрабатываемой земли в стране. Остальные крестьяне — собственники —имели 20 млн. га. В руках крупных землевладельцев еще находилось около 80 млн. га сельскохозяйственных угодий (большая часть их не обрабатывалась).
Карденас повел борьбу с засильем иностранного капитала, национализировав ряд иностранных фирм. В 1937 г. были национализированы и переданы профсоюзам железные дороги. 18 марта 1938 г. правительство объявило о национализации нефтяной промышленности — основного рычага мексиканской экономики, контролировавшегося англо-американским капиталом. Нефтяная промышленность была передана государственной компании. Это вызвало обострение отношений с Великобританией и США, объявившими бойкот Мексике. С Великобританией были разорваны диштоматические отношения. В мае 1938 г. вспыхнул реакционный мятеж генерала Седильо. Но правительство быстро подавило его.
Много сделало правительство Карденаса по развитию системы народного образования, особенно по сокращению неграмотности среди индейского населения.
Во внешней политике Мексика отстаивала свой суверенитет, активно выступала против фашизма. Она оказала большую помощь республиканской Испании, в том числе оружием и добровольцами. В 1939 г. Мексика приютила тысячи испанских эмигрантов и республиканское правительство Испании в изгнании.
Преобразования правительства Карденаса сплотили вокруг него широкие народные массы. В марте 1938 г. Карденас и его сторонники объявили о создании вместо прежней НРП новой Партии мексиканской революции (ПМР). Она объединила всех, кто поддержал перемены в стране. В ПМР вошли Конфедерация трудящихся Мексики, Национальная крестьянская конфедерация и другие общественные и политические организации. К 1940 г. ПМР насчитывала до 4 млн. человек (при всем населении Мексики 20 млн. человек). Программа партии — «За демократию трудящихся» — высказывалась за дальнейшее развитие преобразований вплоть до «подготовки народа к утверждению рабочей демократии и к установлению социалистического строя». Фактически с созданием ПМР было оформлено образование Народного фронта с участием рабочего класса, крестьянства, средних слоев, мелкой и средней национальной буржуазии в специфической форме единой массовой правительственной партии.