Смекни!
smekni.com

О. С. Сороко-Цюпа (Введение, §§ 1, 3-4, 5, 6, 17, главы 3, 5); > В. П. Смирнов (глава 7); > В. С. Посконин (§§ 2, 7, 8, 16); > А. И. Строганов (глава 4) (стр. 27 из 35)

Ускоренный технологический прогресс в 20—30-е гг. переживало машиностроение.' Оно было призвано удовлетворить возросшие потребности самых различных областей народного хозяйства в машинах и механизмах. В машиностроении стали использоваться новые материалы, специальные виды оборудования, более тонкие и эффективные технологические приемы и способы контроля за качеством готовой продукции. Поточно-массовое и крупносерийное производство, зародившееся в начале XX в., оснащалось полуавтоматическим и автоматическим оборудованием невиданной производительности. Первая автоматическая станочная линия была установлена в Англии в 1924 г. компанией «Моррис моторз» для механической обработки крупных деталей. Она выполняла 53 операции и обслуживалась 21 оператором. Производительность ее поначалу была невелика — всего 16 деталей за рабочую смену. Более совершенной стала линия американской фирмы «А. О. Смит и К"» для производства автомобильных рам, запущенная в 1926 г. Она выпускала до 10 тыс. рам в сутки. Все основные транспортные и технологические операции от подачи заготовок со склада до окраски и сушки готовых изделий выполнялись на этой линии без непосредственного участия рабочих. Благодаря автоматизации основных производственных процессов фирма расходовала на изготовление одной рамы всего 16 человеко-минут.

Массовый выпуск изделий требовал их стандартизации, благодаря чему эти изделия были бы взаимозаменяемыми. Работа в этом направлении началась в Англии еще в 1901 г., однако наибольшего размаха стандартизация производства приобрела в США в 20—30-е гг. Благодаря усилиям Гуверовской комиссии по борьбе с расточительством в промышленности американские производители начали выпускать 4 основных сорта кирпича вместо выпускавшихся ранее 66, 4 вида стеклянных бутылок вместо 210 и 32 типа автомобильных шин вместо 287. Введение промышленных стандартов не замедлило отразиться на росте производства.

Новые технологические процессы, основанные на научных разработках предшествующих лет, получили широкое распространение в химической промышленности, которая удовлетворяла все возраставшие потребности в искусственном жидком топливе, удобрениях и полимерном сырье для легкой промышленности.

Исследования рубежа XIX—XX вв. в области радиотехники подготовили широкое практическое применение беспроволочного телеграфа и телефона. В 1920—1922 гг. в США, СССР, Англии и Франции стало развиваться регулярное радиовещание. В середине 20-х гг. в Англии, США и СССР были осуществлены первые пробные телевизионные передачи. Черно-белый кинематограф — «великий немой» эпохи братьев Люмьер — в 30-е гг. приобрел цвет и звук.

Технические новинки вторгались в повседневную жизнь людей, меняя их жизненный уклад. На рынке потребительских товаров индустриально развитых стран появились радиоприемники, холодильники, стиральные машины и другая электробытовая техника. Производство ее расширялось, становилось массовым, однако широкого спроса эти изделия не находили: сказывалась все еще низкая платежеспособность населения. До эры массового потребления было еще далеко.

Вопросы и задания: 1. Какие новые фундаментальные открытия определяли прогресс науки и техники в середине XX в.? Почему стало возможным создание смежных наук (биохимия, геофизика и др.)? 2. Какие технологии стали определять развитие промышленности? Назовите наиболее интересные с вашей точки зрения примеры внедрения новой техники в 20—30-е гг. 3. Какую роль играла милитаризация в развитии техники и технологии? 4. Какие качественные изменения произошли в технико-экономической базе западного общества?

§ 17. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Особенности развития литературы и искусства в 20—30-е гг. За четверть века после первой мировой войны в художественной культуре произошли чрезвычайные события. В развитии художественного и литературного процесса выделяются три крупных периода. В 20-е гг. определяющее влияние на художественное творчество в западном обществе оказывали первая мировая война и ее непосредственные последствия. В 30-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигавшаяся вторая мировая война не могли не сказаться трагическим образом на судьбе и творчестве литераторов и художников. И, наконец, начавшаяся вторая мировая война (1939 — 1945) наложила свою особую печать на жизнь интеллигенции всего мира. Эмиграция писателей, архитекторов и художников из стран, где утвердился фашизм и тоталитаризм, внесла существенные изменения в художественную культуру многих стран. Художники «парижской школы», нашедшие убежище в США, способствовали превращению Нью-Йорка в международный художественный центр.

В творчестве литераторов и художников в 20—30 гг. особую значимость приобрели социально-политические факторы. Социальные движения вызвали к жизни во многих странах революционные течения в искусстве. С другой стороны, появившиеся тоталитарные режимы создавали свое обслуживающее эти системы искусство. Обострение борьбы тоталитаризма и демократии определило возрастание идеологизации искусства, столкновение полярных течений. К новым явлениям межвоенного периода относится и интенсивное развитие интернациональных и национальных художественных процессов. Происходит сближение искусства различных стран и народов.

Для общественной и философской мысли 20-х — 40-х гг. характерен дальнейший поворот к человеку и его месту в конфликтном мире. Наиболее влиятельным в эти годы становится экзистенциализм — философия человеческого существования (от лат. «экзистенция» — существование). Его виднейшими представителями в Германии были К. Ясперс и М. Хайдеггер, во Франции — писатели и философы Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, в Испании — X. Ортега-и-Гассет. Философия экзистенциализма выросла на почве того глубочайшего кризиса, которым было в эти годы охвачено западное общество. Экзистенциализм пытался ответить на трагические умонастроения мыслящих людей того времени, помочь человеку найти свое место в мире, обрести свое «Я» (свою экзистенцию), преодолев отчуждение. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, существуя — это главная заповедь экзистенциализма, идея индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним и с другими людьми. Ситуация личностного выбора — главная тема экзистенциональной философии и литературы межвоенных лет и периода второй мировой войны. Большое влияние на общественную мысль и литературу оказала также философская концепция психоанализа 3. Фрейда, философия жизни французского философа А. Бергсона, предпринявшего попытку построить картину мира, которая по-новому объяснила бы эволюцию природы и развития, человека, их единство.

Литература. В 20 — 30-е гг. продолжали свою деятельность писатели старшего поколения: во Франции А. Франс и Р. Роллан, в Англии Б. Шоу, Д. Голсуорси и Г. Уэллс, в Германии Г. Манн и Т. Манн, Г. Гауптман, в США — Т. Драйзер и др. В то же время появились новые яркие таланты — французы Ф. Мориак и Р. М. дю Гар, англичане Р. Олдингтон и С. Моэм, американцы Э. Хэмингуэй, У. Фолкнер и Ф. Фицджеральд, немцы Э. М. Ремарк и Л. Фейхтвангер и др.

В 20-е гг. появляется яркая плеяда талантливых молодых писателей, создавших так называемую литературу «потерянного поколения». Таким поколением американская писательница Г. Стайн называла группу американских литераторов, проживавших тогда в Париже (Э. Хэмингуэй, Д. Дос Пассос и др.). Затем этот термин стал означать направление в литературе 20-х гг., отразившее протест против бесчеловечной бойни первой мировой войны, настроения пессимизма и разочарования в социальной действительности и образе жизни. В 20-е гг. были опубликованы «Фиеста» и «Прощай, оружие!» Э. Хэмингуэя, «На западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона и другие произведения в основном участников первой мировой войны.

В это же время были изданы крупные произведения мастеров модернистской литературы. Англо-ирландский писатель Д. Джойс опубликовал роман «Улисс», австриец Ф. Кафка — романы «Америка», «Процесс», «Замок», француз М. Пруст — роман «В поисках утраченного времени», Т. Элиот — свои «Стихотворения».

В Германии в 10-е и 20-е гг. известное влияние приобрели писатели и художники-экспрессионисты, в творчестве которых нашло отражение время ломки, крупных общественных перемен, кровавых событий. Апокалипсис, Страшный суд — ключевые образы поэзии экспрессионизма.

В 20—30-е гг. литература обогатилась в жанровом отношении. Обратили на себя внимание социально-психологические романы (Э. М. Ремарк, Ф. Мориак и др.), психологические новеллы С. Цвейга, биографические романы А. Моруа. Появляются произведения, составившие революционно-пролетарскую литературу. При всем разнообразии жанров и направлений деятели литературы и искусства без существенных исключений занимали последовательно антивоенные, антифашистские позиции.

Изобразительное искусство. Западноевропейские художники, представлявшие в начале века новые модернистские течения, в 20-е гг. уже стали «старыми» мастерами. Фовисты, кубисты, футуристы успокоились. Они уже не «бунтари», а признанные мэтры, хотя и не создающие ничего особо необычного (кроме П. Пикассо). К модернистам постепенно приходит признание, но большинство музеев еще не спешат приобретать их произведения. Время «звезд» ушло. Пришла широкая волна примерно равнозначных многолюдных шеренг художников. Лишь ряд выдающихся писателей, художников завоевал международное признание и авторитет. Мощная творческая личность П. Пикассо воплотила в себе различные течения и направления изобразительного искусства, противоречия своего собственного сознания и противоречия жизни и искусства XX в. В его произведениях зазвучала тема трагического столкновения света и тьмы. В 1937 г. он написал самую знаменитую свою картину — трагическую композицию «Герника» (Герника — испанский город, уничтоженный фашистскими бомбами). Выставленная в испанском павильоне Всемирной выставки 1937 г. эта картина воспринималась как предупреждение, как символ гибели человечества, угрожающей ему со стороны фашизма.