В Англии многие десятилетия консерваторы и либералы в результате парламентских выборов сменяли друг друга у руля государственного управления. Эта система политического маятника сохраняла стабильность в обществе.
В годы первой мировой войны было сформировано коалиционное правительство. В него входили консерваторы, либералы и лейбористы. Такая коалиция основных политических партий имела целью сохранить «гражданский мир» во время войны. С окончанием войны коалиция распалась.
В результате перемен в политической и экономической ситуации в стране, в настроениях широких масс трудящихся старая традиционная двухпартийная система пережила в 1918— 1924 гг. серьезный кризис. Его причинами были, во-первых, быстрый рост влияния лейбористской партии, которая опиралась на тредъюнионы (массовые профессиональные союзы рабочих), насчитывавшие миллионы членов, во-вторых, упадок традиционной либеральной партии, что выразилось в расколе ее рядов на две группировки (либералы Д. Ллойд Джорджа и либералы Г. Асквита) и резком падении числа ее избирателей.
Изменения в лейбористской партии превратили ее в важную парламентскую силу. В 1918 г. партия ввела, кроме коллективного членства (в нее входили различные социалистические ассоциации и группы, профсоюзы), индивидуальное членство, что позволило ей создать постоянный актив на местах, установить прямой контакт с избирателями. Второе изменение — радикализация программных принципов партии. До 1918 г. лейбористы не имели четкой программы. Теперь уставе партии содержался важный 4-й пункт, в котором было сказано, что партия выступает за общественную собственность. Это воспринималось как социалистический принцип и снискало ей особые симпатии широких масс рабочих.
Новая расстановка политических сил в Англии выразилась в результатах выборов в 1918 и 1923 гг. Лейбористы в 1918 г. послали в парламент 60 своих представителей и впервые вышли на второе место, оттеснив либералов на третье. На парламентских выборах 1923 г. также впервые в британской истории ни одна из трех партий не смогла одержать убедительную победу. Консерваторы получили 5,3 млн. голосов, лейбористы — 4,3 млн. (почти в 11 раз больше, чем в 19 К) г.) и либералы 4,2 млн. голосов. В итоге в палате общин консерваторы имели 258 мест, лейбористы — 191, либералы — 158. Таким образом, в начале 20-х гг. лейбористы закрепились в качестве второй партии в политической системе Великобритании. Это означало, что рано или поздно лейбористы смогут сформировать правительство. И это произошло раньше, чем они ожидали.
В январе 1924 г., не имея большинства в палате общин, премьер-министр консерватор С. Болдуин, получив вотум недоверие (т. е. голосование против политики правительства), заявил об отставке кабинета. Консерваторы решили поручить, формирование правительства лейбористской партии. 23 января 1924 г. лидер лейбористов Р. Макдональд сформировал первое в истории Великобритании лейбористское правительство. Не имея большинства в палате общин, оно просуществовало недолго, меньше года, но успело провести ряд мер по улучшению положения безработных и пенсионеров. Новые, досрочные выборы дали победу консерваторам. В октябре 1924 г. консерватор С. Болдуин вновь возглавил правительство.
Если в Великобритании правящие круги действовали в парламентских, цивилизованных формах, то в колониях они жестоко подавляли вооруженной силой национально-освободительное движение. В Индии, в Амритсаре, в апреле 1919 г. английские войска расстреляли мирный митинг. В 1919—'1922 гг. в Египте проводились карательные операции против антианглийских восстаний. Однако в 1922 г. Англии пришлось отказаться от протектората над Египтом и признать его независимость. Англия пошла на уступки, отказавшись от контроля над внутренней и внешней политикой Афганистана и Ирана. Наконец, успехом завершилась вековая борьба ирландцев за свободу. Великобритания в декабре 1921 г. признала «Ирландское свободное государство» с правами доминиона. Однако 6 северных графств (Ольстер) были сохранены в составе Великобритании.
В 20-е гг. британская экономика восстанавливалась замедленным темпом- Сказывалась неравномерность ее структурной перестройки. Передовые отрасли — автомобильная, электротехническая и химическая — развивались довольно ускоренно. Однако традиционные отрасли — судостроение, угольная промышленность находились в застойном состоянии. Британский капитал предпочитал внешнюю экспансию. Шахтовладельцы были перед выбором: модернизировать угледобычу, вкладывая капитал в новую технику и тем самым повышая конкурентоспособность угля на внешнем рынке, или идти по пути снижения оплаты труда шахтеров. Избран был второй путь как более «дешевый», но он вызвал крупнейший в истории британского рабочего движения социальный конфликт — всеобщую забастовку рабочего класса страны в 1926 г. Эта стачка имела самые серьезные последствия для шахтеров и всего организованного в профсоюзы британского рабочего движения. Стачка окончилась поражением. Руководство Британского конгресса тредъюнионов под давлением правительства пошло на прекращение всеобщей забастовки. Шахтеры и транспортники пытались сами продолжить борьбу, но вынуждены были согласиться с требованиями предпринимателей. Консервативное правительство издало в 1927 г. антипрофсоюзный закон, запрещающий всеобщие стачки, стачки солидарности, ограничивающий пикетирование и накладывающий другие ограничения на профсоюзы. Этот крупнейший в истории Англии конфликт оказал немалое влияние на исход очередных парламентских выборов 1929 г. Лейбористская партия впервые получила больше мест в палате общин, чем консервативная партия, и сформировала второе лейбористское правительство.
Франция. Франция вышла из мировой войны победительницей. «Мы получили все, что требовали, и даже больше», —заявил националист и реваншист А.Тардье, ближайший соратник Ж. Клемансо, представляя в сентябре 1919 г. палате депутатов Версальский мирный "договор для ратификации. Шовинистические настроения были характерной особенностью обстановки в стране после победы над Германией. «Немец за все заплатит», — уверяла французов пресса самых различных направлений. Национализм и пугало «угрозы большевизма» доминировали в избирательной кампании в ноябре 1919 г. Был создан так называемый Национальный блок, основой которого стала группировка правых буржуазных партий. К нему присоединились партии радикалов, республиканцев и другие группировки, характерные для французской многопартийной политической системы. Национальный блок намеревался поглотить все политические партии и ассоциации под лозунгами «республиканского, национального и социального объединения». Радикалы отказались от сотрудничества с социалистами и вошли в Национальный блок. Социалистическая партия оказалась в изоляции. Национальный блок получил на выборах свыше двух третей голосов. Это было рекордным достижением правых сил Франции. Правительство возглавил А. Мильеран, который еще до войны порвал с социалистической партией. Опытный политик, Мильеран стремился ослабить растущее в стране революционное и рабочее движение, обещал проведение социальных реформ, предоставление рабочим участия в прибылях, в управлении предприятиями, ратовал за сотрудничество труда и капитала.
Эти обещания остались невыполненными, и Франция вплоть до середины 30-х гг. ни на шаг не продвинулась вперед в области социального законодательства.
Между тем в стране нарастала социальная напряженность. Массы протестовали против дороговизны, милитаризации, агрессивной политики Франции и антисоветской интервенции. В 1919 г. в 2,2 тыс. забастовок участвовало свыше 1,2 млн. рабочих. На таком же уровне стачечная борьба находилась в 1920 г. Восстание французских моряков и солдат в Одессе и Севастополе в начале 1919 г. свидетельствовало о брожении и в армии. Политическим представителем левого крыла рабочего движения была социалистическая партия. В рамках партии в это время имело место противоборство левых, центристских и реформистских течений. В декабре 1920 г. на национальном съезде социалистов в Туре произошло размежевание течений. Более половины делегатов высказались за присоединение к Коммунистическому Интернационалу. Они образовали коммунистическую партию Франции. Другая часть съезда осталась в социалистической партии.
Раскол левых сил во Франции серьезно ослабил сопротивление наступлению правых. Тем не менее политический маятник склонялся влево.
Поворотным пунктом, изменившим расстановку политических сил во Франции, стала рурская авантюра Пуанкаре. В январе 1923 г. франко-бельгийские войска вторглись в Рур в связи с прекращением германских репарационных поставок угля. Это стало причиной политического кризиса в Германии и Франции. Авантюристический курс французской буржуазии, претензии на гегемонию в Европе, ставка во внешней политике на военную силу, на милитаризацию внутри страны вызвали размежевание политических сил. Национальный блок начал разваливаться.
Выступившие против правительства группы радикалов и радикал-социалистов активно пропагандировали необходимость создания новой коалиции политических партий — Левого блока. Группировки радикалов представляли мелких собственников, крестьян, торговцев, составлявших значительный слой французского общества. Через свою газету «Котидьен» радикалы обвиняли правительство в авантюризме, осудили оккупацию Рура. Тогда Пуанкаре исключил радикалов из правительственного большинства.