Если назвать Всевышнее Существо древних славян единым Богом-Творцом и Правителем Вселенной, а другие божества сравнить с сотворенными Богом архангелами и ангелами, то можно сказать, что религиозное мировоззрение древних славян в общих чертах, в меньшей мере, чем у других древних народов, отходит от библейского. При этом следует заметить, что упоминание о крови бога свидетельствует о недопонимании древними славянами сути божества. Они, по-видимому, тоже были склонны думать о боге, как о всемогущем человеке. Так что, согласно сведениям Гельмольда, мы видим, что религия древних славян была примитивным монотеизмом, как и у других народов.
Что касается дальнейших сведений о религии древних славян, то они тоже не избежали политеизма. Впоследствии их богами стали языческие идолы: Перун, Дажбог, Стрибог, Хоре, Велес, Семаргл. В 980 г. киевский князь Владимир повелел поставить в Киеве
истуканы этих богов. Главным богом считался Перун, бог грома и молнии, хотя исследователи говорят, что до него главным богом был Сварог, бог огня. Идол Перуна, который был сделан по повелению князя Владимира из дерева, стоял за стеной теремного двора в Киеве. Голова его была сделана из серебра, борода — из золота. Такой же деревянный идол находился в Новгороде.
Дажбог был богом солнца, и поклонение ему было связано с культом огня. Поэтому огонь считался у славян священным. Домашний очаг был для них хранителем семейного счастья. При огне нельзя было говорить непристойные слова. Люди думали, что огонь может очищать, исцелять и защищать от болезней. В случае какой-то эпидемии славяне зажигали огни в домах и возносили Дажбогу специальные молитвы. Рангом ниже были боги Ярило и Купала, культ которых тоже был связан с огнем.
Стрибог был богом ветра. В «Слове о полку Игореве» говорится, что ветры, внуки Стрибога, веют с моря, как стрелы. Если это так, то Стрибог был также богом разрушения.
Славяне верили и в бога по имени Велес. Он считался у них богом скота, а также богатства. Его каменные идолы находились в Киеве и Новгороде. Согласно легендам, Велес происходил из духов умерших предков, которые заботились о домашних животных.
Кроме вышеуказанных, древние славяне поклонялись многим второстепенным богам. Они верили в божественность земли и считали ее святою. А если она свята, значит, не может держать похороненных в ней тел преступников. Кроме того, древние славяне верили в целый ряд недобрых духов: водяных, домовых, леших, болотяников, полевиков, лесовиков, русалок и т. д. С верой в духов было связано много обычаев, поговорок и поверий наших предков, которых и ныне придерживаются многие славянские народы.
Роль служителей славянских языческих культов исполняли волхвы и кудесники, которые считались мудрецами и вещателями будущего. Они исполняли также роль лекарей, используя в лечении травы и заговоры. Некоторые исследователи указывают на случаи шаманства в среде славянских кудесников, которые впадали в транс и экстаз с помощью особых приемов.
Ворожба, гадание, заговоры, заклятия, предзнаменования, приметы, зашептывание, чародейство и т. п. многие века практиковались среди славян даже после принятия христианства. Совершалось все это с помощью колдунов, ведьм, шептунов, чародеев и знахарей.
Древние славяне были людьми открытыми, гостеприимными, уважительными в семье, смелыми, трудолюбивыми и выносливыми. Однако из-за языческих верований они делали и то, что осуждает
Библия: допускали человеческие жертвоприношения и хоронили живых жен вместе с их умершими мужьями.
Заключение
В заключение этой главы следует отметить положительные и отрицательные стороны политеизма в целом. К его положительным сторонам можно отнести персонализацию представления человека о божестве. Представляя бога в форме личности, человек показывает, в чем он сам нуждается. А нуждается он, будучи личностью, прежде всего в личном общении с личностью более высокого порядка — с Богом. Этот момент очень важен, потому что есть религии, которые отвергают личность божества и, таким образом, отвергают важность личности человека. Такие религии побуждают человека стремиться к стиранию своей личности. Несмотря на все свои изъяны, политеизм не отвергал важности отдельной личности.
Библия говорит о Боге как о личности, которая готова войти в контакт с человеком для разумного с ним общения. Ведь, если мы хотим говорить о любви как о самом важном переживании человека, то нужно говорить о взаимоотношениях на личном уровне. Истинная любовь не может быть между идеями или предметами. Она бывает только между разумными существами. Говоря это, мы имеем в виду не только умственное единение человека с Богом, но также личные чувства человека к Творцу как к любящему Отцу.
Что касается негативной стороны политеизма, то она несравненно больше. Известно изречение: «Каков у человека бог, которому он поклоняется, таков он сам». Однако можно сказать и обратное:
каков человек, такого бога он создаст для себя, если не познает истинного Бога. Обе эти идеи отражены в политеистических религиях. С одной стороны, люди представляли себе богов такими, какими являлись сами, а с другой — ссылались на богов в свое оправдание.
Но как бы то ни было, человек создан так, что внутренне он чувствует: должны существовать правда, добро и святость. По этой причине многие философы и мудрецы древнего мира с иронией смотрели на богов своего времени и предлагали принять идею единого высоконравственного Бога.
В политеизме люди обожествляют естественные силы природы, в частности, силу плодородия в растительном и животном мирах, а также среди людей. Политеисты приписывают явлениям плодородия Божию силу, и поклонение этим богам в религиях и культах разных народов сопровождается половым распутством.
Библия говорит, что творец сил плодородия есть Бог — Творец Вселенной. Бог создал Вселенную еще до грехопадения человека, поэтому в нравственном отношении сила плодородия не хуже всякой
другой силы природы. Вопрос только в том, как сами люди относятся к ней.
Проблема политеизма состоит в том, что, делая богом или богиней безличные силы природы, человек ставит их выше себя и попадает в зависимость от них. Поклоняться таким богам — значит исполнять их волю или следовать их примеру. Неудивительно, что в языческом обоготворении плодородия мы наблюдаем полное отсутствие морали в половой жизни. Если, рассуждая по-язычески, половое влечение есть бог, то надо отдаваться этому влечению полностью.
Творец природы никогда не имел в виду, чтобы человек поклонялся силам природы, как бы сильны они ни были. Бог велел человеку подчинить себе силы природы, властвовать над ними, поклоняться же лишь одному Ему (Быт. 1:28—30; 9:1—2; Исх. 20:3—5). С помощью Божией человек может подчинить себе даже самые великие силы природы и пользоваться ими для своего блага.
Например, молния производится электрическим разрядом. Для людей древнего мира гром и молния олицетворялись в боге, которого они страшились и которому поклонялись: Мардук, Зевс, Ваал, Перун и др. А в наши дни человек покорил силу электричества. Но следует помнить, что с электричеством нельзя шутить: если быть неосторожным, электрическая сила может сделать человека калекой или убить силой тока. Однако мы не поклоняемся силе электричества, а преспокойно используем его в своем быту.
Не обладая большой физической силой, человек наделен силой духа и разума, которые делают его сильнее всех в природе. Бог дал человеку способность покорять все остальные силы природы, потому что человек создан по образу и подобию Божиему. Добровольное поклонение всякой безличной силе природы унижает достоинство человека. Человек может и должен управлять силами окружающего его мироздания как для собственного благополучия, так и во славу Божию.
Глава 6
ИНДУИЗМ:
РЕЛИГИЯ САМОГО ДОЛГОГО ПУТИ
Общий характер индуизма
Индуизм — одна из самых древних и влиятельных религий в мире. Его основные идеи лежат в основе таких культов, как Харе Кришна (Международное общество сознания Кришны),
Трансцендентная медитация, Миссия Божественного света и им подобных. В настоящее время насчитывается около 690 миллионов последователей этой религии. Это преимущественно народы, населяющие Индию, Непал и Шри-Ланку. Индуизм породил религии джайнизма и буддизма и вместе с исламом лег в основу возникновения сикхизма. Идеи индуизма — напрямую или опосредованно, через буддизм — получили широкое распространение во многих странах, сначала Востока, а потом и Запада. Переосмысление учения индуизма способствовало образованию многих культов и верований. Они продолжают появляться и в наше время.
Само название этой религии говорит о том, что она связана с Индией. Некоторые исследователи считают индуизм не одной целостной религией, а синтезом ряда родственных друг другу религиозных идей, когда либо проникавших в Индию. Поэтому трудно дать краткое и исчерпывающе точное определение индуизма, и наша задача сводится к тому, чтобы показать, что представляет собой эта религия.
В индуизме отсутствует единый организующий стержень. Вот почему среди его приверженцев встречаются пантеисты и политеисты, монотеисты и агностики, даже атеисты. Индуизм, считают Дж. Макдауэл и Д. Стюарт, — это «сложный комплекс религиозных и философских воззрений, а также предписаний, регламентирующих все права и обязанности человека от его рождения до смерти. Большое место в нем отводится обрядности». Как бы то ни было, у этой религии есть своя история и специфические, присущие только ей черты.