Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 14 из 80)

Происхождение, священные книги и божества

Возникновение индуизма не приписывается какому-либо одному конкретному лицу, и в этом он отличается от других рели­гий. Его происхождение связано с завоеванием полуострова Индос­тан арийскими племенами между XII и V вв. до Р. X. Самые древ­ние священные книги индуизма, написанные на санскрите, дошли до нас под названием Веды («мудрость» или «знание»). Они пред­ставляют собой религию арийских завоевателей. Для арийцев был важен культ жертвоприношения путем сжигания. Арийцы верили, что, совершая этот культ, они способствуют постепенному перерож­дению Вселенной.

Веды состоят из четырех книг. Каждая из них делится на три части. В первой части содержатся гимны, славящие богов, во второй — дано руководство по соблюдению ритуалов, а в третьей — объяс­няется религиозное учение. Кроме Вед индуисты разных направле­ний имеют свои особенные книги, но Веды носят наиболее общий,


всеобъемлющий характер. Заключительная часть Вед называется Упанишады («упанишад» означает сокровенное знание), которые представляют собой комментарии к Ведам. Они были написаны в пе­риод с VIII по VI вв. до Р. X. После Упанишад следуют две большие эпические поэмы, «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых содержат­ся легендарные описания перевоплощений одного из главных инду­истских богов. Часть вторая шестой книги «Махабхараты» называет­ся «Бхагавад гита» («Божественная песнь» или «Песнь о господе»). Из всех индуистских писаний она получила наибольшую извест­ность.

Традиционный индуизм признает существование великого множества богов и богинь, но главными из них считаются тримурти, т. е. триада богов, — Брахма, Вишну и Шива. В индуизме религи­озное поклонение практикуется только в отношении Вишну и Шивы. Хотя Брахма является главой тримурти, культ его отсутствует, потому что люди считают его недосягаемой высшей действитель­ностью. Он, скорее, представляет философскую идею религии, над которой следует размышлять, а не поклоняться ей.

Воплощения Вишну

Веды описывают Вишну, имеющего много различных имен, как бога-хранителя и как некую творческую космическую энергию. Поклонение этому богу связано с мессинским учением о его перио­дических явлениях на земле в различных воплощениях (аватарах). Индуисты разных сект поклоняются ему в одном из воплощений или во всех десяти. Этот бог представляется как борец за правду. В своем последнем десятом воплощении он явится на небесах, сидя­щим на белом коне, и снизойдет для того, чтобы истребить злых и установить на земле праведность.

Самыми важными воплощениями Вишну являются седьмое и восьмое. В седьмом он называется Рама и совершает поход из Север­ной Индии на остров Шри-Ланку для освобождения своей жены Сита, которую похитил демон Равана. В эпосе «Рамаяна», где описываются приключения Рамы и Ситы, оба они являются не только воплощением Вишну, но также несут в себе все человеческие и духовные качества, известные во Вселенной. Восьмое воплощение описывается в эпосе «Махабхарата», самой важной частью которого является песнь «Бхагавад гита», о которой мы говорили выше. В ней перевоплощенный Вишну носит имя Кришны. Тема песни заключа­ется в учении о всецелом посвящении (бхакти) человека своему богу и исполнении долга (дхармы). Принц Арджун, который вместе с родными братьями был незаконно лишен права на царство, сомне­вался, должен ли он вступить в борьбу со своими двоюродными


братьями, которые захватили в свои руки царство его отца. Кришна убеждает Арджуна вступить в бой и уговаривает подчиниться его воле. В борьбе за правое дело от человека требуется полное посвя­щение Кришне, а также терпение и самоотречение.

В «Бхагавад гите» оправдываются насилие и убийство по той причине, что убиты будут лишь тела, а не души, которые живут вечно. Рано или поздно телам предстоит умереть. Не стоит печа­литься, если они умрут раньше. Освободившись от тел, души вопло­тятся в другие тела, для того чтобы использовать новую возмож­ность для улучшения своего состояния. Арджуна повиновался Криш­не и победил. Его послушание и мужество являются примером для индусов в вопросе исполнения предписаний религии.

Ужасный бог Шива

Параллельно поклонению Вишну индуизм практикует покло­нение богу Шиве, занимающему третье место в индусской триаде. Шива более грозен и сложен, чем Вишну. Он исполняет много ролей и характеризуется как творец и разрушитель, аскет, бог плодородия, безумный танцор и йог со «вставшими копной волосами». Он симво­лизирует вечный ритм жизни и смерти во Вселенной. Как говорится в одном мифе, Шива создал реку Ганг. Наиболее распространено изображение Шивы в виде четырехрукого танцора, символизирую­щего проявление творческой и разрушительной вселенской энергии бога. Его обычной эмблемой является каменный столп — линга, символ мужского полового члена. В отличие от Вишну Шива не имеет аватар, т. е. перевоплощений. Однако несколько богинь связа­ны с ним супружескими узами. К ним относятся: Шакти, являющая собой символ женственности и плодородия и представляющая обо­ротную сторону мужественности Шивы, и Кали, которая будучи великой богиней и женой Шивы, представляет силу разрушитель­ную. Кали внушает большой страх, и культ поклонения ей был связан с половыми оргиями. Таким образом, Шива и связанные с ним богини представляют сочетание положительных и отрицатель­ных начал, существующих во Вселенной и в мире людей.

Учение о перевоплощении

Важной доктриной учения индуизма является вера в перево­площение или трансмиграцию души (сансара). Индуизм признает душу вечной. Однако после смерти тела душа рождается в другом теле, которое может быть телом или человека, или животного, или пресмыкающегося. Конечной целью перевоплощения является мокша, т. е. освобождение от длительной серии перевоплощений,


посредством которых душа постепенно достигает совершенства. Этого совершенства душа достигает либо после жизни в последнем теле, либо во время пребывания в последнем теле, что считается более предпочтительным.

Закон кармы

Душа, по закону кармы, может переходить из тела в тело бесчисленное количество раз как вверх по пути совершенства, так и вниз в наказание за нарушение предписаний. Слово «карма» буквально переводится как действие, деятельность. Иначе говоря, закон кармы — это закон неизбежного морального воздаяния или возмездия. После смерти тела душа, находившаяся в нем, наследует результат взятых в совокупности своих бывших поступков и намере­ний. Это может повлечь за собой как улучшение нового материаль­ного воплощения (рождение в более привилегированной обществен­ной среде или с лучшим здоровьем и т. д.), так и его ухудшение (т. е. рождение в условиях менее благоприятных, чем прежние). Исходя из того, кем был человек и какой проступок он совершил, определяется мера его наказания. Например, если он был брахманом и украл золото у своего собрата брахмана, то он должен пройти тысячу рождений через тела пауков, змей, ящериц, морских живот­ных и т. д. Закон кармы действует автоматически. Суда над пре­ступником никакого нет и не будет. Есть только процесс, представ­ляющий возможность продвигаться вперед или возвращаться на­зад, — то, что индусы называют колесом перевоплощений». Задача человека — освободиться от круговорота превращений путем со­бственного совершенствования.

Кастовая система общества

Учением о перевоплощении и законом кармы индусы оправды­вают деление своего общества на четыре касты. Они считают, что люди, достигшие большего совершенства, являются членами высших каст, а менее совершенные составляют низшие. Но существуют люди, которые не достойны даже самой низкой касты.

Самая высшая и почетная каста — это брахманы. Они занима­ют положение священников и философов, изучают священные книги и находятся на содержании у государства. Члены низших каст и все люди вообще обязаны почитать их за святых, потому что брахман «выше всех на земле» и «всё, что существует в мире, принадлежит ему». Как священники они часто исполняют роль гуру, т. е. учите­лей. Вторая каста — это кшатрии, или воины. К ней принадлежат правители, политические деятели, те, кто служат в армии и


поли­ции. В третью касту — вайшии — входят купцы, земледельцы и др. Самая низкая каста — шудры. Ее составляют рабочие и слуги. Лю­дям этой касты не дозволено изучать Веды и участвовать во многих религиозных ритуалах. Их обязанностью является обслуживание членов более высоких каст. Что касается тех, кто не родился с правом принадлежности к какой-либо касте, они считаются изгоями общества. С ними никто не общается, их даже не считают за людей, даже случайное прикосновение к такому человеку считается осквер­нением для члена любой, даже самой низкой касты. Отсюда роди­лось и название для этих нечистых в религиозном отношении, с точки зрения индуизма, людей — неприкасаемые.

Как мы уже говорили, попасть в высшую касту или потерять привилегию оставаться в ней можно лишь в результате перевопло­щения души по закону кармы. Вот почему индусы не видят ничего несправедливого в кастовой системе. Что человек заслужил, то и получил. А то, что эта религиозная система оправдывает социальное неравенство и эксплуатацию людей — это неважно.

Кроме деления всего общества на четыре касты и неприкасае­мых внутри каждой касты имеются различные градации и ступени. Вопросы брака, разных привилегий и деловых связей регулируются принадлежностью людей не только к разным кастам, но также и к их различным градациям. Кастовую систему религии исповедует большинство граждан Индии.

Можно ли есть мясо и убивать животных?

Учение о перевоплощении остро ставит вопрос об употребле­нии в пищу мяса животных. Ведь если человек был или может стать после смерти животным, а любое животное потенциально является человеком, то убивать животное и есть его мясо — кощунство. Никто не знает, чья душа находится в овце или корове, мясо кото­рых человек употребляет в пищу. Может быть, это душа умершего отца или матери или кого-то из близких? Даже если в животном живет душа незнакомого человека, разве можно убивать и есть его? На этом основании в Индии не убивают мышей, хотя они и поедают большое количество зерна. И хотя для раннего индуизма было характерно приношение в жертву животных, этот обычай постепен­но отошел в историю религии. Если и допускается приношение в жертву животных, то только при условии, что этот ритуал соверша­ется во благо души приносимого в жертву животного и того, кто приносит жертву.