Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 15 из 80)


Почитание священной коровы

В Индии корова почитается как самое священное животное. Люди не только не едят ее мяса, но отдают ей божеские почести. В главе 2 мы уже говорили о существующем среди последователей индуизма обычае приводить к умирающему корову, чтобы он мог умереть, держась за ее хвост. Послушайте, как воспевается это священное животное в одном из гимнов Вед:

Поклоняемся тебе, источник жизни, поклоняемся тебе, когда ты рождена!

Поклоняемся тебе, о Корова, волосам твоего хвоста, твоим копытам и твоему образу! Отныне мы с молитвой приглашаем Корову, изливаю­щую тысячи ручьев,

Которой небо, которой земля, которой эти воды сохра­няются... (и т. д.).

Спасение

К «спасению» в индуизме ведут три главных пути: путь дел, путь знания и путь посвящения.

Путь дел предусматривает исполнение церемоний, обязаннос­тей и священных ритуалов, а также включает посещение святых мест для совершения обрядов. Река Ганг считается самой святой рекой в Индии. Ее называют Матерью Ганг. К ней ежегодно собира­ются десятки тысяч индусов, для того чтобы смыть грехи в ее водах. Посредством дел индус надеется обрести благосклонную карму и родиться в следующий раз в лучшей касте.

Путь знания состоит в освобождении разума от представления себя отдельной от брахмана (т. е. от единой реальной действитель­ности) личностью. Люди, исповедующие индуизм, верят, что чело­век представляет собой не отдельную личность, а является частью всего, что его окружает, т. е. того, что они называют брахманом. Они находятся в состоянии майя (иллюзии), думая о себе как об отдельных личностях. На самом деле ничего отдельного нет, а всё едино, и всё является брахманом. В этом мы видим проявление идей монизма (дух и материя составляют единое целое) и пантеизма (всё является Богом). Эти идеи связаны с идеей праны всепроницающей универсальной энергией. Людям, которые развивают свои способнос­ти для ее восприятия, она становится доступной. Важное место в пути знания занимает система йоги. Слово «йога» означает единство или единение. Типичная процедура йоги имеет восемь ступеней, которые должны привести человека к полному прозрению, вернуть разуму его изначальную чистоту. Цель йоги заключается в


воссоеди­нении человека с единой высшей действительностью — брахманом.

Посвящение (бхакти) себя должно выражаться в поклонении и любви к богу, которого индуист избирает для почитания. Любовь эта должна распространяться на взаимоотношения между людьми, к примеру, на семейную жизнь, социальную и др. Спасение (если его можно назвать спасением) всецело зависит от дел самого челове­ка. Поэма «Бхагавад гита», о которой мы уже говорили, является примером пути посвящения. Рядовые индуисты обычно избирают этот путь для преданного служения религии.

Понятие вечности в индуизме

Конечная цель, к которой стремится искренний последователь индуизма, называется нирваной. Это истинная сфера бытия и пол­ной свободы, конечное освобождение не только от процесса перевоп­лощений, но и от своей личности. Подобно тому, как выброшенная океаном капля воды, падая обратно, сливается с массой воды и перестает быть каплей, так и душа, освободившись от «колеса зем­ных воплощений», растворяется в нирване. Хотя это состояние трудно объяснить, индусы говорят, что оно не является состоянием лишения. Некоторые называют нирвану чистым сознанием — чис­тым интуитивным сознанием. По контрасту с учением индуизма Библия говорит о вечном сохранении личности человека, о его вечном общении со Всевышним Богом-Творцом как с отдельной Высшей Личностью.

Заключение

Если бы кто-то захотел придумать самый долгий путь спасе­ния, то длиннее индуистского он вряд ли мог бы создать. Тысячи и десятки тысяч перевоплощений нужно совершить для достижения желанной цели в этой религии. Как не приходить в отчаяние от такой нерадостной перспективы?! Однако ко всему можно привы­кнуть. Так и многие индуисты привыкли к этой мысли и поэтому с терпением совершают свой путь. Индуизм — религия, в которой человек должен отработать за свое спасение тысячи и миллионы лет.

В индуистской триаде богов кроме трансцендентной идеи, представляемой Брахмой (в философии Упанишад бог Брахма выступает как персонификация высшего объективного начала — брахмана, о котором мы говорили в связи с идеей «спасения» в индуизме), существуют в неразрывной связи идеи добра и зла, представленные соответственно богами Вишну и Шивой. Боги индуистов являются отражением реального мира, в котором есть и добро, и зло. В конце концов всё едино. Что касается библейского учения,


оно совершенно противоположно. Библия открывает Святую Троицу во всей ее святости, совершенстве и человеколюбии.

Не все в индуизме привлекательно для людей, живущих в традиционно христианских странах Запада и Востока. Европейцы, например, не думают вводить у себя кастовую систему общества, поклоняться корове или устанавливать культ Шивы. Однако идеи кармы, перевоплощения, практика медитации и йоги и т. п. распро­страняются и приняты в традиционно христианских странах. Верую­щие во Христа в наши дни не могут избежать встреч с людьми, которые верят в карму и перевоплощение, а также занимаются медитацией и йогой.

Идеи индуизма обычно принимаются европейцами не в форме религии, а в форме психологических или физических упражнений для улучшения здоровья или душевного состояния. Однако они нередко присоединяются к индуистским культам и становятся после­дователями какого-нибудь гуру.

Война между Богом и силами тьмы происходит на духовном уровне. Кто не знает или не понимает Божиего откровения в Биб­лии, может легко подпасть под влияние идей противника. Поэтому служители Церкви Христовой должны знать об индуизме и об его основных идеях, чтобы беседовать с людьми, которые не смогли избежать его влияния.

Глава 7

ДЖАЙНИЗМ:

РЕЛИГИЯ СТРОГОГО АСКЕТИЗМА

Причина возникновения

Джайнизм — религия, распространенная преимущественно в Индии. Она возникла около 550 г. до Р. X. сначала как реформатор­ское течение в индуизме, а потом выделилась в самостоятельную религию, сохранив, однако, свою связь с индуизмом. Рассматривая индуизм в предыдущей главе, мы подчеркнули, что в его основе лежит учение о длительном процессе перевоплощения души перед тем как она достигнет состояния чистого сознания и войдет в нирва­ну. В зависимости от совершенных человеком дел, душа может либо продвигаться вперед к желанной цели, либо возвращаться назад, чтобы заново начать процесс самосовершенствования. Если даже человек исполняет все предписания, его окончательное спасение значительно отдалено во времени.


Отдаленность перспективы может повергнуть исповедующего индуизм в глубокое отчаяние, потому что это может показаться ему и несправедливым, и неправильным. Выход из создавшегося положе­ния очевиден: либо вообще отвергнуть индуизм, либо его модифици­ровать. В случае с джайнизмом случилось как раз последнее. Инду­изм был модифицирован, чтобы стать приемлемым для определен­ной части последователей.

Основатель джайнизма и его подвиги

Джайнизм был основан индусом по имени Махавира, который, согласно традиции, родился в 599 г. до Р. X. в Индии. Он был из касты воинов (кшатриев). Его отец раджа, т. е. правитель одной из провинций страны, будучи богатым, мог предоставить своим детям все земные блага. До 30-летнего возраста Махавира жил в роскоши. У него были жена, дочь. Казалось, ему не о чем было беспокоиться. Однако вопрос спасения души глубоко волновал Махавиру. Дух его томился, молодой человек страстно хотел присоединиться к монахам аскетического направления, известных под именем паршва. Однако пока отец его был жив, Махавира не мог уйти из дома. Только смерть отца дала ему возможность сделать то, к чему он стремился всей душой. В 30 лет, оставив жену и дочь, Махавира провел 12 лет в умерщвлении плоти и медитации. В традиционных сказаниях о нем говорится, что, будучи странствующим аскетом, Махавира подвергал себя унизительному и мучительному образу жизни. Наконец, по его свидетельству, когда ему исполнилось 42 года, пребывая еще в телесной оболочке, он достиг состояния нирваны. Как говорят его последователи, он стал Джиной (победителем). Своими великими подвигами он победил узы материи и освободил себя от «колеса перевоплощений» в течение одной земной жизни, точнее говоря, в течение 12 лет, личным примером выразив суть учения джайнизма. Материю можно победить, только нужно перене­сти самые большие лишения и страдания. Махавира стал Джиной, вероучителем, а его последователи называли себя джайнами (побе­дителями) .

Последние 30 лет жизни он посвятил распространению своего учения среди населения Индии. Однако дальнейшая история показы­вает, чтоджайнистская религия не обладала высоким миссионерским духом. Она не только не распространилась за пределы Индии, но и в своей стране имела весьма ограниченное число последователей. Среди населения современной Индии, в которой насчитывается более 800 миллионов жителей, к джайнизму принадлежит лишь около 3 миллионов. Но несмотря на это, идеи джайнизма оказали влияние на людей в других странах.