учил, что Небо наблюдает за положением дел на земле, побуждая граждан восставать против злых правителей, чтобы освобождаться от зла и устанавливать добро.
Хань Фэй-цзы отвергал идею природной доброты человека. Он считал, что человеку свойственно совершать зло. Поэтому он нуждается в воспитании и управлении на основе законов. Традиции, обычаи общества, ритуалы помогают сдерживать страсти человека, соблюдать в жизни порядочность и благопристойность. По его мнению, мудрые правители древности знали злую природу человека и поэтому установили точные правила, контролирующие поведение людей. Хань Фэй-цзы не верил в существование чего-то сверхъестественного и в то, что Небо отвечает на молитвы. Он смотрел на вещи так, как смотрели на них даосисты и был убежден, что существует только безличный путь всех вещей — дао. Кроме того, он не верил ни в демонов, ни в духов предков, полагая, что церемониальные обряды имеют значение лишь для живых людей. Они ничего не дают мертвым. Однако идеи Хань Фэй-цзы были отвергнуты конфуцианскими учеными, несмотря на то, что по многим вопросам он придерживался ортодоксально-конфуцианской точки зрения.
Культ Конфуция в Китае
Хотя оба эти вероучения были господствующими религиями в Китае, конфуцианство по сравнению с даосизмом занимало более высокое положение. На протяжении большей части исторического развития страны именно оно было ее официальной религией. Подобно тому, как это случилось с основателями некоторых других религий, репутация Конфуция возросла до того, что в Китае во II в. до Р. X. при императоре У-ди Конфуций был обожествлен, официально был принят культ Конфуция, а принципы конфуцианства канонизированы. Не признанному при жизни философу воздавали почести, его награждали титулами, в его честь строили храмы, ему приносили жертвоприношения. Культ Конфуция был запрещен после прихода к власти коммунистического правительства в 1949 г.
Заключение
Конфуций был прав в том, что этика играет важную роль в жизни людей в этом мире. В Ветхом Завете мы читаем о выступлениях пророков, которые осуждали зло и призывали людей делать добро. Однако выдвигаемый им постулат, что люди по природе своей добры, достаточно сомнителен. Последователь Конфуция Хань Фэй-цзы лучше понимал человеческую натуру, хотя и не верил в Бога. Этот философ знал, для чего нужны законы, правила и воспитание.
В философско-этической системе Конфуция есть много
хорошего, но всю надежду он возложил на самого человека. Его религия — это религия человеческих дел. Бога он практически не знал, и поэтому Творец для него не играл никакой роли. Обратимся к сравнению. Если автомобиль, в котором нет бензина толкнуть с горы, он поедет и даже поднимется до определенного уровня следующей горы. Однако выше не пойдет. Ему нужна сила горючего. Так и с этикой. Она нужна и хороша, но для достижения цели, для которой она предназначена, нужна сила Божия. Это подтверждает сама история дальнейшего развития конфуцианства: впоследствии люди сделали самого Конфуция богом и начали поклоняться ему. По-видимому, они чувствовали, что одной лишь этики для усовершенствования их жизни недостаточно. Им был нужен живой, любящий и всесильный Господь. Так как они Бога не знали, они обратились к умершему Конфуцию вопреки его примеру и учению. Это еще раз доказывает, что человек не может удовлетвориться только правилами этики или исполнением моральных законов. Ему нужен любящий и прощающий Бог.
Итак, в заключение сделаем вывод. Основными характерными чертами конфуцианства являются следующие: 1) вера в трансцендентный моральный закон дао, 2) вера в то, что человек по природе добр, 3) вера в способность человека достичь нравственного совершенства своими силами, т. е. в самосовершенствование, 4) умаление значения сверхъестественного. К сожалению, и в наши дни существует достаточно людей, которые вместо познания любящего Бога созидают собственный культ личности, основываясь на ложном представлении о своей личной праведности.
Глава 12
СИНТОИЗМ:
РЕЛИГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕВОСХОДСТВА
Определение и мифологическая основа
Синтоизм является чисто национальной религией Японии и не получил распространения за пределами этой страны. Его происхождение не связано с какой-то известной исторической личностью. Эта религия не имеет в своей основе системы догм или разработанного богословского учения. Ее изначальное кредо: «Бойся богов и повинуйся императору!»
В основе синтоизма лежит миф о сотворении Японии и связанные с ним легенды, которые в XX в. были истолкованы как повести
о реально существовавших, выдающихся вождях Древней Японии, сокрытых в тумане древней истории. В синтоизме нашли отражение явления природы и общества, а также жизнь человека в окружении семьи. Характерными чертами этой религии являются любовь к родной стране и эстетическое воспринятое природных явлений. Синтоизм связан также с анимистическим почитанием предков и шаманством.
Слово «синто» происходит от составного китайского шань-дао (или син-то). В предыдущих главах мы уже встречались с понятием «дао» — путь. По-японски эта религия называется ками-но-мити и означает путь богов или путь высших духов. Словом «ками» у японцев назывались боги или существа, обладавшие сверхъестественной силой. Японцы верили, что в доисторические времена их страна была населена исключительно этими существами.
В основу синтоизма лег миф о сотворении японских островов и их населения. Согласно официальной мифологии синто, в начале всего был не хаос, а самопроизвольное установление первоначального элементарного порядка, одновременно появились боги-ками. Затем появились небо и океан. Разные боги появлялись и исчезали в то время без особых последствий. Завершение космогонического процесса приходится на долю пятой пары богов Идзанаги и Идзана-ми (есть предположение, что на протоавстронезийском языке их имена переводятся как «первый мужчина» и «первая женщина»). Они — первые в японской мифологии божества, имеющие человеческий облик и обладающие способностью рождать других богов. Ко времени их появления земля еще была в младенческом состоянии и, подобно плавающему жиру, носилась по морским волнам. Поэтому высшие боги поручают этим богам обратить жидкую землю в твердь. Так появились острова Японии. От брака Идзанаги и Идзанами родилось 35 богов-духов, которые населили эту страну. Коща рождался последний из этих богов — бог огня Кагуцути, он опалил лоно Идзанами, и она умирает — согласно мифу, удаляется в царство мертвых. За это отец стал рубить его мечом, однако каждый отрубленный кусок бога огня становился новым богом. Так появилось множество богов.
Ища утешения Идзанаги решил посетить умершую жену в царстве мертвых. Однако это принесло ему несчастье. Злые духи, которые произошли от гниения тела Идзанами, осквернили Идзанаги. Для очищения он вынужден был омыть себя в океане. Когда он омыл свой левый глаз, внезапно появилась на свет главная богиня Аматэрасу, ставшая богиней солнца. А когда он омыл правый глаз, появился бог луны Цукиеми. Наконец когда он омыл ноздри, появился бог ветра, водных просторов и ураганов Сусаноо. Много
времени спустя богиня Аматэрасу послала своего внука Ниниги (в переводе «юноша — бог изобилия рисовых колосьев») править японскими островами. Он стал родоначальником японских императоров, символизируя их божественное происхождение.
Божественность императорской власти и божественное происхождение нации
До 1945 г., когда Япония потерпела поражение во второй мировой войне, японцы придерживались официальной точки зрения о божественности императорской власти. Императорский рескрипт, изданный в 1898 г., требовал, чтобы в школах детям говорили о божественности императора, о том, что он происходит по прямой линии от богини солнца. И, видимо, не случайно Японию называют еще страной восходящего солнца. На ее флаге красуется эмблема главного светила нашей планетарной системы. Все это говорит о том, что синтоистская религия значительно распространена в Японии, хотя она и не является единственной религией этой страны.
Если император считался прямым потомком богини Аматэрасу и острова страны, согласно японскому преданию, были созданы богами, то подданным императора тоже внушалась мысль об их божественном происхождении. Японские аристократы первыми заявили, что они произошли от богов, хотя и не от таких высоких, как император. Потом, следуя их примеру, весь народ стал верить, что он произошел от богов, только занимавших еще более низкое положение.
Среди священных книг синтоизма главными считаются две: «Запись о деяниях древности» («Кодзики», 712 г.) и «Анналы Японии» (или «Хроника Японии» — «Нахонги», 720 г.). Обе они содержат как мифологические, так и фактические данные, касающиеся истории Японии и предков императорского двора.
История синтоизма
С IV в. синтоизм стал официальной религией Японии. Верховным божеством была богиня Аматэрасу. В истории религий это уникальный случай, когда божество женского рода оказалось главным в государственной религии. Официально богиня Аматэрасу, как прародительница Ниниги, научившего людей возделывать землю, считалась покровительницей земледелия. Император Дзимму-тенно (полулегендарная личность, относимая к VII в. до Р. X.), ее правнук, будто бы получил от нее через Ниниги три священных предмета: зеркало, меч и нити с нанизанными на них резными бусинами — магатама, которые стали символом священной власти японских
императоров. С этого периода началась связь синтоизма с императорской семьей.
Приблизительно в 552 г. в Японию проник буддизм махаянской ветви, который приобрел настолько большое влияние в этой стране, что в IX в. в Японии возникло движение, известное под названием движения двухстороннего синтоизма, которое стремилось объединить буддизм и синтоизм в одну религию. Сторонники этого движения отождествляли богиню Аматэрасу с Вайрочаном, центральным Буддой махаянского толка, считая ее одним из явлений Будды. В результате сложилась кризисная ситуация: буддизм едва не поглотил синтоизм.