Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 24 из 80)

И все же национальному духу японцев оказалась ближе своя, чисто национальная религия. В XIV в. началось движение за укреп­ление синтоистских традиций. Жрецы синтоизма стали толковать соотношение между буддизмом и синтоизмом в пользу последнего. Так, они стали проповедовать, что не Аматэрасу является одним из явлений Будды, а Будда является одним из явлений Аматэрасу. Таким способом они установили верховенство своей религии. Одна­ко, несмотря на это разногласие, между буддистами и синтоистами не было больших столкновений, потому что и те, и другие были японцами. Их сосуществование было сравнительно мирным. Благо­даря усилению национального самосознания японцев с первой половины XIX столетия, в 1868 г. синтоизм с восшествием на пре­стол императора Мэйдзи был официально провозглашен государ­ственной религией. Это значительно укрепило веру японцев в бо­жественность императора. В то же время все связи с буддизмом были формально порваны. Однако в сознании и быту большинства обык­новенных японцев обе эти религии переплелись и сохранили свое равное значение. Они были склонны думать, что синтоизм заботится об их нуждах в мире земном, а буддизм — в загробном.

Государственный синтоизм

Двадцатый век внес свои коррективы в традиционные нацио­нальные мифы Японии. Правительство страны вынуждено было что-то предпринять для сохранения установленного порядка в сфере вероисповедания. В результате сложился так называемый государ­ственный синтоизм, который толковал мифологические элементы религии как символы реально существовавших исторических героев Древней Японии. Синтоизм в этой форме стал обязательным для всех граждан. Особенно трудно приходилось христианам. Многие из них отказывались принимать участие в патриотических церемониях, за что подвергались гонениям.


Поражение Японии во второй мировой войне пошатнуло устои государственной религии, и после официальной капитуляции в 1945 г. император был вынужден опровергнуть божественность своего происхождения, а также осудить прежнюю государственную доктрину о превосходстве японского народа над всеми другими народами.

Религиозные идеи синтоизма

Согласно традиционному синтоизму, богов-ками в синтоизме бесчисленное множество — как мужского рода, так и женского. Они делятся по рангам, по возложенным на них функциям, по способнос­тям и т. д. Есть, например, ками звезд, ветра, молнии, моря, гор, рек, лесов, пищи, плодородия, деревьев, гаваней, листьев, камней, вулканов, землетрясений. Все одухотворенные существа имеют силу потому, что в них присутствуют ками. Например, эта сила есть в кошках, собаках, лошадях и других тварях.

Больше всего силы имеет человек, так как он непосредственно произошел от ками. После смерти человек опять становится духом ками и поэтому обладает сверхъестественной силой. Мужчина имеет больше силы, чем женщина, у мужчин больше признается сила императора как прямого потомка богини солнца.

В отношении морали ками — нейтральны. Они являются духами, которые могут быть для человека и вредными, и полезными. В этой религии проблема человека на земле заключается в двух опасностях: во-первых, он может нарушить какое-то религиозное правило или табу, которых в синтоизме множество, и таким образом осквернить себя. За осквернение его должно постигнуть какое-то несчастье. Во-вторых, человек может не угодить духам предков, особенно если пренебрегает приношением пищи и вина в жертву умилостивления духов. Но самым главным преступлением считается нелояльное отношение к богам и императору страны. Оно влечет за собой самые серьезные последствия.

Принципы осквернения и очищения

Синтоизм не имеет своей системы этики или морального кодекса. (Японцы пользуются главным образом этикой конфуциан­ства, которую они восприняли через контакты с Китаем.) Все, что требует от людей синтоизм, — это жить мирно и естественно и не подвергаться осквернениям, избегая действий злых духов. Ибо именно они (а не нарушение моральных норм) оскверняют человека. Источник этого верования в синтоизме берет свое начало в японском


мифе о сотворении, когда бог Идзанаги был осквернен злыми духа­ми, произошедшими от гниения тела его жены.

Поэтому в синтоизме обряды очищения — как физические, так и символические — имеют важнейшее значение. К ним относит­ся, например, такой обряд, как обливание водой, когда после похо­рон умершего члена семьи, все родственники заходят в воду и купаются вместе для очищения. Или другой обряд — изгнание нечисти, когда священник машет очистительной палочкой, чтобы очистить людей и предметы. Кроме того практикуются обряды воздержания, чтобы не допустить себя до осквернения.

До поражения Японии во второй мировой войне особенно важными считались две ежегодно проводившиеся церемонии очище­ния всей нации. Их совершал сам император во благо своего народа. Чтобы уберечь себя от осквернения злыми духами, согласно синто­изму, необходимо было также неукоснительно соблюдать две важ­нейшие добродетели — безоговорочное повиновение императору как божественной личности и служение японскому народу как самому близкому к богам.

Так как в понимании синтоистов осквернение людей приходит от злых духов, видимо, не случайно, что эта религия наряду с официальным храмовым синтоизмом содержит и черты примитив­ных культов, например, шаманизма. Главная функция шаманов-жрецов заключается в зрительных и звуковых галлюцинациях (видениях наяву или откровениях во сне) и обладании духами. Такие экстазные проявления, как обладание духом, могут быть либо спонтанными, либо достигнуты усилиями. Японские шаманы исполь­зуют метод шугыё, включающий трудные физические упражнения для того, чтобы войти в состояние транса — во многом подобного тому, которого достигают американские дзэн-буддисты и последова­тели культа Хари Кришны постоянным повторением припевов в сопровождении приплясывания. Монотонные повторяющиесядвиже-ния, доведение себя до физического измождения, воздействие нарко­тиков и другие средства — все может быть использовано для вхож­дения в состояние транса.

Заключение

Синтоизм касается вопроса взаимоотношения нации с религи­ей. Может ли быть, чтобы благодаря божественному изволению какая-то нация была лучше всех? Часто в связи с этим указывается на пример евреев, которые считают себя избранным народом. Одна­ко для правильного понимания еврейского вопроса нужно понимать суть учения Библии.


Да, Библия говорит о евреях, как об избранном народе Божием. Но с другой стороны, Библия показывает еврейскую историю в таком свете, в каком ни один немецкий нацист времен гитлеровской Германии или японский синтоист не написал бы историю своего народа. Из Библии мы узнаем о многих бесславных делах еврейского народа. Библия рассказывает о недостатках, ошибках, грехах и преступлениях царей, вельмож, священников, пророков и простого народа, а не только об их праведных делах, когда они были верны Богу. Таким образом. Библия являет нам пример беспощадного реализма и беспристрастия в отношении избранного Богом народа. Так как история Израиля большей частью является историей нару­шения нравственных законов, она является свидетельством не славы, а бесславия этого народа. В Библии человек греховен, и славен лишь единый святой Бог. Если народ израильский и является избранным, то только для того, чтобы через него открылась слава Божия.

Мы знаем, как часто евреи были наказуемы Богом. Разруше­ние храма вавилонянами в VI в. до Р. X. является одним из главных тому примеров. Служение величайших пророков Израиля заключа­лось в том, чтобы произносить пламенные обличительные речи, призывая оставлять злые дела и обращаться к Богу. Это никоим образом не говорит о национальном превосходстве Израиля, во всяком случае о нравственном превосходстве. Если был и будет прославлен еврейский народ в этом мире, то совсем не по заслугам, а только по милости Божией. Народ израильский был избран для того, чтобы исполнился спасительный план Божий через Его Сына Иисуса Христа.

Поэтому, если какая нация захочет считать себя избранной, пусть вначале посмотрит на свою греховность в очах Божиих и в глазах людей. Хотя евреи и являются избранным народом по Авраа­му, они отвергли Сына Божия, Иисуса Христа. Но Бог не отверг этого народа, с той поры Он призывает всех людей всех наций, чтобы они обратились к Нему и оказались в числе избранных.

Синтоизм как чисто национальная религия является также примером того, что культы могут появляться на исключительно национальной почве. Как правило, их исповедники считают свою нацию высшей в мире. Гитлеровский нацизм был подобным куль­том — если не религиозным, то политическим. Всякая нация, кото­рая начинает думать о себе как о самой высокой, единственно из­бранной, вступает на ту же дорогу.

Одним из примеров религиозных культов подобного рода является появившийся в Канаде в 50-х гг. этого столетия культ украинской национальной веры. Его возглавил некто д-р Мирослав


Шкавритько, назвавший себя волхвом родной веры и внуком Даж-бога. Учение этого культа, отвергая Христа и христианство, испове­дует монотеизм Дажбога и признает реальным существование своих светлоумных праотцев, родных пророков, волхвов, пробудителей и лицесозерцателей божиего величия. Духовными светочами своей веры Шкавритько и его последователи считают Книги мудрости украинской, «Велес Книгу», «Слово о полку Игореве» и сочинения поэтов и писателей, которых признал за своих культ украинской национальной веры: Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко и других. Отождествляя свою нацию с верой, Мирослав Шкавритько провозглашает: «Слава Дажбогу! Слава Украине!» То, что этот культ появился среди украинцев, нисколько не обозначает, что только украинцы подвержены такому явлению. Вспомним идею «третьего Рима», которая насаждалась правящими кругами среди русского народа. Можно привести еще ряд примеров подобного религиозно-шовинистического эгоцентризма. К сожалению, идея национального превосходства потенциально присуща сознанию каждого народа.