Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 26 из 80)

На этом основании в религии зороастризма Аше (правде) противостоит Друг (ложь), против жизни борется смерть и т. д. Так как тело умершего человека связано со смертью, оно является религиозно нечистым. Таким образом, мы видим, что Зороастр предложил людям учение о двух вечных противоположных косми­ческих принципах добра и зла.

Относительно человека Зороастр учил, что его душа является средоточием борьбы между добром и злом. По своей природе человек ни добр, ни зол, но он находится под влиянием духов света и тьмы — богов добра и зла. Добрый дух наставляет всякого человека на добро, а злой побуждает делать зло. Тот, кто мудр, будет творить добро.

Интересно, что Зороастр считал добрыми тех людей, которые занимались земледелием. Земля для него была воплощением добра, потому что она дает жизнь. И поэтому земледельцы поступают правильно, выращивая зерно, овощи и плоды. Особенно хорошими он считал людей, которые по-доброму относятся к животным, в частности, к коровам. В упоминании о коровах просматривается связь зороастризма с индуизмом, где корова почитается как священ­ное животное.

К злым людям Зороастр относил кочевые племена, которые сопротивлялись его учению и устраивали набеги, разоряя поля добрых земледельцев. Они, с его точки зрения, были особенно ужасными потому, что перед набегами приносили в жертву рогатый скот.

Зороастр очистил обрядовую сторону своей религии от полите­истических ритуалов. Его учение запрещает идолопоклонство,

4. Geofrey Parrinder ed., World Religions: From Ancient History to the Present. New York, N. Y.: The Hymlyn Publishing Group Ltd., 1985, p. 179.


жертвоприношения животных и употребление напитка хаома. Одна­ко он оставил ритуал огня как символ Ахурамазды, но не с целью поклонения ему. Как мы видели выше, Зороастр был убит у алтаря, на котором горел священный огонь.

Что касается конца мира, Зороастр проповедовал победу добра над злом. Он верил во всеобщее воскресение мертвых, как добрых, так и злых, и в то, что все они пройдут испытание в огне расплав­ленного металла. Для злых это будет страшным мучением, а для добрых будет подобно прикосновению «теплого и целительного молока».

Потом всякая душа должна будет перейти через «мост возмез­дия», который висит над адом. Тот, кто перейдет мост, попадает в рай. Перед тем как переходить, душе читают запись всех свершен­ных ею, когда она была в материальном обличий, дел. В зависимос­ти от того, что перевесит, зло или добро, Ахурамазда решит, куда ее послать. Зороастр не говорит об окончательной судьбе демоничес­ких сил и злого духа, Анхра-Майнью. Может быть, они будут со­жжены расплавленным металлом и таким образом исчезнут, а может быть, будут брошены навечно в «место лжи», как называется в зороастризме ад.

Дальнейшая история зороастризма

К сожалению, об этой религии сохранилось немного истори­ческих данных, особенно за тысячелетний период, начиная с 300 г. до Р. X. и до 700 г. по Р. X. Этот период был важным в дальнейшем развитии зороастризма. Но мы имеем о нем только отрывочные сведения.

О том, как происходило становление этой религии в указан­ный период времени, существуют альтернативные мнения. С одной стороны, возможно, что из Восточной Персии учение Зороастра постепенно распространилось в западную часть страны, а оттуда перешло в Месопотамию, сделав в процессе своего движения опреде­ленные уступки политеистическому мировоззрению, характерному для этих районов. А с другой стороны, возможно, что в Западной Персии, благодаря усилиям священников-магов, параллельно была проведена монотеистическая реформа, которая склонила на свою сторону царя Дария и его наследников.

Если правильно первое мнение, то это значит, что в процессе обращения к зороастризму населения Западной Персии и Месопота­мии эта религия была принята влиятельными священниками-магами (кави), которые стали способствовать ее распространению. Если правильно второе мнение, то вначале кави сопротивлялись


зороас­тризму, а потом, увидев его силу, приняли учение Зороастра и сделались его главными проповедниками.

Весьма возможно, что царь Кир, который в 539 г. до Р. X. победил Вавилон, исповедал зороастризм. Однако он не был строгим его последователем, потому что ради политических выгод поклонял­ся также вавилонскому богу Мардуку. После него Дарий I и Ксеркс I почитали Ахурамазду как всевышнего Господа неба и земли. Эти персидские цари расширили свои владения на запад до Египта и Греции. Поход Ксеркса против греков окончился поражением. В 479 г. до Р. X. персы отступили назад. А через полтора столетия Персию завоевал Александр Македонский.

После Александра почти пятьсот лет Персией правила динас­тия Аршакидов (250 г. до Р. X. — 226 г. по Р. X.). Они были из восточной Персии и говорили на языке пехлеви. Их свергли Сасаниды из Центральной Персии, которые правили до 661 г., когда страну завоевали мусульмане. Сасаниды были ревностными зороастрианами. Они притесняли евреев и христиан.

Мусульмане вначале сравнительно терпимо относились к последователям Зороастра. Однако сто лет спустя приверженцы зороастризма стали подвергаться притеснениям и начали переселять­ся в Индию, где получили название персов. Особенно интенсивным движение беженцев было в VIII в. Те же зороастрийцы, которые не выехали из Персии (Ирана) в Индию, пережили много трудностей. После мусульманских завоеваний приверженцы зороастризма не занимались миссионерской деятельностью. Их численность стала постепенно сокращаться. В настоящее время их насчитывается в обеих странах — в Иране и Индии — не более 100 тысяч человек.

Изменения в зороастризме

В процессе исторического развития в зороастризме произошли существенные перемены. Причина изменений, которые претерпела религия зороастризма, отчасти заключалась в недостаточной четкос­ти некоторых положений самой этой религии, но в большей мере вызвана довлеющим влиянием на нее политеизма. Мы знаем из Библии, что до покорения Самарии ассирийцами в 722 г. до Р. X. и разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до Р. X., израиль­ский народ постоянно подвергался искушению со стороны окружав­ших его народов-идолопоклонников. Даже постоянные и сильные выступления пророков не могли избавить его от этого. Лишь траге­дия разорения государства и вавилонский плен исцелили израиль­ский народ от идолопоклонства. Монотеизм Зороастра, не обладая столь сильной духовной динамикой, какая была свойственна иудаиз­му, и имея расплывчатое учение о Боге, не смог противостоять


влиянию политеизма. Неопределенность идей Зороастра относитель­но «бессмертных святых», выполняющих на земле волю Ахурамазды, заключающаяся в том, являются ли они отдельными, самостоятельно существующими божественными личностями или представля­ют собой ипостаси одного доброго бога-творца Ахурамазды, завела зороастризм обратно в политеизм.

Укажем на признаки политеистичности, появившиеся в рели­гии зороастризма. Во-первых, последователи этой религии сделали самого Зороастра богоподобной личностью и начали почитать его почти как бога. Много легенд появилось о его чудесных делах. Во-вторых, вера в божественность ангельских существ («бессмертных святых») оттеснила веру в Ахурамазду на задний план. Постепенно место единого Бога стали занимать древние языческие боги. Особен­но популярным сделался опять бог Митра. Вслед за этим пришло поклонение богу ветра Вайю и богине воды и плодородия Анахите. Последняя ничем не отличалась от вавилонской богини Иштар. Вместе со всем этим сильно развилось почитание духов предков, называемых фравашами. Распространилось верование, что даже сам Ахурамазда приносит жертвы Митре и Анахите.

В вопросе этического дуализма зороастрийские учителя дошли до крайности. Они стали учить, что этот мир является одновремен­ным творением как Ахурамазды, так и злого духа Анхра-Майнью. Первый сотворил добрых тварей и то, что несет в себе добро, а второй — змей, муравьев, саранчу, злых волшебников, человеческие пороки и т. д.

Поворотом религии зороастризма в сторону политеизма вызва­но появление учения зерванизма, которое утверждало, что как всевышний Ахурамазда, так и злой дух Анхра-Майнью произошли от одного существовавшего изначально верховного бога Зервана. Точнее говоря, в зерванизме Бог и дьявол оказались равными, хотя конечная победа все равно должна быть на стороне доброго бога. В зерванистском течении зороастризма Ахурамазда стал называться Ормаздом, а Анхра-Майнью — Ахриманом.

Переменилось также понятие о природе борьбы человека со злом. Пришло новое понимание проблемы грехопадения: оно заклю­чается не в борьбе добра и зла в сердце человека, а в старании злых духов привести человека в состояние церемониального осквернения. Для избавления от него нужно пользоваться заклинаниями и вообще употреблять всякие магические средства. Особенно популярны были мантры, выдержки Зороастровых гимнов, которые использовались теперь как заклинания.

Самой страшной скверной стали считать тело умершего чело­века. Поэтому до сих пор персы не хоронят своих умерших в земле,


а также не сжигают. Земля и огонь считаются у них святынями. Зороастрийцы выносят тела в построенные из камней «башни молча­ния», над которыми нет крыш. Прилетают орлы, и через два часа после того, как тело было положено в башню и люди разошлись, остаются лишь голые кости. Через определенное время персы соби­рают кости и сбрасывают в яму внутри башни.

Что касается конца мира и будущего суда, то новый зороас­тризм не поставил предела своему воображению. Люди начали думать, что при последнем суде «мост возмездия» сделается острым мечом, который будет становиться вверх острием для злых и ло­житься плашмя для добрых. В момент перехода через него совесть доброго человека обернется прекрасной девицей и поведет его в рай, а совесть злого человека превратится в отвратительную женщину, которая низвергнет человека в пучину ада. На доброго человека подует из дверей рая ветром благовоний, а на злого из ада — зло­вонным воздухом. Люди, у которых добрые и злые дела окажутся на весах в состоянии баланса, пойдут в Хаместан, являющийся проме­жуточным местом между землей и звездами. Добрые и злые будут двигаться после суда в разных направлениях: праведные — наверх, на небо, в рай, злые — вниз, под землю, в ад.