Господь не имел в виду, чтобы вавилонское пленение было постоянным. По милости Своей и ввиду обещания послать на землю Мессию, Он побудил персидского царя Кира (около 559—530 гг. до Р. X.) дать свободу иудеям и восстановить их национальную жизнь в обетованной земле. Вернувшиеся иудеи построили в 515 г. до Р. X. новый храм. Хотя он не был таким славным, как Соломонов храм, однако стал центром национальной жизни и религии. О строительстве стен Иерусалима и храма говорят книги Ездры и Неемии, а также пророки Аггей и Захария. Однако не все иудеи пожелали вернуться домой. Многие остались в Вавилонии и впоследствии сыграли важную роль в сохранении еврейской культуры и развитии современного иудаизма.
Междузаветный период еврейской истории
Канонические книги Библии мало говорят об этом периоде. Однако если внимательно прочитать последнюю книгу Ветхого Завета, пророка Малахии, мы не увидим высокого уровня в духовной жизни вернувшихся евреев. Хотя они больше не поклонялись идолам, но они не были и ревностными в служении Господу. Многие исполняли внешние обряды и приносили жертвы и в то же самое время нарушали моральные требования закона Божия.
Неканонические книги и другие источники дают более детальные сведения о междузаветном периоде истории Иудеи, как эта страна стала называться позже. Со времени возвращения иудеев из Вавилона до разгрома Персии Александром Македонским в 333 г. Палестиной управляли персидские наместники. Это было сравнительно спокойное время.
Александр правил своей империей, включавшей Иудею, около десяти лет. После его смерти в 323 г. генералы Александра поделили завоеванные территории на четыре части. С того времени палестинские евреи начали переживать много горя из-за борьбы за власть между династией Птолемеев, которая правила Египтом, и династией Селевкидов, царствовавшей в Сирии.
Палестина была полем битвы между этими династиями и часто переходила из одних рук в другие. Будучи эллинистами, правители стремились к распространению греческой культуры и религии. Ради этой цели они не брезговали использовать насилие.
Особенно варварски действовал последний правитель Иудеи. Это был царь государства Селевкидов Антиох IV (175—162 гг. до Р. X.), называвший себя Эпифаном, букв. явлением бога Зевса. Он начал с того, что стал принуждать евреев принять греческую религию. Потом, когда был убит первосвященник Онаний III, Антиох два раза продал первосвященство недостойным священникам — сначала
Иасону, а потом Менелаю. Затем он ограбил иерусалимский храм, чем вызвал большое возмущение среди народа. Так как народ не успокаивался, Антиох послал против него армию, которая убила многих жителей и опустошила город. По повелению Антиоха были прекращены богослужения в храме, запрещено обрезание мальчиков, сжигались копии Священного Писания. Наконец, Антиох превзошел все свои прежние беззакония. Он устроил в Божием храме богослужение греческому богу Зевсу и повелел приносить ему в жертву свиней на святом жертвеннике храма. Во всей истории еврейского народа не было ничего более оскорбительного для евреев, чем мерзости, совершенные Антиохом. Это осквернение известно среди иудеев, как мерзость запустения. Многие из них были в те дни замучены и убиты за отказ поклоняться Зевсу.
Все эти ужасы привели иудеев к восстанию против Селевкидов в 167 г. под предводительством священника Маттафии и его пяти сыновей: Иоанна, Симона, Иуды, Елеазара и Ионафана. Маттафия и его сыновья смогли освободить Иудею от власти северной династии греков. Вместо них они сами стали правителями Иудеи, сделавшись также и первосвященниками. После смерти пяти сыновей Маттафия страной управляли их потомки до 63 г. Этот период иудейской истории называется хасмонейским (по имени Хасмона — родоначальника семьи, из которой вышел Маттафия) или маккавейским (по прозвищу его сына Иуды, который был назван Маккавеем — молотом — за успешные битвы против врагов).
Между 63 г. до Р. X. и 66 г. по Р. X. Палестина находилась во власти римлян. Вначале под протекторатом Римской империи ею управлял первосвященник-маккавей Гиркан II. Затем прокуратором был поставлен идумеянин Антипатр, который сделал своих сыновей Фазаела и Ирода администраторами. Первый был ответственным за Иудею, второй — за Галилею. Гиркан в это время занимал лишь должность первосвященника.
В 40 г. до Р. X. власть в Иудее с помощью парфян захватил потомок маккавеев Аристобул II. Он правил своей страной как царь и первосвященник до 37 г. до Р. X. Однако римляне помогли Ироду победить Аристовула и сделали его правителем Палестины. Это был тот Ирод, который истребил младенцев в Вифлееме после рождения Спасителя.
Как идумеянин, Ирод не был по душе иудеям. Он это хорошо понимал. Желая заслужить расположение иудеев, он взял себе в жены Мариамну, внучку маккавейского царя Аристобула II, и кроме того принялся за постройку замечательных зданий. Ирод построил новый иерусалимский храм, о котором сказано в Евангелии от Иоанна (2:20), что он строился 46 лет. Однако с течением времени
у Ирода развилась мания на почве подозрения в заговорах. Он стал подозревать всех, кто был к нему близок, даже членов своей семьи. Развитию подозрительности Ирода способствовали также придворные интриги. В результате Ирод стал причиной смерти большинства своих сыновей, любимой жены Мариамны. Он лишил жизни многих знатных лиц в Иудее. После его смерти в 4 г. по Р. X. правителями стали оставшиеся в живых сыновья. Через некоторое время Палестина была разделена на четыре части. Сыновьям Ирода пришлось поделиться территориями с римскими прокураторами. Самым известным из них был Понтий Пилат, который управлял Иудеей.
Важным фактором в жизни евреев междузаветного периода было их страстное ожидание прихода Мессии. Это видно из их неканонических книг того времени. Новый Завет подтверждает этот факт. Все скорбные события в их стране заставляли евреев обращать взор к будущему, в котором они надеялись в скором времени увидеть своего Избавителя.
Кроме того, важно отметить также появление разных политических и религиозных групп, о которых мы читаем в Новом Завете. Саддукеи были партией священников, которые придерживались либеральной точки зрения относительно Писания и были готовы сотрудничать с властями. Фарисеи и книжники строго придерживались закона. Зелоты стремились к кровопролитному свержению римской власти. Поэтому они часто делали военные нападения на отряды врагов. Многие из них поплатились жизнью, будучи распятыми на крестах. Иродиане усматривали в потомках Ирода законных правителей Иудеи. Некоторые из них думали, что Мессия будет одним из потомков Ирода.
Кроме вышеуказанных групп, была еще группа эссенов, о которых не говорится в Новом Завете. Возможно, потому, что они вели жизнь, подобную жизни монахов: удалились от мира, посвятив себя изучению закона и совместной жизни в пещерах у Мертвого моря. Их основатель назывался «Учителем Праведности», а последователи «сынами света», или «последователями пути».
Эссены ожидали Мессию, отказавшись от того, чтобы активно приближать его приход своей духовной деятельностью среди народа. Они считали, что из-за преобладания в стране зла положение было безнадежным и что все предпринятые ими усилия оказались бы напрасными. Интересно, что в 1947 г. в пещерах района Кумран, возле Мертвого моря, были обнаружены свитки разных книг Ветхого Завета, когда-то принадлежавших эссенам. Эта находка стала еще одним подтверждением исторической достоверности Слова Божия.
Оканчивая обзор междузаветного периода, нужно сказать, что большие потрясения и страдания постигли людей в это время, много
евреев оставило свою страну и в поисках мира и благополучия отправилось в другие страны Средиземного моря и Востока. Поэтому, принимая во внимание и евреев, оставшихся в Вавилонии, можно сказать, что этот народ жил во многих городах и странах того времени. Но евреи, жившие за пределами своей страны, старались держаться своей веры и обычаев и по возможности посещать Иерусалим во время важных праздников.
Так как новым поколениям было трудно сохранять свой язык, то в III в. до Р. X. в Египте был сделан перевод Священного Писания на греческий. Он известен, как перевод семидесяти толковников или Септуагинта (LXX). Этот перевод читался везде, где находились евреи, говорившие по-гречески. В малых и больших городах Египта, Сирии, Малой Азии, Греции, Италии можно было найти еврейскую синагогу. Строгий монотеизм верующих евреев привлекал к себе воображение язычников, многие из которых уверовали и стали посещать синагоги. Такие люди назывались прозелитами.
Отвержение Мессии и разрушение Иерусалима
Мы хорошо знаем из Нового Завета о том, что как духовное и политическое руководство Иудеи, так и большинство еврейского народа отвергли пришедшего Мессию, Господа Иисуса Христа. Отвержение это выразилось в Его распятии руками язычников, которое тоже было предсказано пророками, как и Его первое пришествие. Евангелие Христа проповедовалось после воскресения Спасителя не только в Иудее, но и во всех странах мира. Хотя многие евреи приняли Христа как своего Мессию, о котором проповедовал апостол Павел и другие апостолы и благовестники, однако большинство из них остались верны прежнему верованию. Они продолжали ожидать Мессию, и многие из них понимали его как политического освободителя.
Идеалы свободы и независимости, подкрепляемые маккавейской историей и мессианскими чаяниями политического характера, привели к восстанию против римлян в 66 г. по Р. X. После кровопролитной войны в Галилее и Иудее и страшной осады Иерусалима Тит взял этот город и разрушил его в 70 г. В результате поражения прекратились жертвоприношения, исчезли партии саддукеев, эссенов, зелотов и иродиан. По примеру прежних эмигрантов множество населения покинуло свою страну.