Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 31 из 80)

Однако это разрушение Иерусалима еще не было окончатель­ным. В 130 г. римский император Адриан, посетив Иудею и осмотрев разрушенный город, издал приказ восстановить город и на месте бывшего еврейского храма построить капище римскому богу


Юпитеру. Как только это стало известно, сразу же восстали оставшиеся в стране евреи под предводительством Бар Кохбы, который выдавал себя за Мессию.

Эта последняя война продолжалась три с половиной года. Она закончилась истреблением и окончательным рассеянием евреев. Дело дошло до такого положения, что римляне объявили, что в Палестине не разрешено соблюдать субботу, делать обрезания и читать Священное Писание. Всем евреям было запрещено под страхом смерти посещать Иерусалим. Только один раз в году во время годовщины поражения им можно было, дав страже откупную, пройти к фундаменту разрушенного храма и поплакать возле него. С этого времени берет свое начало плач у известной Стены Плача.

Сохранение иудаизма

Трагедии 70 и 130 гг. не прекратили существования евреев как народа и не заставили их отказаться от своей религии. То, что они не растворились среди других народов и опять создали свое государ­ство в 1948 г., является чудом истории. По-человечески говоря, большую роль в этом сыграли их учителя-раввины. Помогло также то, что они всегда осознавали себя избранным народом Божиим. Такие события как вавилонское пленение, трудности междузаветно­го периода и появление христианства только побуждали многих из них укреплять свои убеждения и держаться древней законной веры.

Сохранение иудаизма связано с составлением раввинами комментариев на Священные Писания. Эти комментарии называют­ся Талмудом, хотя на самом деле было два Талмуда — палестинский и вавилонский. С самого вавилонского плена евреи стали больше читать Ветхий Завет и толковать его. Синагоги были местом его публичного чтения и объяснения.

Слово «толковать» по-еврейски звучит «мидраш». С течением времени оно сделалось техническим выражением для толкования Библии. Джефри Парриндер в книге «От истории Древнего мира к современности» пишет: «Мидраш, или библейское толкование, было двух типов: халактическое (т. е. законное) и хаггадическое (гомилетическое и анекдотическое). Оба эти толкования, которые были написаны преимущественно анонимно, существовали параллельно друг другу многие столетия. Поэтому иудаизм обладает богатой антологией библейского толкования, которое создало основу для позднейших раввинских комментаторов. Эти комментаторы могли пользоваться Библией как средством для выражения своих


собствен­ных религиозных идей»6.

Подготовленные для изъяснения Писания учителя назывались по-еврейски раввинами. Они разработали свои методы толкования Слова Божия. Во время жизни Христа на земле среди евреев были популярны две школы толкований — Гиллела и Шаммая. Школа Гиллела была более либерального направления. Перед тем как в 69 г. полководец Тит железным кольцом окружил Иерусалим, из города вышел образованный раввин по имени Ионафан бен Заккай. Он прошел между римскими войсками и прибыл в город Ямнию, где организовал свою раввинскую школу. Этот раввин предвидел разру­шение Иудеи и приложил все старание для сохранения веры своего народа.

Самым важным делом Ионафана была организация раввинско­го собора в Ямнии приблизительно в 100 г., где был определен канон Священного Писания. В канон вошли все 66 книг читаемого нами Ветхого Завета.

Раввинская школа Ямнии просуществовала 60 лет. Ее учителя начали составлять сборник толкований Священного Писания, сде­лавшийся известным под названием Мишны (повторение, или изучение). Законченный приблизительно в 220 г., он содержит около 4 тысяч суждений 150 самых уважаемых раввинов. Для многих этот сборник стал почти таким же авторитетным, как и Пятикнижие Моисея.

Мишна имеет б разделов под следующими заглавиями: Семе­на, Праздники, Женщины, Убытки, Священные Вещи и Чистота. Кроме пояснений Мишны, многие раввины чувствовали необходи­мость давать пояснения пояснениям в самой Мишне. Эти добавочные пояснения назывались Гемара, т. е. полнота. Толкователи прилагали их к сборнику Мишны. Общим названием для Мишны и Гемары является Талмуд.

Как мы уже упомянули, кроме палестинского Талмуда, был также вавилонский, который был закончен приблизительно в 500 г. Оба они обыкновенно называются одним именем — Талмуд. В нем содержатся указания к решению всех проблем, которые могли бы встретиться в жизни евреев. Так как Моисеев закон был дан в иных условиях жизни (по сравнению с положением рассеяных евреев), раввины считали необходимым дать людям знания, которые помогли бы им применять закон в новых условиях. Это и является причиной происхождения Талмуда.

6. Geofrey Parrinder ed., World Religions: From Ancient History to the Present. New York, N. Y.: The Hymlyn Publishing Group Ltd., 1985, p. 391.


Дальнейшая история

С ухудшением положения в Палестине, особенно после раз­грома Бар Кохбы в 130 г., центр еврейской жизни перешел в Вави­лонию. По некоторым сведениям около миллиона евреев находилось в то время в этой части мира. Принятие христианства как офици­альной религии Римской империей после обращения Константина в 312 г. тоже сделало положение евреев в ней трудным. Конечно, зороастрианская династия Сасанидов Персии создавала трудности для евреев, однако после ее разгрома мусульманами в 651 г. положе­ние немного улучшилось: процветали раввинские школы и богатели еврейские купцы.

Интересным религиозным событием среди евреев в Вавилонии было появление в VIII в. нового подхода к толкованию Моисеева закона. Люди этой школы назывались караимами, т. е. сынами Писания. Основателем ее был ученый Анан бен Давид, живший в Багдаде. Он и его последователи полностью отвергли авторитет раввинских толкований в Талмуде. Они учили, что единственным авторитетом должна быть еврейская Библия, особенно Пятикнижие Моисееве.

Караимы, которые впоследствии разделились на много малых групп, не соглашались с послаблениями в соблюдении закона, кото­рые содержались в Талмуде. Так, они были против медицинского лечения, основываясь на словах книги Исхода (15:26): «Я Господь, целитель твой». Хотя движение не было большим, но зато побудило многих ортодоксальных раввинов проверить правильность толкова­ния Слова Божия.

В защиту талмудского иудейства выступил раввин Саадайя бен Иосиф, глава раввинской академии в Вавилонии. Он писал труды, в которых объяснял, что талмудские толкования Писания верны. В доказательство своей правоты Саадайя ссылался на выдер­жки из Талмуда, сопоставляя их с выдержками из Библии. Кроме того, он старался доказать согласованность талмудской веры с дости­жениями греческих философов и ученых. С целью лучшего восприя­тия его аргументов Саадайя перевел еврейскую Библию на арабский язык. Он сделал это ради евреев, которые, живя среди арабов, лучше понимали арабский. Труд его был новой серьезной попыткой гармоничного синтеза еврейского мышления с достижениями челове­ческого разума.

Так продолжалось до Х столетия, когда новые тюркские правители стали сильно угнетать живших в Вавилонии евреев. По этой причине многие богатые евреи и образованные люди начали переселяться в Испанию, которой в то время правила мусульманская династия Мор. В этой стране в средние века еврейские ученые


пере­жили «золотой век» еврейской науки, религиозной философии и мистицизма.

Деятельность Маймонида

Самым выдающимся еврейским ученым того времени был Маймонид (1135—1204). Он родился в Испании, но из-за преследо­ваний со стороны консервативных мусульман должен был с семьей перебраться в Египет, где стал доверенным врачом известного про­тивника крестоносцев Салах-ад-дина. Маймонид написал три значи­тельных книги для еврейского народа. Первая представляла собой комментарий на Мишну на арабском языке. В ней он старался доказать рассудительность иудаизма, опираясь на принцип греческо­го философа Аристотеля избегать крайностей. В этом труде Маймо­нид дал символ иудейской веры в тринадцати коротких пунктах, которые формулируются следующим образом7:

1. Верую твердо в Создателя, да будет благословенно Его имя. Он и только Он создал и предназначил все творение и сотворил все для служения Себе и побуждает все, что происходит.

2. Верую твердо, что есть един и нет другого подобного Ему. Он есть вечный Бог.

3. Верую твердо, что Он и только Он есть Всенаполняющая личность.

4. Верую твердо, что Он и только Он есть Первый и Послед­ний.

5. Верую твердо, что Он и только Он должен избираться для поклонения и никому, кроме Него, не должно быть поклонения.

6. Верую твердо, что слова Пророков есть Истина.

7. Верую твердо, что Закон, как устный, так и написанный, был передан Моисеем, а он принял его от Бога.

8. Верую твердо, что Моисей мертв, а его последователи, будучи раввинами, наделены силой, подобной его силе.

9. Верую твердо, что ничто в Законе никогда не должно быть изменено.

10. Верую твердо, что Бог есть Всезнающий.

11. Верую твердо, что Бог вознаградит праведных и накажет злых.

12. Верую твердо в грядущее пришествие Царя Мессии и, хотя Он замедлит, буду ежедневно ожидать Его пришествия.

13. Верую твердо в воскресение мертвых.

7. Дано по: lone Lowman. Non-christian Religions. Wheaton, III: Van Kampen Press, no year given. P. 104—105.


Вторая книга Маймонида была написана на еврейском языке и называлась Мишне Тора, т. е. Обзор Торы. Она была рациональ­ной и либеральной редакцией Торы и Талмуда. Автор не постеснял­ся дать в ней собственные ответы, аргументируя их истинность силой своего авторитета, и включить новые постановления, которые в чем-то добавляли к Талмуду, противоречили ему. Однако успех этой книги заключался в том, что она сделала Тору понятной мас­сам еврейского народа.