Третья книга, написанная, как и первая, по-арабски, была названа Маймонидом «Путеводителем колеблющихся». Она являлась попыткой рационализировать иудаизм при помощи идей арабских мыслителей, которые выражали их в своих толкованиях Аристотеля.
Маймонид стремился к примирению религии с наукой. Он верил, что откровение Божие дается людям в ответ на веру, однако считал, что разум тоже играет важную роль в восприятии истины. Так как чудеса противоречат разуму, их нужно объяснять рационально. Главное в Священном Писании заключается в его этическом значении. То, что неприемлемо для разума, нужно принимать за метафоры. Например, Маймонид считал, что рассказ о сотворении мира в Бытие следует толковать не буквально, а а.-1легорически.
Мистика каббализма
Человеческий разум часто не удовлетворяется понятным смыслом речи или явным значением написанного текста. Он ищет в них более глубокий тайный смысл. Он иногда видит в них признаки неизведанной мудрости и эзотерических познаний, для достижения которых нужен ключ или какой-то особый прием. Такое мышление, конечно, часто приводит людей ко всякого рода спекулятивным идеям и фантастическим предположениям. В результате происходит извращение оригинального смысла написанного текста и принятие неправильных учений и ересей.
Конечно, мы сознаем, что для правильного толкования Священного Писания нужно иметь соответствующий подход. Знание грамматики, исторических условий, культуры времени, значения слов на языке оригинала, а также понимание литературных жанров помогают приходить к правильному разумению Слова Божия. Однако это не то, к чему стремятся люди, желающие найти скрытое, потаенное знание, граничащее с откровением.
Такое стремление познать тайный смысл Библии возникло среди евреев в XIII столетии и стало известно под названием каббалы. Само слово это значит по-еврейски традиция. Однако оно сделалось техническим обозначением этого удивительного подхода к пониманию Библии.
Каббалистский метод заключался в определении значения еврейских слов в Библии и их порядка в тексте путем численного метода. Еврейский алфавит состоит из 22 букв. Кроме обозначения произношения, они имеют также цифровое значение. Например, первая буква обозначает цифру один, вторая цифру два и т. д. Так как слова состоят из букв, то можно подсчитать суммы их цифровых обозначений. Применяя этот метод, можно подсчитывать суммы всех слов Библии, особенно те, которые относятся к Богу, к Его атрибутам. Потом можно эти суммы сравнивать с суммами слов других, не столь значительных мест в Писании. При этом нужно не забывать, что порядок слов тоже имеет свое скрытое значение.
Каббалистский подход к объяснению Писания дает возможность для разных личных толкований, подобных тем, которые делаются в астрологии, где толкователь старается предсказать судьбу человека на основе разных положений планет. Хотя у толкователя есть общие правила, но возможность разных истолкований настолько обширна, что разные толкователи дают самые различные и часто противоречивые ответы.
По своему духу каббализм был противоположен рационализму Маймонида и, по всей вероятности, был реакцией против него. Каббалистская литература довольно обширна. Самой главной книгой является «Сефер Зогар» («Книга превосходства»), которую в Испании написал в 1280 г. Моисей де Леон. Другими известными книгами являются «Сефер Иецира» («Книга творения») и «Сефер Хасидим» («Книга благочестивых»).
В своем стремлении найти секрет бытия каббалисты приняли от древних гностиков теорию эманации, которая противоречит ясному учению Библии о создании мира Богом.
Типический спекулятивный подход начался с идеи о Боге как о Неограниченном Он Соф). Как свет исходит от солнца, от Него исходят разные эманации, называемые Десять сефирот (буквально «десять чисел», однако они обозначают «духовные естества») — таковой была Божественная Воля, которая родила Мудрость (естество мужского рода) и Интеллект (естество женского рода); в свою очередь, они родили Благодать и Любовь (мужского рода) и Силу (женского рода), а эти последние — Красоту. От Благодати, Любви и Красоты появился естественный мир. В результате этих идей создалось убеждение, что человек, который обладает всеми этими качествами, является Вселенной в миниатюре, неким микрокосмом, исполненным космическими силами, движением которых можно управлять посредством действующих формул, имен и символов. Сам Мессия будет опознан во время своего пришествия по его таинственным имени и символу.
Все это привело к тому, что в Центральной Европе появилось множество Лжемессий, которые лишь разочаровали своих приверженцев. Во второй половине XVI столетия центр каббализма переместился в Сафед (Зефат), в северную часть Израиля.
Каббализм был причиной появления культа хасидизма (благочестивых, или набожных) в Центральной Европе, который в настоящее время распространен в Америке и Израиле. Лидеры этого движения называются цадиками (праведными). Хасидисты часто приписывают им чудотворения.
Гонения в истории еврейского народа
В своей истории до наших дней евреи пережили немало гонений, которые оставили свой отпечаток на душе этого народа. Мы упоминали выше о гонениях зороастрийцев и мусульман в первом тысячелетии, а также проблемы, возникшие в Испании в начале второго тысячелетия. Однако удивительнее всего то, что евреям пришлось пережить большие гонения со стороны христиан, т. е. со стороны тех, которые ближе всего связаны с ними по вере и признают еврейское Священное Писание за Слово Божие.
Конечно, не все, называющие себя христианами, являются на деле таковыми. Даже искренние христиане не всегда поступают правильно. Будучи часто лишь номинальными христианами, правители и простой народ преследовали евреев, руководясь своими узкими взглядами и недобрыми чувствами.
В XI в. были страшные избиения евреев в Германии, которые распространились по всей Европе. Затем евреи были изгнаны из Германии. В 1290 г. Англия изгнала евреев из своей страны и в течение следующих двух столетий то принимала их, то изгоняла снова. В 1384 г. Франция отказала им в праве на местожительство. В 1492 г. евреям было приказано убраться из Испании. Те, кто выехали в западные страны, создали ядро сефардских евреев, а те, кто двинулись в сторону Польши и России, известны как ашкеназские евреи.
Несмотря на изгнание, какая-то часть евреев осталась в Европе. Они должны были жить в особо отведенных для них районах, называемых гетто. Эти районы часто окружали высокие стены. В католических странах Европы каждый еврей должен был пришивать цветную тряпку к своей одежде для обозначения своей национальности. Еврейские погромы в России в XIX и XX вв. всем известны. Они побудили среди них движение за возвращение в Палестину.
Самое ужасное гонение в истории — истребление б миллионов евреев германскими нацистами во время второй мировой войны. В
то время много искренних христиан в Европе прятали и спасали евреев от гитлеровской полиции. Однако в глазах евреев немцы считались христианами. Поэтому если евреи с недоверием относятся к христианам и не желают принимать христианской веры, понятно почему. Обычный еврей смотрит на христиан как на потомков своих жестоких гонителей.
Сионизм и возвращение в Палестину
В 1896 году Теодор Герцл выпустил книгу под названием «Еврейское государство». Это был манифест, провозгласивший идею возвращения евреев в Палестину. Благодаря этой книге возникло сионистское движение, первый конгресс которого состоялся в 1897 г. Во время первой мировой войны правительство Англии разрешило тысячам евреев поселиться в Палестине. Они прибывали туда в годы между мировыми войнами и жили там под английским протекторатом. В 1947 г. Организация Объединенных Наций проголосовала за раздел Палестины между арабами и евреями, и в 1948 г. было образовано государство Израиль.
Современный иудаизм
В наши дни евреи, исповедующие иудаизм, делятся на три главные группы: ортодоксальных, консервативных и иудеев-реформаторов. Первые более строги в исполнении закона, руководствуются толкованиями Талмуда и ожидают пришествие Мессии. Именно ортодоксальные иудеи основали сионистское движение. Вторые придерживаются традиций, но в то же время модифицируют их, применяясь к современным обстоятельствам жизни. Они не видят необходимости возвращаться в Палестину. Третьи являются полными либералами, отвергающими такие важные пункты иудаизма, как пришествие Мессии, воскресение мертвых или необходимость отдельного государства для евреев. Иудеи-реформаторы находят много ошибок в Талмуде и считают, что закон Торы нужно совершенствовать, исходя из новых условий жизни;
В зависимости от принадлежности к одной из указанных групп современные евреи по-разному исполняют предписания, их общеизвестными праздниками являются суббота, еврейский новый год, день искупления, пасха, праздник жатвы, праздник кущей, пурим и ханукка (Освящение).
Заключение
Как мы упоминали об этом в одной из глав, библейская история рассказывает о многочисленных отступлениях еврейского народа
от Господа и о страданиях, перенесенных в связи с этим. Господь благословлял иудеев, когда они следовали истине и поступали праведно в личной и общественной жизни. Но когда они отступали от Него, Он обличал и наказывал их.
Отвержение еврейским народом Христа является трагедией и в то же время тайной. Апостол Павел разбирает этот вопрос с 9 по 11 главы Послания к Римлянам. Он говорит, что «если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их» (Рим. 11:12). Поэтому он молился об Израиле и верил в его грядущее спасение (Рим. 10:1; 11:25—27). Мы также должны молиться о спасении еврейского народа.