Несмотря на знание принципа оправдания верой, евреи, как исповедники иудаизма, полагаются на праведность через дела закона. До разрушения храма в 70 г. по Р. X. постоянно совершались жертвоприношения, смысл которых заключался в наглядном уроке, что грех заслуживает смерти, но Бог готов принять заместительную смерть. Новый Завет открывает, что на самом деле смерть животных не могла замещать наказание за грехи людей. Она была только символом или прообразом заместительной смерти Христа, истинного Агнца Божия. Верою в Него человек получает прощение грехов и освобождение от наказания. Дар Христа есть дар спасения и жизни вечной.
Однако большинство евреев с этим не согласились. Когда был разрушен в 70 г. Иерусалим и его храм, была прекращена система заместительных жертвоприношений. То, что Господь позволил этому случиться, должно было бы сказать нечто важное еврейским религиозным вождям. Однако они заменили это другой, не соответствующей искуплению, идеей добрых дел.
Джефри Парриндер в книге «От истории Древнего мира к современности» пишет: «Трансформацию можно резюмировать историей о раввине Йонафане бен Заккая. Когда один из его учеников в отчаянии спросил, как смогут евреи получить искупление грехов, потому что больше нет возможности совершать жертвоприношения, раввин Йонафан ответил, что вместо жертв с того времени будут приниматься благотворительные дела».
Однако благотворение не может заменить искупление, потому что оно практиковалось с самого начала параллельно жертвоприношениям Ветхого Завета. О нем пишется в книгах Моисея (Исх. 22:21—27; Лев. 25:35—43; Втор. 15:7—15; 24:19—22). Так как оба служения существовали с самого начала, то на деле случилось следующее: одно из них прекратилось, а другое продолжало существовать. Отвергнув Христа, Израиль отказался от искупления и возложил свое упование на добрые дела, что даже в ветхозаветное время не было достаточным для примирения с Богом (Лев. 17:11;Ис. 53:4—6). До сих пор религиозные евреи исполняют повеление не употреблять в пищу кровь. Однако они не думают, что это повеление было дано им как прообраз искупительной крови Христа, которая очищает душу от всякого греха (1 Ин. 1:7).
Как всякая религия, иудейство не смогло избежать участи стать почвой, или источником, на основе которого выросли те или иные культы. Еврейский каббализм на деле является теософским и гностическим культом, породившим всякого рода ложных мессии. Распространяемая среди православия в XV в. новгородская ересь жидовствующих была основана на еврейском каббализме. В нашем веке культом, который провозглашает англоизраилизм и держится больше ветхозаветных предписаний, является «Вселенская церковь Божия», основанная Гербертом Армстронгом.
Часть II
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТОВ
Глава 16
ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ
Сегодня, когда средства массовой информации, возможности скорого передвижения и практика международных встреч способствуют быстрому распространению различных политических, научных и религиозных идей во всех концах земного шара, то, что происходит в одной стране и в одной религии, быстро становится известным во всем мире. Поэтому изучение многообразных религиозных движений с позиции христианства не только полезно, но и необходимо. Только зная другие вероучения, мы можем быть апологетами Евангелия, миссионерами Христа для тех, кто исповедует эти вероучения.
Со времени своего основания и до наших дней христианская Церковь, борясь за свое существование в периоды гонений, старалась сохранить целостность библейского учения, несмотря на влияние разного рода противодействующих религиозных идей. Борьба за учение более важна для жизни и свидетельства Церкви в миру, чем сохранение физической жизни ее членов, подвергающихся гонениям. Однако, хотя все рожденные свыше христиане духовно едины и являются одной церковью Христа в мире, сегодня христианская Церковь разделена на деноминации (конфессии), которые имеют свои богословские уклоны. Этот факт рождает вопрос о том, кто является истинными христианами, а кто только номинально принадлежит Богу. Хотя для всех христианских деноминации характерно официальное признание апостольского Символа веры, доктрины некоторых из них более связаны с традициями, нежели со Словом Божиим. Путь спасения они проповедуют не по Евангелию, предлагая людям надеяться на совершенные ими при жизни добрые дела или на послесмертные молитвы Церкви. Это, конечно, является отклонением от учения Нового Завета. Но так как вопрос христианских деноминации не входит в круг проблем, рассматриваемых в нашей книге, вернемся к теме, составляющей предмет ее исследования.
Следует признать, что апологеты современных культов отличаются особой активностью. Основываясь на этом наблюдении, автор высказывает следующее предположение. Нам предстоит чаще
сталкиваться с представителями культов, чем с теми, кто исповедует какую-нибудь мировую религию. Уже сегодня мы становимся свидетелями того, как те или иные культисты предлагают прихожанам наших церквей ознакомиться со своей литературой, стремятся посещать их дома — в общем делают все, чтобы привлечь к себе всех, кого смогут. Истоки их активности следует искать в исторических корнях культов. Вот почему нами избрана именно такая композиция, или архитектоника, части II книги.
Сначала мы постараемся осветить роль ересей в истории христианства (глава 17), ибо между ними и многими современными малыми религиозными движениями можно провести определенную аналогию. Потом (в главе 18) расскажем, какие идеи главных религий мира воспринимают как часть своих вероучений те или иные культы; рассмотрим истоки их возникновения, а также то, что предлагают культисты в доказательство достоверности своего вероучения (глава 19), и, наконец (в заключающей II часть 20 главе), обратим Ваше внимание на главные, характерные признаки разных культов, практическую сторону их деятельности.
Как и в части I, в центре внимания автора будет религиозная сторона культовых учений. Сведения, содержащиеся во II части книги, помогут Вам определить, являются ли религиозные группы, которые встретятся на Вашем пути, еретическими культами или они принадлежат к движениям, проповедующим евангельское учение. Вот почему, хотя специфика излагаемого в ней материала и вызвала необходимость повторения некоторых ранее уже изложенных сведений (особенно это касается главы 3 части I), автор считает часть II самым важным, центральным разделом книги.
Глава 17
ЕРЕСИ И КУЛЬТЫ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ
За свою двухтысячелетнюю историю Церковь пережила немало трудностей, сталкиваясь с разного рода проблемами, как внешними, так и внутрицерковными. Одной из самых распространенных трудностей была борьба с еретическими движениями, претендовавшими на право называться истинно христианскими. Однако одно дело претендовать на это право, а другое дело быть настоящими христианами.
Между прочим, следует иметь в виду, что, хотя ереси можно называть культами, не все культы можно называть ересями. В
Новом Завете и раннехристианской Церкви ересью считалось всякое учение, которое было связано с христианством, однако отклонялось от него в понимании важнейших доктрин апостольского учения. Культ может быть ересью другой религии, и не обязательно связанным с евангельским учением.
Не забудем, конечно, что с течением времени Церковь сама во многом изменилась и отошла от простоты евангельского учения. Однако в данном случае мы говорит о движениях вне Церкви, которые общеизвестны под названием еретических.
Исследуя учения еретиков, можно заметить в них важные доктринальные отходы от Библии, в частности от Нового Завета, которые создавали для Церкви такие же проблемы, какие создают для нее сегодня многие религиозные культы. Ниже мы рассмотрим некоторые известные еретические движения в истории христианства и, в частности, движение митраизма, непосредственно не связанного с христианством, но имевшего большое влияние среди римского населения в первые два века христианской эры. Это поможет нам, во-первых, понять, против чего Церковь боролась с самого начала, во-вторых, показать, в чем ереси и культы отличались от учения Церкви, и, в-третьих, увидеть сходство между некоторыми древними ересями и современными культами.
Гностицизм
Самую большую проблему для раннехристианской Церкви представляло еретическое движение гностицизма. Его название происходит от греческого слова «гносис», что значит знание. Люди, принадлежавшие к этой ереси, были известны, как гностики, т. е. знающие. Даже если бы мы больше ничего не сказали о гностицизме, все равно было бы понятно, что это учение и предлагаемый им путь спасения связаны с приобретением какого-то особого знания. Нужно иметь в виду, что сами гностики считали себя христианами.
Исторические данные показывают, что это движение было широко распространенным, спекулятивным и синкретическим. Гностицизм начал усиливаться в конце I в. почти одновременно с распространением христианства и стал сильным противоборствующим Церкви движением во II в. Происхождение его связано с зороастризмом, индуизмом, аллегорическим толкованием Слова Божия и философией Платона. Основой учения гностиков был их догматический дуализм, на котором они создали всю свою систему. Гностики учили, что материальный мир является злом. Лишь мир духовный связан с добром и святостью. Всевышний Бог, будучи абсолютным добром, не является Творцом материального мира. Другой,
недобрый бог создал его. Одни гностики под влиянием платонизма называли творца материального мира демиургом, другие — еврейским Иеговой.
Кем был у гностиков Всевышний, они не могли объяснить. Они говорили о нем, как о несравнимом, самодовлеющем, высочайшем и т. д. В идеальном смысле они считали его началом всех начал. Однако в их понятии между ним и физической Вселенной существует длинная цепь промежуточных, нисходящих к материи творческих существ, называемых зонами. Последним из них является ветхозаветный демиург.