Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 35 из 80)

Сотворение мира является центральным эпизодом митраистской мифологии. Согласно мифу, бог солнца послал своего вестника ворона Митре и повелел, чтобы последний принес в жертву быка. Митра выполнил повеление, но очень нехотя. На многих рельефах он изображен отвернувшимся с печальным выражением лица. Но как раз в момент смерти быка произошло великое чудо: бык превра­тился в месяц; мантия Митры стала небесным сводом с сияющими планетами и звездами; из хвоста быка и его крови появились первые колосья зерна и виноград; из половых органов этого животного потекло священное семя, которое наполнило смесительную чашу. Всякая земная тварь была сформирована с помощью примеси свя­щенного семени.

Дальше миф говорит о сотворении растительного мира, дня и ночи, сезонов года, о начале борьбы между добром и злом и о том, что четыре основных элемента природы — воздух, огонь, земля и вода — символизируются последовательно вороном, львом, змеем и смесительной чашей. После того, как был создан мир через жертво­приношение быка, Митра взошел на колесницу и понесся на край света.

Пещера, где Митра принес в жертву быка, символизирует наш мир и отождествляется с пещерой, описанной Платоном в его труде «Государство», а сам Митра олицетворяется с творцом Демиургом, героем платоновского «Тимея». Душа человека сходит с небес и проходит через сферы семи планет, собирая по пути их пороки. Каждый человек должен освободить свою божественную душу от телесных уз, пройти обратно через семь планетных сфер и достичь своей прежней небесной высоты. Процесс восхождения символизиру­ется поездкой Митры на колеснице с богом солнца. Сведения об этом культе показывают, что он состоял из семи степеней


достижения, которые назывались степенями ворона, жениха, воина, льва, перса, посла солнца и отца. Переход из низшей степени в высшую являлся символом посмертного восхождения души. Семь обрядов посвящения совершались прохождением через семь ворот и восхож­дением вверх по лестнице, имевшей семь ступеней. Кроме того, были обряды омовения, освобождения и, возможно, символические церемонии, обозначавшие смерть и воскресение. Ритуал включал церемониальное заклание быка и совместный пир.

Митраизм был культом, который поддерживал власть импера­торов и царей. По этой причине его приверженцами были в боль­шинстве своем воины и императорская знать. Как только в 312 г. император Константин объявил, что он принял христианство, митраизм скоро исчез. Однако некоторые его идеи исповедуются и в наше время.

Манихейство

Культ, называемый манихейством, основан в третьем столетии в Персии человеком по имени Мани. Одни источники утверждают, что он был вольноотпущенным рабом, а другие, что он принадлежал к известному роду волхвов и был ученым и художником.

По матери он происходил будто бы из царской династии Арзакидов и родился в 215-216 г. в Вавилонии. По тем же источни­кам, в 240 г. в главном персидском городе Мани объявил себя по­сланником истинного Бога, чтобы нести в мир праведное учение, хотя перед этим будто бы был христианином, даже пресвитером, исключенным из христианской общины за вольномыслие. Враждебно встреченный царем Шапуром I (241—272 гг.), он оставил Персию и долгие годы скитался в Туркестане, Китае, Индии, повсюду осно­вывая общины. После смерти царя Шапура I он в том же году (272 г.) вернулся в Персию. Царь Гормизда принял его благосклонно и позаботился о его безопасности от жрецов, издав особый закон. Через два года место умершего Гормизды занял Бахрам I, враждебно настроенный к Мани. Под предлогом диспута с магами, Бахрам I вызвал его из замка; на устроенном действительно диспуте Мани был признан побежденным и был распят в 276—277 г. Такой трагич­ный конец жизни Мани признают все историки.

Важное значение для сторонников культа были 26 последних дней жизни Мани, когда от рук своих мучителей он перенес боль­шие страдания. Сами манихейцы называют их «Страстями Освети­теля». В этом отношении в манихействе есть нечто схожее с христи­анством, хотя манихейство не учит, что смерть его основателя имеет искупительное значение для людей.

С христианской точки зрения манихейство интересно тем, что


оно распространилось во второй половине третьего столетия в Север­ной Африке и во всей Римской империи. Однако римские власти, благосклонно относившиеся к митраизму, жестоко преследовали манихеев. Христиане, которые в то время сами подвергались жесто­ким гонениям, осуждали манихейское учение. Несмотря на оппози­цию, миссионерская деятельность манихеев продолжалась и после принятия христианства как государственной религии. В IV в. этот культ достиг пика своего распространения в империи. Лишь в V в. он начал ослабевать и в VI в. прекратил свое существование, как организованная религия. Насколько сильна была притягательная сила манихейства видно уже из того, что известный христианский мыслитель Блаженный Августин (354—430) был приверженцем манихейского культа до своего обращения ко Христу.

Удивительно, как часто в разных культах прослеживаются одни и те же основные идеи. Мани считал себя последним и оконча­тельным Божиим пророком, которые когда-либо жили до него, начиная с Адама и включая Будду, Зороастра и Христа. Подобно Бехаулле, основателю бехаизма в 19 столетии, он стремился к установлению одной общей религии. В глазах Мани, его пророчес­кий статус и учение были наивысшими. Однако с христианской точки зрения, манихейство было религиозным синкретизмом, вклю­чавшим идеи христианства, индуизма, буддизма и даже даосизма.

В основном манихеи придерживались дуалистического пред­ставления о Вселенной и предлагали спасение путем особого знания. В этом отношении они мало чем отличались от гностиков. Они верили в двух равных, но противоположных субстанций или богов — Ормузда и Ахримана. Первый из них был богом доброго царства света, а второй был властителем злого царства материальной при­роды. По учению манихеев, пять стихий природы: кромешная тьма, густая грязь, бурный ветер, разрушительный огонь и удушливый дым борются против царства света. Бог Ормузд старается победить царство зла созиданием высшей мировой души, из которой он произ­вел первочеловека.

Этому первочеловеку были даны пять чистых элементов света, огня, ветра, воды и земли. В борьбе с тьмой он потерял частицу света. В результате произошло трагическое смешение двух противо­положных субстанций, духовной и материальной, и установился общий принцип рождения для всех людей. Все человечество оказа­лось во власти зла.

Человек — образ смешанного мира; в нем две души: светонос­ная и злая. Царь мрака собрал большую часть находившегося в нем света и заключил его в Адаме. Затем он создал из ила Еву, чтобы она пленила Адама, раздробив обитающую в нем светоносную


натуру и сделав невозможным освобождение. Цель, по-видимому, достигалась: свет мировой души индивидуализировался в потомстве и заключался в многочисленные темницы (тела), способность же к возвышению ослабевала. Уже первое супружество (оплодотворение) было первым грехом.

На основании этого дуализма повеление Адаму и Еве не есть плода от древа познания добра и зла было дано богом тьмы, а нару­шение этой заповеди было волей благого Бога. Сам по себе человек не может грешить, потому что в нем светоносная душа. Грешит только материальное тело, когда у души нет достаточно силы пре­одолеть телесные пороки.

В видимом мире разлита высшая субстанция света, которая является мировой душой и называется Сыном Божиим Иисусом Христом. Он царствует на солнце и задача Его заключается в том, чтобы освобождать частицы света и переносить их в царство света на солнце или на луну. Христос сошел в мир в призрачном теле и перенес только кажущиеся страдания. Главным его делом было учить людей, чтобы они знали, как освобождаться от злой материи и возвращаться в царство света.

С целью более широкого распространения Благой вести Хрис­тос избрал апостолов, которые должны были помогать людям спа­саться от власти материи. Но они не смогли как следует понять его учение. После смерти апостолов христиане полностью извратили истинное Христово учение. Предвидя это, Христос заранее обещал послать другого Утешителя, которым потом и стал Мани. Те, кто примет его учение, войдут в царство света, а те, кто будет проти­виться, погибнут.

Особенно важным для спасения считалось внутреннее просве­щение или познание, которое открывает, что душа человека, хотя и находится во власти материи, обладает божественной природой и должна спасаться с помощью своего разума. Ветхий Завет манихеи отвергали, а Новый считали не совсем подлинным. Они признавали Отца, Сына и Святого Духа, однако это не значило, что они верили в Святую Троицу. Сын и Святой Дух были в их понятии эманация­ми Отца.

Манихеи делились на две категории: совершенных и простых слушателей. Как мы сказали выше, целью каждого манихея было освобождение от уз материи. В достижении этого играли важную роль очистительные средства: «печать уст, рук и лона». Печать уст обозначала воздержание от сквернословия, от принятия мясной пищи и возбуждающих напитков. Печать рук требовала не причи­нять смерти животным и не губить напрасно растения, а также жить в покое и не стремиться к материальному обогащению. Печать лона


настаивала на воздержании от брака и от рождения детей. Все эти строгие правила должны были исполнять совершенные манихеи.

С организационной точки зрения это движение было иерархи­ческим. Многое было заимствовано у христиан. При жизни Мани, у него были 12 апостолов и 72 епископа, ниже которых стояли священники, диаконы, проповедники. Богослужения разделялись на открытые, которые были очень простыми, и закрытые, которые держались втайне. По некоторым данным, закрытые богослужения сопровождались дикой распущенностью. Известны такие обряды приема в члены движения как крещение самих себя елеем, прича­щение без вина и особый знак познания через поднятие правой руки. На основе всех этих данных можно сказать, что манихейство было тоже довольно синкретическим культом, с преобладанием гностических идей.