Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 36 из 80)

Арианство

Арианство возникло в четвертом столетии. Ее основателем был Арий, священник одной из церквей Александрии. Учение Ария вызвало большие разногласия в руководстве Церкви. Эти разногла­сия были очень серьезными и длились десятки лет. Так как они начались после того, как христианство стало официальной государ­ственной религией, император Константин I и его наследники при­нимали в разрешении их деятельное участие, действуя как методами убеждения, так и методами гонения тех, с которыми они не согла­шались или которых не понимали. Больше всех был гоним Афанасий Александрийский, защитник Никейского символа веры, принятого I Вселенским собором Церкви в 325 г. в малоазийском городе Никее.

В основном разногласия были связаны с учением о духовной природе Сына Божия Иисуса Христа. Следует помнить, что хотя учение о божественном естестве Христа и о Святой Троице содер­жится в Новом Завете, оно не дано в форме, которая сразу была бы ясна читателю. Монотеизм Ветхого и Нового Заветов, принимаемый за истину христианами, был причиной возникновения вопроса о том, как нужно понимать божественную природу Иисуса Христа.

Арий боялся, что если будет принято учение о полной божес­твенности Христа, то пострадает монотеизм. Но, с другой стороны, он не хотел полностью отказаться от веры в Его божественность. Поэтому Арий предложил пойти на компромисс. Он учил, что Христа можно признать за Бога, но только за того, который ниже Отца по Своему естеству. Иначе говоря, Христос Сын Божий явля­ется не вечным Богом, а созданием Отца. В Своем земном воплоще­нии Он вошел в человеческое тело и занял в нем место человеческо­го духа. Поэтому, по учению Ария, Христос не был ни настоящим


Богом, ни истинным человеком. Он был кем-то посередине.

В идеях Ария защитник веры Афанасий Александрийский увидел опасность для христианского учения о спасении людей. Если Христос не был Богом и не обладал тем же естеством, каким обла­дает Отец, то разве Он мог осуществить на кресте правосудие Божие и искупить грехи людей, дав им возможность стать Божиими деть­ми? С другой стороны, если Христос не был настоящим человеком, имел ли Он право умереть искупительной смертью на кресте ради грешников? А самое опасное было то, что в учении Ария Христос почти ничем не отличался от гностического демиурга.

Поэтому после того как Арий объявил в Александрии в 320 г. свое учение, епископ Александр и его диакон Афанасий выступили против него. Борьба между ними все расширялась и охватила всю Церковь. В попытке разрешить этот важный богословский вопрос и привести Церковь к миру было проведено не меньше пяти специаль­ных соборов Церкви. Два из них официально считаются Вселенски­ми: первый проходил в 325 г. в Никее и второй — в 381 г. в Кон­стантинополе.

Константинопольский Собор поставил точку на разногласиях относительно божественного естества Христа и провозгласил полное божественное достоинство Христа и учение о Святой Троице. Ариане потерпели поражение, хотя их учение существовало среди герман­ских племен вплоть до седьмого столетия. В наши дни ряд культов исповедуют модифицированные формы арианства.

Павликианство

Ересь под названием павликианства возникла в середине седьмого столетия в Армении. Его основателями, по греческим источникам, были братья Павел и Иоанн, сыновья одной манихеян-ки. Было ли названо это движение павликианством потому, что один из его основателей назывался Павлом, или потому, что его привер­женцы высоко почитали ап. Павла, неизвестно. Известно, однако, что очень часто павликиане меняли свои имена на имена ближай­ших сподвижников ап. Павла. Например, сириец по имени Констан­тин, который был продолжателем дела Павла и Иоанна, переменил свое имя на Силуана, известного ученика ап. Павла.

Основным принципом этой ереси был маркионский и манихейский дуализм. Павликиане учили, что в мире существуют два про­тивоположных принципа, представляемые с одной стороны богом добра, а с другой богом зла. Мир, в котором мы живем, был создан злым богом; он им управляется, а будущим миром будет управлять добрый бог. Подобно манихеям, павликиане учили, что непослуша­ние Адама в раю было внушено ему добрым богом и являлось актом


протеста против злого. Они также учили, что Сын доброго бога, Иисус Христос, не был истинным сыном Марии. Его воплощение было не реальным, а только призрачным. Ветхий Завет не имел для павликиан никакой цены, а что касается Нового Завета, они прини­мали за авторитетные только Евангелие от Луки и послания ап. Павла, которые они истолковывали на свой лад. Водное крещение и причащение понимались павликианами в духовном смысле.

Павликиане высоко чтили основоположников своего движения и принимали их послания за богодухновенные. Для них они были почти на одном уровне с посланиями ап. Павла. Высоко чтили они и руководителей общин. Люди, занимавшие положение ниже их, назывались миссионерами, а затем следовали пастыри и учителя.

В отношении морали павликиане имели как распутных, так и высоконравственных руководителей. Ученики первых допускали плохое поведение, а ученики вторых придерживались высокого уровня морали. Были такие, кто позволял себе в случае необходи­мости отрекаться от веры и совершать безнравственные поступки на своих собраниях, а с другой стороны были и такие, кто этого никогда не допускал.

История павликианской ереси свидетельствует о том, что византийские императоры сильно их преследовали. Многие павлики­ане были казнены, потому что не соглашались отречься от своих убеждений. Павликиане не были пацифистами и воинственно защи­щали свои территории. В 752 г. император Константин V завоевал Фракию и переселил туда многих павликиан для того, чтобы они служили в его армии и защищали границы империи. Ересь павликиан просуществовала до крестовых походов, начавшихся в конце одиннадцатого столетия. Идеи ее способствовали возникновению движения балканских богомилов.

Богомилы

Ересь богомилов возникла в десятом столетии среди болгарско­го населения и скоро распространилась по всему балканскому регио­ну. Ее сторонники назывались богомилами по имени основателя, священника Богомила. Большой разницы между ними и павликиана­ми не было. Их учение было основано на манихейском принципе дуализма.

Богомилы учили, что единый. Всевышний Бог, являвшийся духовным существом, имел двух сыновей: старшего Сатанаила и младшего Иисуса. Старший сын восстал и был изгнан с неба. Будучи изгнанным, он создал материальный мир и человека, но не смог вдохнуть в человека жизнь без помощи Божией. Бог дал человеку жизнь и таким образом последний стал раздвоенным существом.


Иисус, Слово, был послан на землю, чтобы победить Сатанаила, который лишился большей части своего могущества. Он лишился также божественного окончания своего прежнего имени, «-ил», и стал просто называться сатаной. (Окончание «-ил» или «-эл» обозна­чает Бога среди семитских народов. — Н. П.) Сатана остался во власти на земле, однако Бог послал Святого Духа жить в верных Ему людях, т. е. в богомилах. В конце века Дух Святой взойдет на небо и вместе со Словом возвратится в лоно Отца.

Богомилы отвергали воплощение Христа, учение о Святой Троице, водное крещение, причащение и многое другое, что призна­валось христианством. Интересно, что их учение, хотя и утверждало нравственное превосходство Иисуса над сатаной, однако признавало старшинство сатаны и утверждало их существенную родственную связь.

Согласно историческим данным, сам священник Богомил был строгим дуалистом и не учил, что как Сатанаил, так и Иисус были сыновьями одного Бога. Это учение было выдвинуто богомильским епископом Василием, который дал свое толкование богомильства. В его версии принцип зла является временным и стоит ниже вечного принципа добра, символизируемого Всевышним Богом. Василий был арестован в 1100 г. и казнен, потому что не согласился отречься от своего учения. В общих чертах учение Василия сводилось к следую­щему.

Создав Адама, Сатанаил просил Отца дать ему жизнь, обещая, что впредь Адам будет служить им обоим. Затем, Сатанаил создал Еву, имел с ней половое сношение, в результате которого был зачат Каин. Адам не устоял против искушения Евы и потерял свою чисто­ту, зачав Авеля, которого впоследствии убил Каин. Сатанаил был наказан, но не истреблен. Когда одна душа воззвала к Богу, Он послал Своего Сына, Слово, который, войдя в ухо Девы, принял от нее плоть и вышел из того же уха в воплощенном виде. Потом Иисус возмужал, призрачно умер и сошел в ад, где связал Сатанаи­ла и лишил его божественного титула «-ил». После этого Иисус вернулся к Своему Отцу. Поэтому Христос у богомилов представлен докетическим; человеком только по виду. Реальное воплощение в нем исключено, поскольку богомилы смотрели на плоть, как на зло.

Конечно, не все богомилы соглашались с интерпретацией епископа Василия. Часть их оставалась верной учению Богомила. Одним из таких верных последователей учения Богомила был епис­коп Константинопольский Ницетий. Он сыграл важную роль в определении богословских принципов катаров южной Франции.

Как бы то ни было, несмотря на странности богомильства, история свидетельствует, что богомилы старались жить нравственной


жизнью. Этим они привлекали к себе многих людей, не разбирав­шихся в богословии. В XI и XII веках эта ересь распространилась по всей Византийской империи и имела свой храм в Константинополе. А в начале XIII столетия богомильские общины можно было найти в разных странах, от Черного моря до Атлантического океана.