Слово «молокане» впервые появилось в донесении Тамбовской православной консистории Св. Синоду в 1765 г. в связи с тем, что они пили молоко во время церковных постов. Для самих же молокан это название было приемлемым, т. к. не противоречило Новому Завету. Они считали, что их учение является Божиим словесным молоком. С другой стороны, они называли себя духовными христианами.
Молокане учили, что: «Бог есть Дух в трех лицах. Сын Божий и Дух Святой, хотя и единосущны Отцу, но неравны Ему в достоинстве. Сын Божий для спасения человечества непорочно зачат Девой Марией. Плоть Его не была человеческой, поэтому Христос не умер человеческой смертью.
Христос основал Церковь; сначала ее составляли апостолы, потом все уверовавшие в Него. Но истинная Церковь существовала только до Вселенских соборов (до IV в.), на которых учители Церкви извратили христианство, ввели в него языческие верования и обряды. Теперь настоящую Церковь составляют только истинно духовные христиане, исповедующие только то, чему учит Евангелие. Только они получат спасение Сына Божия, прочие же будут осуждены на вечные муки прямо после своей смерти еще до Страшного суда. Спасенные христиане переселятся без суда в блаженную вечность, и только грешники предстанут пред судом по своем воскресении. Воскресение будет духовное, а не плотское»13.
Крещение и евхаристию молокане понимали духовно. Церковную иерархию они отвергали, считая достаточным иметь старцев как руководителей веры. Все члены Церкви имели у них возможность проповедовать Слово Божие, которое они обычно толковали аллегорически. Для спасения они считали нужными не только веру, но и дела. Брак и семейную жизнь молокане соблюдали строго. В вопросе о пище придерживались закона Моисеева. Что касается государственной власти, молокане верили в сохранение полной своей независимости. Подобно духоборам они отвергали государственную присягу, военную службу и были убежденными пацифистами.
13. Т-в В. М. «Краткий исторический очерк религиозного разномыслия на Руси». Баптист, 10. Орган Федеративного Союза Баптистов СССР, 1928, с. 10.
Благодаря их любви к Слову Божию и соблюдению евангельских заповедей, молокан нельзя уподобить многим чисто еретическим движениям. Самый большой недостаток их состоит в убеждении, что плоть Христа не была человеческой и что Христос не умер человеческой смертью. Какой же смертью Он тогда умер?
Новый Завет показывает нам реальную человечность Христа. В Послании к Евреям мы читаем: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» и «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха».
История молокан показывает, что они тоже подвергались репрессиям со стороны властей. Вначале власти не видели разницы между ними и духоборами, но затем положение изменилось. Как и духоборов, правительство переселяло их в далекие районы страны.
Заключение
Рассмотрев внимательно ереси и культы, о которых шла речь выше, можно заметить, что, кроме арианов, назареев и молокан, все остальные имели негативный взгляд на материю, и их учения были либо полностью дуалистическими, либо подверженными влиянию дуалистических идей. Даже учение молокан, которое имело духоборческую тенденцию истолковывать духовно такие естественные заповеди Библии, как крещение и причащение, унаследовало этот подход от дуалистов.
В главе 13, где мы рассматривали зороастризм, мы нашли, что в основу этой религии был положен дуализм. Однако важно помнить, что дуализм Зороастра был этическим или моральным. Зороастр не учил, что материя является злом. В его понятии зло было духовным явлением, как и добро. Понятие о том, что основным злом в мире является материя, принадлежит главным образом индуизму и его разновидностям. К этому добавились идеи Платона, учившего о более реальном мире универсалий. Учение этого философа поддерживало мысль, что материальный мир является для людей проблемой.
С течением времени, сочетание идей зороастризма, индуизма и платонизма породило гностический дуализм. Иначе говоря, принцип дуализма в учении Зороастра, относившийся к области этики, стал применяться гностиками к определению разницы между духовным бытием и материальным миром. Как мы видели выше, на основе этого нового дуализма строили свои системы большинство последующих еретиков.
По учению гностиков и их последователей Бог не мог создать материальный мир. Чтобы это осуществить, Он должен был начать нисходящий процесс творения, в котором, начиная с первого уже менее достойного существа, каждое из последующих создавало бы все более и более низкие существа, пока последнее из них не создало материи. Несмотря на это, ответственным за создание мира все равно является Бог, даже если он это сделал через посредников.
Если в конечном итоге мир создан Богом, так почему же этот мир должен быть неприятным для Бога? По Библии материальный мир для Бога не является подобным неприятному трупу, а, напротив, великим и славным делом Его рук. Библия учит, что Бог достоин славы, чести и благодарения за все, что Он создал. А у гностиков и их подражателей получается так, что за сотворение мира Бога надо не прославлять, а обвинять. Поэтому гностическое объяснение противоречиво и не соответствует Слову Божию. Первые две главы Библии и с ними вся Библия опровергают идею, что материя является злом.
В этом свете мы должны также рассматривать учение Нового Завета о воплощении Господа нашего Иисуса Христа. В нем нет гностических идей о Его призрачном воплощении и кажущихся страданиях или об оставлении человеческого тела перед страданиями. Согласно Новому Завету, такие идеи абсурдны. Гностические идеи были известны еще при жизни апостолов и некоторые их послания опровергают такие понятия.
Например, ап. Павел писал верующим в Колоссах: «Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:8—9). (курсив мой. — Н. П.). А что касается тайного гностического знания и ему подобного, ап. Павел ясно дал понять, что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (курсив мой. — Н. П.). Наше слово «ведение» является переводом слова «гносис», которое употребил в этом стихе ап. Павел.
Ап. Иоанн, трудившийся в конце своей жизни в Малой Азии и в частности в городе Эфесе, тоже знал, что из себя представляли гностические идеи. В своем первом Послании он написал о воплощении Христа следующее: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ...» (курсив мой. — Н. П.). В этих стихах Иоанн употребляет четыре слова: слышали, видели, рассматривали и осязали, имея в виду реальное физическое воплощение Христа.
Для подтверждения этого он написал следующее: «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире».
На основании этих и других свидетельств Библии, страдания и смерть Христа на кресте были самыми реальными и мучительными. Всякий, кто толкует иначе, делает это, потому что верит в свои идеи, а не в то, что говорит Слово Божие. Читатели должны были обратить внимание как искаженно и превратно гностические дуалисты и их последователи понимали брак, половое сношение и деторождение. Для них это просто непреодолимая трудность, которая часто ведет к трагическим результатам. Мы уже говорили на эту тему в третьей главе. Однако стоит повторить, что библейское учение трактует эту тему совершенно правильно и здраво. Библия осуждает блуд и прелюбодеяние, однако брачные половые сношения считает безгрешными, а рождение детей — наградой от Господа.
Как Ветхий Завет, так и Новый говорят о том, что Бог дал людям эту способность, и одобряют брачную жизнь. В Ветхом Завете мы читаем: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему». Под словом помощник Бог имел в виду женщину, жену для Адама, которую Он для него сотворил, а не другого мужчину, как это хотят сказать сторонники содомских взглядов.
Мы читаем в Новом Завете, что Христос одобрил брак тем, что посетил брачный пир в Кане Галилейской. В нескольких Своих притчах Он использовал брачное торжество как образ Царства Небесного. И, наконец, ап. Павел, великий служитель Божий и автор большинства богодухновенных посланий, уподобил брачную жизнь мужа и жены тайне отношения между Христом и Церковью.
Глава 18
ИДЕИ ГЛАВНЫХ РЕЛИГИЙ В КУЛЬТАХ
Как мы говорили вначале, ереси и культы зачастую заимствуют идеи из предшествовавших им мировых религий. В некоторых случаях, идеи остаются без изменения, а в других модифицируются для того, чтобы согласовать их с общей системой того или иного культа.
Поэтому, познакомившись с различными религиями, мы вкратце укажем на некоторые их основные идеи, которые часто просматриваются во многих культах. Об одних мы скажем больше,
о других меньше, но коснемся только тех, которые играют наиболее заметную роль в идеологии культов. При этом заметим, что наряду с небиблейскими идеями или доктринами, культы могут придерживаться и правильных библейских доктрин.
Монизм и пантеизм
Слова монизм и пантеизм греческого происхождения. Монизм признает основой всего существующего одно начало. Индивидуальные различия вещей являются только кажущимися.