Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 46 из 80)

Биографические данные о жизни Бехауллы не дают основания думать, что он провозгласил себя мессией после какого-то необыкно­венного видения или откровения. Он был последователем мусуль­манского еретика Баба. Когда Баб был убит и его последователи стали подвергаться гонениям, Бехаулла стал размышлять о своей дальнейшей роли в религиозной жизни мусульман. Один автор говорит по этому поводу следующее: «Будучи молодым человеком, он стал интересоваться духовными предметами и особенно идеей скрытого имама. В 1844 г. в возрасте двадцати четырех лет, после долгого периода молитв и размышлений, он пришел к убеждению, что Бог призвал его к совершению особого служения».

О мессианской традиции шиитов ничего не сказано в Коране.


Она возникла на основе драматических событий в мусульманстве, о которых мы говорили в главе 14. Поэтому, по правде говоря, Бехаулла не мог прийти к убеждению в «истинности» своего месси­анства путем исследования мусульманских священных писаний. Он это сделал другим способом. К убеждению в своем мессианстве его привели мессианская идея шиитского течения и события, в которых Бехаулла принимал непосредственное участие. Главное, что мы хотим сказать здесь, заключается в том, что происхождение бехаизма не связано ни с каким-то откровением, видением или голосом, а с убеждением Бехауллы в своем мессианстве на основании своих размышлений. Библия и, в частности, Новый Завет, не дают ника­кого основания считать Мессией кого-то другого, кроме Господа нашего Иисуса Христа, и это еще раз доказывает жизнь Бехауллы.

Подкрепление убеждения Джосея Тоды

Еще один пример «постижения истины» связан с буддистским культом Сока Гаккай (Общество Создания Ценностей) в Японии, который был основан чиновником Макигучи в 1930 г. Его учение о Боге является в основном пантеистическим, но в то же время вклю­чает и политеизм. Для последователей этого культа все существую­щее является Богом, однако есть также и отдельные божества. Закон кармы действует в жизни людей и не позволяет им достигать высше­го знания. Одна из древних священных книг буддизма, называемая «Лотосской Сутрой», считается в культе Сока Гаккай единственным истинным священным писанием. Спасение в этом культе достигается поклонением черному деревянному ящичку, называемому Гохонзон, в котором находится список имен важнейших буддийских святых, взятых из «Лотосской Сутры». После второй мировой войны культ Сока Гаккай развил обширную миссионерскую деятельность в Японии и приобрел большое политическое влияние.

Так как основатель этого культа Макигучи был против япон­ского синтоизма и во время войны говорил, что синтоизм был причи­ной военных неуспехов Японии, он, его друг Джосей Тода и двад­цать один их единомышленник были в 1943 г. посажены в тюрьму. Макигучи умер в 1944 г., а почти все его единомышленники отрек­лись от веры. Лишь один Тода не отрекся и, находясь в тюрьме, решил основательно исследовать священные тексты своей религии. После усердного изучения «Лотосской Сутры» он пришел к глубоко­му убеждению, что Сока Гаккай является единственной правильной религией. Выйдя из тюрьмы, Джосей Тода единолично восстановил общество Сока Гаккай на руинах прежней организации Макигучи. Главный храм этого культа находится у горы Фудзияма и в два раза превосходит по своим размерам собор Св. Петра в Риме.


Происхождение культов на основе «научных открытии»

Есть ряд культов, которые внешне не проявляют особой рели­гиозности. Их основатели провозглашают свои идеи и методы своей работы, как результаты научных исследований о душевном и физи­ческом здоровье человека. Однако если мы внимательно рассмотрим их учения и деятельность, то увидим в них связь с пантеистическим представлением о Боге и оккультизмом, заимствованным ими из не­которых нехристианских религий. Как мы уже говорили в главе 6, в религии индуизма можно найти все: и пантеизм, и политеизм, и монотеизм и даже атеизм. Там, где научные идеи пересекаются с понятиями индусской религии, можно встретить самые неожиданные результаты. Опасность культов, которые истолковывают научные теории с позиций индуизма, заключается в том, что они часто не выдают себя за религии, а просто объявляют о новых научных открытиях. Многие попадаются на такую удочку врага человеческих душ.

Терапевтический культ Роя Мастерса

Одним из таких культов является «Учреждение для Челове­ческого Понимания». Этот культ основан в середине пятидесятых годов в Лос-Анджелесе человеком по имени Рой Мастере. Цель «Учреждения» — помогать людям находить путь назад «к состоянию сознания невинности, которое существовало до шока, травмы, расстройства или совращения».

Для достижения этой цели Мастере предлагает свой метод медитаций восточного типа, который он называет «антигипнозом». Опустошение ума человека, ищущего помощи, также важно в его системе, как важно в практике индусской йоги. Давая инструкции для медитации. Мастере говорит о том, что пациент должен желать божественного руководства, которое проявляется на опыте, как состояние особого сознания. Размывание всех умственных представ­лений человека и полное забвение чувств любви и ненависти играют важную роль в его системе.

Книга Мастерса, которую он написал о своем методе, названа им «Как может Ваш ум сохранять Вас здоровым». Иначе говоря, Мастере утверждает: кто хочет быть умственно и физически здоро­вым, пусть поручит свой разум ему. Как учитель, достигший позна­ния особых методов лечения, Мастере претендует на то, что знает, в чем заключается божественная воля. А какого бога Мастере имеет в виду, он не говорит. Изучение его литературы показывает, что его бог не обладает личностью и соответствует пантеистическим идеям. Мастере учит, что человек добр по своей натуре и сам может помочь


себе, если будет практиковать самогипноз, разработанный им.

Каким образом Мастере достиг знания о том, что нужно для блага человечества? Его биография показывает, что в молодости он интересовался восточными религиями и гипнозом. Некоторое время он жил в Южной Африке, где изучал методы «африканских знаха­рей». Поэтому понятно, что свой метод медитации Мастере разрабо­тал на основе различных религиозных, оккультистских и частично научных идей.

Терапевтический культ Силвы

Подобно Мастерсу, американец испанского происхождения по имени Хосе Силва основал культ под названием «Умственный контроль Силвы». Поскольку ученые говорят, что мозг человека постоянно излучает разные электромагнитные волны, Силва сделал вывод, что мозг человека будет работать эффективнее на нижнем уровне мозговых волн. Этот уровень обычно связан с гипнотическим состоянием ума. Главной целью Силвы было во время терапевтичес­кого сеанса заставить разум находиться в сознательном, хотя и расслабленном состоянии, и сознательно контролировать чувства человека, вместо того, чтобы его загипнотизировать. Для осущес­твления этой цели Силва разработал свою программу, конечным результатом которой является достижение человеком единения с высшей Действительностью. Под словом Действительность Силва имел в виду всеобъемлющего, пантеистического бога. Силва упоми­нает косвенно Христа, но в его учении Христос представляется намного ниже, чем учит о Нем Библия. Кроме того, Силва отвергает библейское учение о греховности человека и верит в естественную доброту его природы. Силва думает, что если у человека есть недо­статки, то проблему может разрешить перевоплощение.

Терапевтические сеансы Силвы обычно продолжаются четыре дня и включают специальные приемы медитации. Он пользуется также традиционными методами психотерапии и гипноза. В первый день пациент должен научиться специфическим методам медитации. Во второй день ему излагают духовные идеи культа, включающие психические реакции и перевоплощение. На третий и четвертый день, наряду с объяснением психических реакций, проводят практи­ческие занятия, связанные с гипнозом, сверхчувственными познани­ями и ясновидением. Его бывшие пациенты свидетельствовали, что во время сеансов они видели Шекспира, Марлона Брандо, Софию Лорен, Голду Меир и других выдающихся личностей.

Ясно, что культ Силвы является спиритизмом в одежде психо­терапии. Как Силва постиг свою «истину»? Биографические данные говорят о том, что он не имел обычного школьного образования. Его


научили читать и писать брат и сестра. В возрасте 15 лет Силва заинтересовался работой радио и прошел соответствующий заочный курс. Затем он стал интересоваться процессом мышления человека и стал изучать труды Фрейда, Юнга, Адлера и других психологов. Одновременно он изучал книги оккультистских авторов, а также парапсихологию. В результате Силва создал свой, особый терапевти­ческий культ спиритического характера.

Создание новой личности по методу Эрхарда

Культ У. Эрхарда, известный под названием «Форум», весьма схож с описанными выше терапевтическими культами. Эрхард основал его в 1971 г., начав проводить свои семинары в Калифорнии. Главной целью его является создание новой личности пациента после разрушения старой. Обычно это делается за 60 часов на двух семинарах во время уик-эндов. Кроме слушания лекций и времени для умственных упражнений, Форум Эрхарда проводит специальные групповые сеансы, которые играют в его терапии важную роль. Сеансы начинаются с того, что лидер группы осыпает пациентов грубостями и оскорблениями, на какие только способен. Он не стесняется употреблять самые грязные ругательства. Он высмеивает, оскорбляет и унижает присутствующих, как только хочет, стараясь разрушить их ложные понятия о своем достоинстве. На услышанные оскорбления и ругательства присутствующие реагируют самыми различными способами. Одни мочатся, другие падают в обморок, третьи кричат, четвертые испражняются, пятых тошнит и т. п. Люди падают и ползают по полу, ища для себя облегчения. Затем делается небольшой перерыв, когда все пациенты должны провести время в медитации, чтобы приготовиться к вхождению в состояние нового сознания. После перерыва лидер начинает пугать пациентов, вызы­вая в них чувство опасности. Конечным результатом семинара, по словам участников, является состояние эйфории и необъяснимого чувства удовлетворения. Эрхард объясняет, что в этом случае чело­век приходит к сознанию своей божественной сущности или в состо­яние высшего просветления.