До создания своего терапевтического культа У. Эрхард изучал разные другие терапевтические культы, восточные религии, психологию и т. д. Он знал все, что предлагает «Умственный контроль Силвы» и мистический дзэн-буддизм. Заимствуя идеи известных ему религий и культов, Эрхард создал свой особый терапевтический культ, который привлек к себе многих людей, ищущих удовлетворения в жизни.
Что касается религии, то в понятии Эрхарда богом является человек. Христос для него такой же человек, как и все остальные
люди. Гибельного состояния для людей нет. Так как человек является богом и поэтому совершенен, ему не нужно ничего, кроме того, чтобы подняться на уровень сознания своего божества. Все это говорит о том, что терапевтический культ Эрхарда основан на идеях восточных религий.
Фантастическая религия Хаббарда
Особым среди терапевтических культов является «Церковь наукологии», возникшая на основе книги «Дианетика: современная наука умственного здоровья», написанная американским писателем Роном Хаббардом, автором научно-фантастических романов. Он издал ее в 1950 г. и, благодаря ее популярности, в 1952 г. было основано общество «Наукология», зарегистрированное в 1955 г. в Вашингтоне как религия «Церковь Наукологии».
Согласно учению этого культа, главной проблемой людей являются энграммы, т. е. впечатления от болезненных переживаний, отпечатанных на тканях клеток человеческого мозга. Энграммы находятся за пределами сознательного, аналитического ума человека. Находясь в сфере подсознательного, энграммы часто заставляют человека вести себя нерационально, а это создает для него различные трудности.
Чтобы помочь человеку, нужно снять энграммы с его подсознания, что можно сравнить с записями на аудио- или видеоленту. Разница только в том, что ленты нужно размагничивать с помощью магнитофона, а подсознательную сферу нужно очищать во время консультаций с врачом, который должен быть намного сильнее пациента в психологическом отношении. Этим врачом является представитель культа Наукологии. Он называется «очистителем».
Приверженцы «Наукологии» признают теорию перевоплощения души. Кроме первоначальной идеи об энграммах, как об отпечатках болезненных переживаний теперешней жизни человека, «Наукология» развила идею о том, что в мозгу человека остались энграммы от его бесчисленных прошлых жизней. За пределами аналитического и реакционного умов человека, говорят наукологи, находится естество тетан, которое они обозначают заглавными буквами MEST (слово составлено из первых букв английских слов matter, energy, space, time, т. е. материя, энергия, пространство, время). Этот тетан, или MEST давал знать о своем присутствии в мире самыми разными способами в течение прошлых шестидесяти триллионов лет.
Наукологи говорят, что их терапевтический метод может освободить человека от всех болезней, как физических, так и умственных. За свои услуги культ берет с пациентов хорошие деньги.
Дианетическая терапия состоит в умалении силы энграмм или превращении их в отдельные памятные эпизоды путем обзора своего прошлого в присутствии человека, называемого ревизором (auditor). Эта терапия делает упор на развитии эффективных приемов коммуникации и использует наукологическое приспособление, называемое E-meter, которое подобно накожному гальванометру и применяется для выявления эмоционально заряженных слов. Новый, «неочищенный», пациент становится «очищенным» посредством долгого процесса отдачи своих энграмм. После этого он сам может стать ревизором для других людей и служителем церкви.
Рон Хаббард, основатель «Наукологии», умер в 1986 г. в возрасте 74 лет. Биографические сведения о его жизни говорят, что в молодости он интересовался вопросами разума и духа человека. Вместе с отцом он путешествовал по странам Азии, где изучал восточные религии. После этих путешествий главным интересом его жизни стал вопрос конечной духовной цели человечества. Вернувшись домой, Хаббард посвятил себя изучению этой проблемы и разработал свою псевдонаучную религиозную систему, которая противоречит и науке и Библии. Его «открытия» и методы опровергаются учеными.
Заключение
Важно отметить, что, говоря о своих откровениях, видениях, «постижениях» и т. д„ основатели необычных религиозных сект и культов претендуют на их абсолютную истинность и наивысший авторитет. Большинство из них не признают других религий и культов, а если и признают, то все равно свои они считают самыми правильными. Иначе говоря, все люди должны подчиниться им, приняв их за истинных вестников Божиих, а их литературные труды — за самые авторитетные.
Если посмотреть на все это со стороны, то можно увидеть следующую проблему. Во-первых, если каждый ставит себя выше всех и свои труды самыми верными, то каким образом можно решить, кто из них прав, а кто виноват? Почти все руководители культов настаивают, что до появления их учения, истинного учения не было или же оно было давным-давно забыто. Теперь же, когда они появились, люди должны с ними согласиться. Если бы нужно было согласиться только с одним, то проблема была бы не сложной, хотя и в этом случае было бы одно из двух, либо это правда, либо ложь. А если нужно выбрать одно из многих, то напрашивается вывод, что либо все они неправы, либо прав только кто-то один. Скорее всего, все они ошибаются.
Попав под влияние одного какого-то лидера, человек может принять его учение, но это не значит, что он поступил правильно. Другой человек в другом месте может поверить другому лидеру и тоже будет думать, что поступил правильно. Беда в том, что, соглашаясь с тем или иным «учителем», люди часто попадают в рабство лжеучителей, лжепророков и лжемессий, а затем страдают от этого как духовно, так и физически и материально.
Мы, конечно, знаем, что есть много культов, которые не связаны с христианством и не ссылаются на апостолов. Но и в их случае, мы должны понимать, что, какими бы ни были их откровения или «постижения», это не значит, что мы должны согласиться с ними. Они тоже ставят себя выше других и, если стремятся к объединению, то только при условии своего главенства.
Каждый необычный культ и его учение, как правило, создаются каким-то одним человеком и базируются на том, что было написано им самим или под его диктовку. Бывает и так, что его преемник играет важную роль в дальнейшей деятельности культа и тоже приобретает большой авторитет. Однако и в этом случае можно сказать, что культ и его учение есть результат деятельности одного человека, поскольку другие люди не играли особой роли в его происхождении. Библия, конечно, тоже говорит о явлениях и голосах Божиих, откровениях, видениях и познании истины, открытой нам Духом Святым. История израильского народа и апостольской Церкви говорит, что Бог пользовался этими методами для передачи людям своего откровения, которое записано в Библии. Если это так, то нужно спросить: «Есть ли разница между откровением Библии и откровениями основоположников многих культов, записанными в их книгах?» Ответом на это будет: «Конечно, есть».
Если мы глубоко изучим этот вопрос, то найдем, что учение Библии не основывается на откровениях, видениях, голосах и т. д., данных лишь одному человеку. Христос предстает в Библии средоточием Божиего откровения, Словом Божиим. Его личность, слова и дела имеют для христиан исчерпывающее значение. Однако учение Христа связано со всем тем, что было открыто Богом, как до Его пришествия на землю, так и после Его смерти и воскресения. Это говорит нам, во-первых, о том, что истинное откровение Божие было дано через многих лиц и разными способами. В Послании к Евреям (1:1—4) мы читаем: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько
превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя».
Нам известны имена многих пророков и вдохновенных авторов большинства отдельных книг Ветхого и Нового Заветов, но мы не знаем имен всех людей, которых Бог вдохновил для написания Библии. Есть в Библии псалмы и отдельные книги, как, например, книги Царств и Паралипоменон, которые писались неизвестными для нас авторами. Свыше тридцати человек разных положений, профессий, образования, возраста и т. д. были использованы Богом для передачи единого откровения в различных образах. Кроме того, некоторые пророки и апостолы не оставили книг или посланий после себя, но слова их были записаны другими авторами.
Что касается самого Христа, следует помнить, что Он не написал ни одной книги. Он даже не продиктовал ученикам свое учение, чтобы они его записали. В этом Его мудрость и божественное величие. Мы даже не читаем о том, чтобы Христос дал ученикам повеление написать через столько-то лет такие-то и такие Евангелия. В этом вопросе Он всецело положился на тот эффект, который Его истина и сила Святого Духа произведут в них и вдохновят вспомнить Его слова для того, чтобы правильно передать их и правильно разъяснять людям Его учение.