Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 50 из 80)

«Мун имел нечто величественное в своей осанке. Когда он заходил в комнату, мы чувствовали, что будто нас ветром придувало к стене. Он распространял невидимую силу вокруг себя. Чувствова­лось, что, если кто-то выстрелит в него, пуля свернет в сторону. Нельзя было без благоговения приблизиться к нему или прикоснуть­ся к вещи, которой он касался. Он обладал какой-то мистической силой. Нам говорили, что, когда он бывает в зоопарке, все звери бегут в ту сторону, где он находится. Когда он подходит к аквариу­му, все рыбы подплывают к нему. Он имеет власть над всем сущес­твующим. Я чувствовала, что каждый листочек дерева, каждая песчинка, действительно, оживают в его присутствии»15.

Как мы уже упоминали во второй главе, в городе Кульдже (Западный Китай) в пятидесятых годах нашего столетия среди русского населения возник культ под руководством Ивана и Нины Курганаевых. Это была группа около сорока человек, отделившихся от церкви Пятидесятников. Люди называли их курганаевцами.

По свидетельству друзей автора этой книги, которые были членами курганаевского культа, Иван Курганаев три года прожил затворником. Он не выходил из дому и все это время «очищался», чтобы стать достойным говорить с Богом. После этого он был

15. Ronald Enroth, Youth, Brainwashing and the Extremist Cults/ Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1977, p. 108.


объявлен святым посредником между Богом и людьми. Никто не имел права даже его касаться, поэтому все дела и связь с членами культа находились в руках Нины. Обычно люди обращались к ней, чтобы узнать «волю Божию», а она докладывала мужу, который «говорил» с Богом. Ответы мужа Нина передавала людям. Главную роль, конечно, во всем играла жена Ивана Курганаева, без разрешения которой ни один член культа не мог сделать и шага. Диктаторство их было абсолютным.

Интересные сведения даны на эту тему в книге «Труд и мир­ная жизнь» Семена Федоровича Рыбина, который был одно время личным секретарем и переводчиком лидера канадских духоборов Петра Васильевича Веригина. В ней довольно ярко нарисован порт­рет Веригина, который пользовался безграничной властью среди своих подчиненных. Все, что бы он ни делал, сходило ему с рук, потому что у духоборов с самого начала был обычай почитать своих вождей как Христа. Чтобы показать это, мы приведем три следую­щих случая.

Однажды среди лета духоборы собрались на свое богослужение утром на открытом воздухе. Из-за жаркой погоды собрание должно было начаться в 7 часов утра и закончиться, когда начнет припекать солнце. Народ собрался вовремя, а Петр Веригин, который должен был руководить собранием, не пришел. Накануне вечером он при­ехал сюда с новенькой «племянницей» и утром спал. Прошло шесть с лишним часов. Народ томился от голода и жары. Наконец, один из приближенных вождя на свой риск предложил начать богослужение после часа дня. Оно началось и продолжалось до четырех часов дня. Незадолго до окончания вдруг явился Петр Веригин со своей свитой. Рыбин описывает следующим образом то, что произошло дальше:

«Это что такое? — крикнул вождь в страшном гневе. — Кто вам позволил начинать без меня богомоление, проклятые вы людиш­ки?» Народ, пораженный, как громом, притих и оборвал богомоле­ние. После долгой и жестокой нахлобучки и проклятий в адрес богомолов вождь становится на свое место и читает «Отче наш», и богомоление «законное» начинается снова. По окончании литургии вождь читает проповедь об учении Иисуса Христа, его любви к униженным и обиженным, о полном равенстве людей... Собрание закончилось в 7 часов вечера, и народ, не евши, не пивши, расхо­дился с поникшей головой, чувствуя тяжесть проклятий на своей душе, а за что?»16

16. С. Ф. Рыбин, Труд и мирная жизнь (Сан-Франциско, Калиф.: «Дело», 1952), с. 198—199.


Следующим примером является случай, когда Веригин был на собрании в селе Надежда и много ораторствовал о том, что люди должны быть добрыми и никому не делать зла. Он говорил, что, если даже он прикажет кому-то из своих последователей побить какого-то человека, они не должны этого делать. Рыбин описывает дальше:

«Почтенный старичок Гриша Глебов внимательно слушал, а потом громогласно и торжественно сказал: «Петюшка (так обычно обращались духоборы к своему лидеру. — Я. П.), я заявляю перед вами и всем миром: если вы прикажете мне убить человека, я с радостью убью». Петр Веригин долго хохотал и, потрепав старика по спине, сказал: «Это неправильно, Гриша!» Но по всему было видно, что такая безграничная преданность была по душе вождю. Глебов, как и многие другие, гордились этим»17.

Когда однажды случился конфликт из-за земли между духобо­рами и канадским правительством, Петр Веригин в гневе заявил:

«Раз у нас отбирается земля силой, то духоборам придется топить в реке своих детей и стариков, потому что нет другой воз­можности существовать». Это заявление, как пламя, пронеслось по всем газетам Канады, и многие, помня походы голышманов, боя­лись, что духоборы приведут эту угрозу в исполнение. Некоторые полагали, что вождь заболел психически.

Один старичок Ваня Быканов, лет 80, глубоко верующий, исполнил эту угрозу: подойдя к громадной реке, он прочел «Отче наш» и, сказав: «Господи, благослови!», потихоньку стал заходить в воду все глубже и глубже, пока не скрылся с головой и «поплыл на тот свет, в небеса, на суд Божий». Так старик закончил свой тяжелый и тернистый земной путь. Он был мирным и добрым работ­ником и переносил много оскорблений и насмешек от людей, считав­ших его «простачком»»18.

Рыбин приводит много других случаев, которые показывают, какие страдания переносили люди из-за безграничной власти своего вождя. Слово Божие ясно показывает, каков должен быть авторитет служителей Христа и как должны верующие относиться к ним. Мы видим это на примере самих апостолов и на основании учения, которое они оставили. Поведение апостолов, о чем мы читаем в Новом Завете, показывает, что они не были диктаторами. Они старались быть такими служителями, какими хотел их видеть

17. Там же, с. 210—211.

18. С. Ф. Рыбин, Труд и мирная жизнь (Сан-Франциско, Калиф.: «Дело», 1952), с. 225—226.


Христос. Их авторитет заключался не в господстве над народом Божиим, а в силе Божией, проявляемой в их служении и в высоконравствен­ной жизни.

Правдиво и прекрасно высказался по этому поводу ап. Петр в своем Первом послании в 5 главе. Прежде всего он дает наставление пастырям, чтобы они не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия пасли Божие стадо. Он подчеркивает необходимость примерной жизни самих служителей. А после этого Петр увещевает верующих повиноваться своим пасты­рям ради справедливости и порядка. В заключение Петр говорит: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Призыв Петра подчиняться друг другу имел в виду и то, что пастыри тоже должны считаться с народом Божиим ради единства в деле Божием. Руководящее положение не дает никакого права на диктаторство.

Авторитетность книг основателей культов

В связи с диктаторским авторитетом основателей и лидеров культов важно заметить, что их труды тоже часто принимаются за авторитетные, подобно Библии, среди их последователей. Основа­тель мормонизма Иосиф Смит написал «Книгу Мормона», которая считается по сути не его книгой, а переводом писаний древних израильтян, которые якобы жили в Америке до того, как ее открыл Колумб. Эта книга занимает в мормонизме равное положение с Библией. Основательница культа «Христианская наука» написала книгу «Наука здоровья», ставшую авторитетным руководством для всех ее последователей. У приверженцев Муна есть его книга «Бо­жественный принцип». Члены терапевтического культа «Наукология» пользуются как Библией книгой, названной словом «Дианетика». Рон Хаббард, основатель культа, написал эту книгу и придумал само слово.

Приверженцы Хари Кришны полагаются на поэму «Бхагавад гиту» в ее толковании основателем их культа Прабхупадой. Виктор Уирвилл написал для последователей культа «Путь Международ­ный» книгу «Иисус Христос не есть Бог». Лидер «Трансценденталь­ной медитации» Махариши Махеш Йога предлагает свою книгу «Мастерский План Махариши для Создания Неба на Земле», а что касается «Детей Божиих», то для них авторитетными писаниями были послания Давида Берга.

В одних случаях многие культисты принимают Библию как Слово Божие, но в то же самое время официально признают автори­тетными книги своих лидеров. В других случаях культисты говорят,


что авторитетным словом для них является только Библия, однако полностью полагаются на толкования ее основателями и вождями. Есть, конечно, и такие движения, которые ничего общего не имеют с Библией.

Как бы то ни было, одной из характерных черт культов явля­ется признание их членами авторитета книг, которые были написа­ны их основоположниками. Для нашей же веры и жизни авторитет­ной книгой должна быть только Библия, выдержавшая испытания столетий и принятая с древних времен Церковью.

Нарушение прав человека и жестокое обращение с людьми

Диктаторство лидеров и основателей культов, естественно, ведет к нарушению прав человека и жестокому обращению с их рядовыми членами. Есть культы, в которых этого почти не происхо­дит, однако есть такие культы, в которых жестокость является их существенным характерным признаком.

Нарушение прав человека происходит в разных культах по-разному и не в одинаковой степени. В одних это может быть умыш­ленной политикой вождя, а в других — его капризным, спонтанным поведением. Так как многие культы практикуют общинный образ жизни, это дает им возможность полностью управлять жизнью своих членов, которыми часто являются юноши и девушки. Лидеры обыч­но заинтересованы в том, чтобы их новые члены оставляли свои семьи и жили вместе с другими членами группы. Таким образом, они скоро подпадают под непосредственное влияние лидеров и становятся жертвами жестокого обращения.