Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 52 из 80)

«Мужчины и женщины клали земные поклоны и просили простить их за то, что они были обуты. Собрание закончилось в полном мире мелодичным пением псалмов и стихов, и все пошли домой босиком. Имевшие обувь несли ее под мышкой в руках. По пути некоторые, слабые здоровьем, обулись, а большинство достигли своих домов босиком и чувствовали себя счастливыми, хотя некото­рые жаловались, что их ноги окоченели и ничего не чувствуют»24.

Данные примеры подтверждают то, что культы можно опозна­вать по признакам лишения ими человеческих прав своих членов и жестокого с ними обращения. Примеров можно привести много. Однако для нас важно сравнить поведение жестоких вождей и лжемессий с тем, как Христос и его апостолы поступали с людьми.

Новый Завет показывает, насколько милосердным и добрым был Спаситель к страдающим людям. Образ Его самоотверженного

23. Там же,с. 190—191.

24. С. Ф. Рыбин, Труд и мирная жизнь (Сан-Франциско, Калиф.: «Дело», 1952), с. 142.


служения был предсказан пророком Исаией и записан в Евангелии от Луки (4:18—19). Иисус Христос Сам прочел эти слова в синагоге, когда посетил Назарет: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное».

Все дела, слова и жертвенная смерть Спасителя показывают, насколько самоотверженно Он служил людям. Ради них Он пошел на ужасные страдания на кресте и умер для того, чтобы дать им вечное спасение. Христос учил своих последователей любить друг друга, любить своих родителей и членов семьи, делать добро всем людям, даже врагам. Он исцелял больных, кормил голодных и утешал всех скорбящих. Он никогда не поступал жестоко или не­справедливо. Не было и не будет человека, который был бы так добр и свят в своем отношении к людям, как Господь наш Иисус Христос.

Хотя апостолы были такими же людьми как и мы, но по при­меру Христа они самоотверженно служили людям. За это они были гонимы, и большинство из них умерли мученической смертью. Они проповедовали Христову любовь и жили соответственно ей. Их слова и поведение также являются примерами справедливости и милосер­дия. Доказательством этого являются многие места Нового Завета.

Крайности и преступления в половых отношениях

Что касается полового вопроса, то нельзя все культы обвинять в неправильном учении или поведении. Однако для многих из них свойственно отклоняться от здравого понятия, если не налево, то направо в сторону запрета брака или пренебрежения половой жизнью в браке. Мы говорили о катарах, шекерах, рантерах, хлыс­тах и скопцах, которым было «открыто», что половые сношения есть грех. Интересно, что правый уклон тоже имеет немало проблем, потому что, хотя он не так ужасен, как левый, однако не соответ­ствует Божиему замыслу.

Правый уклон имеет ложное представление о святости, потому что, во-первых, считает материю злом, а во-вторых, потому что связывает с половыми отношениями много ужасного. Как мы гово­рили раньше, мы не можем согласиться с идеей, что материя есть зло на основе Библии. А что касается того, что в мире есть много ужасного в связи с половым вопросом, мы должны сказать следую­щее: если люди неправильно пользуются тем, что сотворил Бог, это не значит, что нельзя пользоваться им правильно.

Все, что сотворил Бог, хорошо для человека, если употребля­ется так, как Он определил. Поэтому, так как правый уклон тоже


не соответствует Божиему замыслу, он приводит к недобрым резуль­татам, а именно, к случаям совращения. Мы видели это на примере катаров и хлыстов. Они запрещали брак, но в то же время практико­вали неправильные половые сношения: содомистские у катаров и прелюбодейные у хлыстов.

Говоря это, мы не хотим сказать, что абсолютно все верующие должны обязательно жениться и выходить замуж. Слово Божие не принуждает нас вступать в брак. Оно только объясняет, что это хорошо для человека. А если это хорошо, то мы должны так и поступать, если есть у нас для этого возможность и мы видим, что Господь посылает нам друга жизни. Однако бывают случаи, когда верующие не вступают в брак. У некоторых это бывает, потому что так складываются обстоятельства, а у других, возможно, потому, что они желают использовать всю свою жизнь для служения Господу.

По мнению некоторых известных исследователей, американ­ский культ «Церковь Вселенского Единства» является одним из наиболее сильных гностических культов нашего времени. Его осно­вали в конце XIX столетия в Америке муж и жена Чарльз и Мертл Филлмор. Этот культ распространен главным образом в США, хотя у него есть отделы и в других странах. «Церковь Вселенского Един­ства» предлагает людям секрет физического здоровья и материально­го обогащения на основе своего «нового мышления», которое связано с индуистскими, гностическими, теософскими и спиритистскими идеями, плюс к тому позитивное мышление.

Под влиянием гностицизма Чарльз Филлмор пришел к убеж­дению, что половая жизнь вредна. Он учил, что только через пол­ный отказ от половых сношений можно избежать физической смер­ти. В одной своей книге он написал так:

«Посредством грехов половой жизни тело (человека) лишается существенных жидкостей и распадается. Результатом этого является смерть — последний великий враг, которого предстоит победить человеку. Бессмертие тела возможно только тогда, когда он победит чувственную слабость и сбережет естество своей жизни»25.

Как Филлмор сам практиковал свое учение — это другой вопрос. После смерти первой жены, которая и подала идею создания их культа, Чарлз Филлмор женился на своей секретарше. Он и его вторая жена тоже умерли. По-видимому, они нарушили свое учение.

Одним из современных культов, который не запрещает брак, но смотрит на него и на половое сношение в браке с точки зрения правого уклона, является индуистский культ Хари Кришны. Его

25. Quoted in Tucker, Another Gospel, p. 188—189.


основателем был Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Он запрещал полностью только внебрачные половые сноше­ния, а брак разрешал, но только с целью деторождения. По его учению, половые сношения между мужем и женою должны происхо­дить только тогда, когда они хотят иметь детей.

Почему основатель культа Кришны был против полового сношения в браке, если муж и жена не имели в виду деторождение? Потому что, он учил, что половое удовольствие связывает человека с материальным миром, а это плохо. Как истинный индус, он счи­тал, что каждый его последователь должен освобождаться от мате­рии, а не связываться с нею. Прабхупада учил, что акт полового сношения является причиной смерти. Частые половые сношения приближают смерть. А те, кто от этого воздерживаются, могут жить сотни лет. Он говорил, что были такие йоги, которые жили от трех­сот до семисот лет. Библия с ним не соглашается.

Совершенно противоположно Прабхупаде учил другой индус­ский гуру, называвший себя Бхагван (Бог) Ражниш, основавший в Индии культ под названием «Ражниш Ашрам». Лозунгом этого лидера было: «Живи, смейся и люби». Под последним словом он подразумевал плотскую любовь. Прибыв в Америку, он создал свою коммуну в городе Антелопе (штат Орегон) по принципу свободной любви.

Ражниш вообще был экстремистом даже среди приверженцев индуизма. Он предлагал устранение семьи и свободное половое сношение между всеми желающими. Бывшие члены его коммун, как в Индии, так и в Орегоне, свидетельствуют о том, что половые оргии были нормальным явлением среди его последователей. Иногда эти оргии сопровождались физическими побоями жертв насилия. В 1985 г. в орегонской коммуне Ражниша было обнаружено похищение крупной суммы денег и раскрыт заговор главного управляющего коммуны и его друзей. Они собирались убить некоторых должнос­тных лиц и самого Ражниша. В результате раскрытия заговора коммуна распалась и Ражниш должен был бежать домой в Индию. Он умер там в начале 1990 г.

В истории христианства были люди, которые верили в дости­жение состояния непогрешимого совершенства. Одним из них был Ян Брюнн, доминиканский монах. Он свидетельствовал о себе, что достиг своего совершенства после двадцати двух лет больших уси­лий. После этого грех для него не существовал. О своем развратном поведении он говорил, что оно являлось его искренним старанием угодить Богу.

Подобным же образом действовал в Америке в конце первой половины XIX столетия предводитель группы, называемой


«Комму­на Онейда», Джон Нойз. Этот человек провозглашал, что он тоже достиг непогрешимого совершенства, и учил, что в этом случае брачные узы не нужны и половые сношения могут происходить так же свободно, как свободно человек пьет воду. В 1846 г. Нойз основал свою коммуну, назвав ее «Коммуной Онейды». Одной из целей ее основания был коммунальный брак. Все должны были принадлежать всем. Однако, по причине ревности, без проблем не обошлось. Несмотря на внутренние проблемы, в 1847 г. Нойз объявил, что Царство Божие уже пришло на землю.

Происхождение мормонизма тоже было связано с нарушением половой морали. Как мы говорили в предыдущей главе, основатель этого культа Иосиф Смит говорил людям, что ему являлись Бог и Христос, которые рассказали о золотых плитах и сделали его проро­ком. Это было началом целого ряда особых откровений Смиту. В одном из дальнейших откровений незадолго до 1831 г. Господь якобы повелел ему сообщить своей жене Эмме от Его имени, что он может иметь других жен.

На основе этого «откровения» Смит стал сожительствовать с девушками и проповедовать свою новую доктрину среди последова­телей культа. Так как открыто об этом говорить было опасно, все это делалось тайно. Кроме того, не все мормоны с этим соглашались. Для Эммы, жены Смита, верившей в пророческое призвание мужа, идея эта была тяжкой. С одной стороны, она смирялась, а с другой — часто бунтовала и скандалила с сожительницами Смита. Смит был убит разъяренной толпой, убежденной в верности слухов о его распутстве. После Смита мормоны разделились. Руководство боль­шей группой мормонов оказалось в руках Бригхама Янга, который повел ее далеко на Запад. Этот лидер мормонов принял и практико­вал учение Смита о многоженстве. Вместе с ним практиковала его и вся группа. Это продолжалось до 1890 г., когда Верховный суд США окончательно запретил мормонское многоженство. В настоя­щее время брачная жизнь мормонов согласуется с законом страны, хотя иногда среди них выявляются группы, которые тайно практику­ют многоженство.