Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 6 из 80)

Когда 8 апреля 1982 г. Сюзанна Аламо умерла, муж долго не


хотел хоронить тело жены, ибо в Евангелии от Матфея (10:8) напи­сано: «Мертвых воскрешайте». Тони Аламо надеялся воскресить свою жену. Время шло, а воскресить Сюзанну не удавалось. Нако­нец, ему пришлось согласиться поместить тело в приготовленный мавзолей в г. Дайере, штат Арканзас.

Отказ Тони Аламо хоронить жену выглядит странным. Если сказал Христос: «Мертвых воскрешайте», то Он сказал это учени­кам, когда посылал их по городам Иудеи во время Своей земной жизни. Он сказал им также: «На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева». В буквальном смысле это повеление означало, чтобы ученики Его шли благовествовать иудейскому народу. Мы знаем из Евангелий три случая, когда Христос воскресил мертвых, а из Деяний святых Апостолов один — когда апостол Петр воскресил женщину. Если и были другие случаи воскрешения, то их число было незначительным. Из Нового Завета видно, что воскрешение мертвых было сравнительно редким явлением во времена апостоль­ской Церкви. Ни один из апостолов не был воскрешен после смерти, независимо от того умер ли он мученической смертью или естес­твенной. Это не значит, что Бог не мог больше воскрешать мертвых: Богу все под силу. Это значит, что Бог имеет Свой план и Свою волю для каждого человека. Бог не будет воскрешать, если человек решил, что Господь должен сделать это, даже если этот человек считает себя лучшим из всех, исповедующих христианство.

Умерли, отказавшись от прививки

В Америке в 1985 г. стал известен трагический случай, когда у мерли два студента из Принципиа-колледжа, который принадлежал культовой организации «Христианская наука». Они умерли от кори лишь потому, что по религиозным мотивам отказались от прививки. Согласно учению культа «христианская наука», боль и болезнь являются иллюзией человеческого ума. Исцеление происходит, если человек избавляется от неправильного взгляда на окружающее, поэтому не нужно применять лекарства и делать прививки.

Хотя это учение выдает себя за христианское, с точки зрения Евангелия, оно далеко от истины. Вышеприведенный пример гибели членов культа и их детей из-за того, что они отказались от лечения, не единственный. Американские газеты неоднократно писали о судебных процессах, на которых члены организации «Христианская наука» обвинялись в причастности к смерти собственных детей.

Библия не рассматривает болезнь как иллюзию ума. Болезнь трактуется христианством как реальное физическое страдание человеческого организма, которому человек подвергается


независимо от состояния своего разума. Он может болеть потому, что грешит, но может также болеть, несмотря на свое благочестие. Слово Божие поясняет, почему так происходит, и побуждает верую­щих молиться об исцелении больных. Однако отказываться от про­филактики и от лечения во время болезни — безрассудно и странно. Библия не против медицины: в связи с физическим недугом своего ученика Тимофея апостол Павел советовал ему применять обычное для того времени лечение. Взгляды же членов организации «Христи­анская наука» на этот вопрос необоснованы и опасны.

Пробовала прекратить дождь

Приведем еще один пример странных действий, основанных на странных представлениях. В 1949 г. в мексиканской провинции Коагуйла долго не было дождя. Местные власти обратились за помощью к американской фирме, которая сконденсировала облач­ную влагу: в воздухе самолетами был распылен серебряный йодид. Дождь пошел, и настолько интенсивный, что не прекращался в течение десяти часов. Но одна из жительниц города, испугавшись, что дождь никогда не кончится, стала носить по улицам распятие, надеясь таким образом прекратить ливень. За это местные власти арестовали ее, обвинив в саботаже.

В данном случае и женщина, и власти верили, что распятие может остановить дождь. Они приписали распятию такую же маги­ческую силу, какую приписывают жители острова Гаити страницам Библии, вырывая из нее листы, чтобы приготовить лечебный чай. Те, кто не вникает в смысл Слова Божия, всегда склонны отойти от веры, подменив ее суеверием.

И в заключение ...

Примеры, которые мы привели, — лишь малая толика порой смешных, порой трагически ужасных поступков людей, продикто­ванных необычными, странными верованиями. Не всегда, конечно, ложные понятия приводят к печальным последствиям. Но когда нарушаются основные принципы истины Божией, когда искажается Слово Божие, человек теряет возможность узнать правду о Боге, о грехе, о спасении души, о вечной жизни. Вот почему всякие лжеуче­ния имеют роковое последствие для человека.

Господь Иисус желал, чтобы люди не блуждали во тьме, но имели свет жизни. В Евангелии от Иоанна (8:31—32) Он сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».


Глава 3

КУЛЬТЫ НАШИХ ДНЕЙ

Определение термина

Употребляя одни и те же слова, люди зачастую вкладывают в них неодинаковый смысл или оттенки смысла. Термин «культ» в этом плане не составляет исключения.

Наиболее общеупотребительное на сегодняшний день значение этого термина раскрывает «Словарь русского языка» С. И. Ожегова (М., 1981, с. 276), где культ определяется как «религиозное служе­ние божеству и связанные с этим обряды». Иначе говоря, в этой трактовке культом называется любая религия и присущий ей бого­служебный порядок.

Мы употребляем слово «культ» в ином значении — том, какое имеет этот термин у христиан стран Запада. Культами, во-первых, называют небольшие по численности, но весьма активно действую­щие религиозные движения, которые либо частично, либо полностью отвергают апостольский символ веры христианства. Во-вторых, этим термином именуют небольшие, но активные религиозные группы, вообще не имеющие никакого отношения к христианству. В-третьих, слово «культ» относят к таким религиозным движениям, которые черпают богословские основания своих учений из различных миро­вых религий, — «Христианская наука», Международное общество сознания Кришны, Бехаизм, Теософское общество и некоторые другие.

Слово культ будет нами употребляться и по отношению к некоторым религиозным группам, которые хотя в своем учении и не отвергают апостольского символа веры, но практикуют беспрекос­ловное повиновение вождям. Все остальные христиане ими считают­ся «погибшими». Под эту категорию подпадают также группы, которые имеют особые секретные пункты веры и тайные обряды.

Следует иметь в виду, что еретические движения в истории христианской Церкви можно было бы тоже считать культами, но чтобы отличить современные религиозные движения от тех, которые существовали в прошлых столетиях, мы не будем называть их словом «культ», оставив для их обозначения слово «ересь».

Категории культов

Теперь, когда смысловая наполненность термина «культ» определена, встает вопрос о выработке подхода к оценке различных культов, об умении выделить главную черту в том или ином куль­те — о делении культов на категории.


Вопрос этот непростой, и даже среди специалистов он решает­ся по-разному. В зависимости от того, что, по мнению исследовате­ля, является главной, отличительной чертой культа, а что второй, менее существенной, некоторые из них могут одновременно входить в две или даже большее число категорий. Кроме того, не совпадает и само число категорий, на которые делят культы различные уче­ные: у одних их или три, или четыре, у других — большее количес­тво. Однако нас интересует не научная скрупулезность классифика­ции, а создание единой целостной картины, которая бы дала более ясное представление о том, чем одни культы отличаются от других и в чем они похожи. Вот почему все культы мы подразделили на 5 основных категорий.

1. Псевдохристианские. Сторонники этих культов считают свои вероучения истинно христианскими, тогда как на самом деле они не таковы. К этой категории относят такие культы, как:

Свидетели Иеговы, Международный путь, «Христианская нау­ка», Вселенская церковь божия, Иглезия ни Кристо (Церковь Христова) на Филиппинах.

2. Восточные. Эти культы не претендуют на связь с христиан­ством. Их мировоззрение существенно связано с индуизмом, буддизмом, даосизмом, шинтоизмом, примитивным язычеством и др. К этой категории принадлежат движения: Хари Кришны, Миссия Божественного света. Трансцендентная медитация, приверженцы недавно умершего индусского гуру Раджниша, японское буддистское движение Сока Гаккай и некоторые дру­гие.

3. Псевдонаучные. К этой категории принадлежат культы, которые представляют себя в основном как психотерапевтические орга­низации. Они проводят сеансы для лечения людей — как физи­чески, так и душевно. В то же самое время их мировоззрение связано с языческими и восточными культовыми идеями. К псевдонаучным относятся культы: Наукология, «Умственный контроль Силвы», Форум (ЭСТ) или же подготовительные семинары Эрхарда, Основание человеческого понимания (по методу) Роя Мастерса, экстрасенсорика и др.

4. Синкретические. Учения культов этой категории преимущест­венно состоят из элементов двух или более религий. Очень часто это сочетание происходит путем переистолковывания противоположных идей так, чтобы они согласовывались друг с другом. К этой категории принадлежат культы: Теософское общество, Бехаизм, Масонство, Церковь единения корейского «мессии» Муна.


5. Оккультные. Слово оккультизм обозначает скрытый, тайный, мистический. В эту категорию входят следующие культы: Дви­жение нового века, сатанизм, астрология, И Чинг, группа под названием Эканкар, спиритуалистская церковь, розенкрейцерство.