Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 61 из 80)

В «Книге Мормона» упоминается много самых разнообразных предметов, как, например, изделия искусства, оружие, строения, домашняя утварь, египетские и еврейские письмена и т. д. Но не известно ни одной археологической находки, которая подтвердила бы достоверность этой книги. В 1982 г. престижный Смитсоновский институт Национального Музея естественной Истории США в Вашингтоне опубликовал заявление по поводу «Книги Мормона», в котором, в частности, говорится:

«I. Смитсоновский институт никогда и никоим образом не пользовался «Книгой Мормона» при руководстве научными изыска­ниями. Археологи института не видят прямой связи между археоло­гией Нового Света и тем, что описано в книге»30.

В данном заявлении содержится девять пунктов, касающихся разных аспектов содержания «Книги Мормона» и археологии Нового Света. Все пункты отвергают идею связи между этой книгой и археологией.

Обыкновенно достоверность какого-либо события или документа подтверждается объективными свидетелями. Кто видел золотые плиты «Книги Мормона» и может это засвидетельствовать, кроме Иосифа Смита? Ясно, что показаний одного человека недостаточно. Должно быть двое или больше свидетелей. Притом, на судебном

30. Information from the National Museum of Natural History, Smithsonian Institution, Washington D.C. 20560, SIL - 76, Summer 1982.


процессе, каждый из них проходит тщательную проверку для того, чтобы суд выяснил, является ли он или она честными и информиро­ванными людьми. Ведь свидетели могут и лгать и давать ошибочные показания. Если же они говорят сначала одно, а потом другое, то такому свидетельству нет веры.

В каждом издании «Книги Мормона», как правило, для того чтобы убедить читателей в ее божественном происхождении, приво­дятся «Удостоверение трех свидетелей» и «Удостоверение восьми свидетелей». Выше мы привели заявление трех свидетелей: Оливера Коудери, Давида Витмера и Мартина Харриса. Но знают ли последо­ватели мормонизма, что случилось в конце концов с этими тремя свидетелями и что они говорили впоследствии?

Известно, что после первого издания этой книги двое первых свидетелей, Оливер Коудери и Давид Витмер, своими же мормон­скими коллегами были обвинены в воровстве, лжи, печатании поддельных денег и в том, что они «скандально порочат» свое свиде­тельство о «Книге Мормона». Оливер Коудери, в конце концов, оста­вил мормонизм и присоединился к методистской Церкви. Он при­знался в заблуждении и впоследствии говорил, что ему стыдно за прежнюю связь с мормонизмом. А что касается Мартина Харриса, то сам Иосиф Смит называл его «нечестивым человеком».

Относительно авторов «Удостоверения восьми свидетелей» мы имеем мало информации. Одним из них был некий Джон Витмер. Впоследствии Иосиф Смит высказался о нем, как и о первых трех свидетелях, довольно презрительно: «Такие характеры, как Мак Леллин (неизвестно, кто это. — Н. П.), Джон Витмер, Давид Вит­мер, Оливер Коудери и Мартин Харрис, являются слишком низкими для того, чтобы о них упоминали, и мы хотели бы забыть о них»31. Поэтому сами собой напрашиваются вопросы: Можно ли доверять таким свидетелям, которых имел Иосиф Смит? Как могло случить­ся, что они, «видевшие и даже, один из восьми свидетелей, держав­ший в руках золотые плиты», оказались такими ничтожными людь­ми? Как некоторые из них могли вовсе отречься от мормонизма?

Это, конечно, еще не все. В «Книге Мормона» есть много пробелов, которые мормоны никак не могут залатать. Интересно то, что со времени ее первого издания в 1830 г., в эту книгу были внесе­ны многие исправления. Известный американский исследователь культов В. Мартин по этому вопросу писал:

«Почти 4 тысячи изменений, внесенных в «Книгу Мормона»,

31. Заявление Иосифа Смита приведено в Documentary History of the Church, Vol. Ill, p. 232.


говорят о том, что ни в каком смысле она не может быть принята за Слово Божие. В Библии сказано: «Слово Господне пребывает в век» (1 Пет. 1:25); и наш Спаситель провозгласил: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Правдивость Писания (Библии) неоспорима. В Книге же Мормона слишком многие места явно лживы, чтобы считать это случайностью»32.

Кроме того, многие исследователи считают, что в «Книге Мор­мона» имеют место примеры плагиата, анахронизмы и противоре­чия. Известно много случаев, когда честные мормоны после серьез­ного исследования этого фальсифицированного труда, отказались от мормонизма, потому что пришли к убеждению в недостоверности «Книги Мормона».

Роль «откровений» в деятельности Иосифа Смита

В истории мормонского учения важнейшую роль играли частые откровения Смита, которые записывались и были изданы в книге под названием «Доктрины и заветы». В то же время скандалы, разделы и отступничество были постоянными явлениями в жизни мормонов. В большинстве подобных случаев виновен был сам Иосиф Смит. Его идеи и поведение создавали постоянные трудности для сторонников культа и в конце концов привели к преждевременной гибели Смита.

Через год после первого издания «Книги Мормона» и формаль­ного основания Церкви Христа, по откровению своего вождя, мормо­ны перебрались в город Киркланд штата Огайо. Однако жителям Киркланда они совсем не понравились. По инструкции, полученной в следующем откровении, Смит организовал защитную бригаду:

Объединенный Орден Еноха. Затем, из-за вражды и военных стол­кновений между мормонами и населением Киркланда, Смит в 1934 г. получил специальное откровение, возвещающее, что «обето­ванная земля» находится в штате Миссури. В связи с этим Смит организовал туда военный поход. Узнав об этом, жители Миссури подготовились для военных действий. Члены ордена Смита через две недели вернулись обратно. Однако некоторые мормоны остались в Миссури, но там им пришлось пережить много трудностей.

Однажды в Киркланде Иосифа Смита посетил продавец еги­петских изделий, узнавший, что он перевел содержание золотых плит с «реформированного египетского языка» на английский. Тор­говец показал Смиту египетскую папирусную книгу и попросил ее

32. См. Walter Martin, The Kingdom of the Cults. Minneapolis, Minn.: Bethany House Publishers, 1985, p. 187.


перевести. Смит заинтересовался этим предложением и купил ее, заплатив больше двух тысяч долларов. Затем он «разработал» еги­петские алфавит и грамматику «под прямым вдохновением с неба» и «перевел» текст книги на английский язык. Этот перевод стал из­вестен, как «Книга Авраама», и занял место одной из священных книг мормонизма. Папирусная книга куда-то исчезла и никто не знал, где она находилась. Тем временем мормоны пользовались «Книгой Авраама», как данной свыше. Вместе с другими, не вошед­шими в «Доктрины и заветы» откровениями, она стала частью важ­ной для мормонов книги под названием «Жемчужина великой цены».

В 1967 г. папирусный оригинал «Книги Авраама» был найден. Когда египтологи изучили ее содержание, то обнаружилось, что перевод Иосифа Смита не имеет ничего общего с содержанием древнеегипетского текста. Эти сведения были опубликованы, и мормоны не знали как реагировать на разоблачения. До сих пор они предлагают разные теории, чтобы выйти из затруднительного поло­жения. Как бы то ни было «Книга Авраама» продолжает оставаться в священной книге «Жемчужина великой цены».

Находясь в Киркланде, Смит получал также секретные «от­кровения», согласно которым он, а также все мормонские мужчины могут иметь много жен. Как сам Смит, так и его близкие единомыш­ленники стали тайно практиковать полигамный брак. Однако, как говорится: «Шила в мешке не утаишь», и слухи об этом начали распространяться в городе. Такого рода поведение возмущало как многих мормонов, так, естественно, и других жителей, которые смотрели на Смита и мормонов, как на странных людей. Однажды в 1835 г., когда Смит был в отъезде, общее собрание мормонов обсудило этот вопрос и проголосовало за то, чтобы в книгу «Доктри­ны и заветы» включить «Статью о браке». В ней было сказано, что «один мужчина должен иметь одну жену; и одна жена должна иметь одного мужа, за исключением случаев смерти одного из супругов, когда каждый свободен снова вступить в брак»33. Статья была удалена из книги лишь в 1876 г., много лет спустя после фактичес­кого установления многоженства в культе мормонов.

Интересно знать как жена Иосифа Смита смотрела на пробле­му полигамии. Для нее это, конечно, был трудный вопрос. С одной стороны она верила в пророческий статус мужа, а с другой — посто­янно тяготилась его поведением. Иосиф же пробовал успокоить ее,

33. Newell and Avery, Mormon Enigma, 65-66 quoted in Ruth A. Tucker, Another GospeL Grand Rapids, Mien.: Zondervan, 1989, p. 65.


передавая специальные «откровения», в которых говорилось, чтобы она не протестовала. Несмотря на это, Эмма часто скандалила с другими «женами», била их и гнала вон. Однажды в отчаянии она даже пыталась отравить своего мужа. Неизвестно, сколько побочных «жен» имел Иосиф Смит. Исследователи расходятся в подсчетах. Одни говорят, что у него было двадцать семь «жен», другие — сорок восемь, а третьи — восемьдесят четыре. Из них Эмма, вероятно, лично знала только семь. Есть достаточно сведений, как из мормон­ской литературы, так и из других источников, что Иосиф Смит жил как с незамужними женщинами, так и с чужими женами34.

В 1836 г. мормоны построили в Киркланде храм. Есть данные о том, что во время его освящения многие говорили на разных языках и пророчествовали. В том же году Смит основал свой банк и стал выпускать «антибанковые» деньги. Вскоре это дело провали­лось и он некоторое время не мог появляться публично.

Со временем положение мормонов в Киркланде стало крити­ческим. Споры и раздоры внутри культа и давление извне заставили Смита в 1838 г. вместе с приятелем бежать на конях в штат Миссу­ри. Но он не унывал. Находясь там, Смит купил 66 акров земли и, указав «святое место», где будет построен храм Сиона и обоснуется земной штаб царства Иисуса Христа, заявил, что мормоны никогда не оставят штат Миссури.