Как мы уже сказали выше, некоторые культы имеют две или более особых характерных черт и не могут быть отнесены ни к одной категории. Например, Теософское общество, будучи синкретическим движением, является в то же самое время и псевдохристианским, и оккультическим. О Церкви единения, основанной Муном, можно сказать, что она и синкретическое, и псевдохристианское, а что касается культа, называемого на Западе Движением нового века, то будучи оккультическим оно одновременно является и восточным, и синкретическим.
Количество культов в мире не исчерпывается упомянутыми нами. Некоторые существуют сравнительно длительное время, век других недолог. Они 'исчезают, им на смену появляются другие. О том, каким образом возникают культы, вы прочтете в главе 19.
Учения разных культов о Христе
По многим пунктам культовые учения, расходятся с Библией, в частности Евангелием. Однако самым важным вопросом является вопрос о том, как представители культов понимают личность Христа, что они говорят о Нем и Его учении. В истории Церкви религиозные движения объявлялись еретическими, если они ложно истолковывали учение о Христе. Этот вопрос не менее важен и теперь, особенно это касается тех культов, которые претендуют на то, чтобы называться христианскими церквами. Со II по IV столетия христианство определило свое учение о Христе и вместе с ним учение о Боге как о Святой Троице. Что же говорят представители разных культов о Христе?
1. Свидетели Иеговы учат, что Христос — архангел Михаил, первое создание Божие. Он первый «бог» среди остальных, сотворенных вечным Богом Иеговой. Он явился на землю в образе совершенного человека, подобного Адаму до грехопадения. Иисус Свидетелей Иеговы умер распятый на кресте и воскрес не физически, а только духовно. В 1914 г. он пришел невидимо и возглавил организацию «Сторожевой башни» в Бруклине (Нью-Йорк, США).
2. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормонизм) говорит, что Иисус является духовным братом Люцифера
(сатаны), т. е. одним из множества богов, и что Он был рожден на небе от мормонского бога Адама и его небесной жены, а потом от бога Адама и девы Марии Он родился во плоти на земле. Вот почему Иисус и умер на кресте, Его кровь не может избавить людей от некоторых грехов.
3. «Христианская наука» считает Его человеком, вдохновленным идеей Христа, который в действительности не умирал за грехи людей.
4. Вселенская церковь божия (армстронгизм) учит, что Христос является первым человеком, который вступил на путь своего совершенствования.
5. Церковь единения (мунизм) рассматривает Христа как человека, который не смог совершить миссию полного спасения через совершенную семейную жизнь. Поэтому руководитель культа Сан Мьюнг Мун является последним мессией.
6. Бехаисты почитают Христа как одно из девяти великих явлений мира, а своего Баха-Улла последним и самым важным.
7. Спиритисты говорят, что Иисус — это медиум в шестой сфере астральной проекции.
8. Культ единства чтит Христа как человека, который усовершенствовал божественную идею.
9. Розенкрейцеры верят, что Он есть манифестация космического сознания.
10. Трансцендентная медитация настаивает, что Христос является просвещенным гуру, который никогда не страдал за кого-либо.
11. Хари Кришна считает Его сыном бога Кришны, который, согласно кришнаитскому учению, никогда не ел мясо.
Личность и служение Христа есть основание христианской веры. И если этот вопрос рассматривается вразрез с содержанием Библии, то искажается сама суть христианского учения.
Противоречит тому, что говорится в Библии
Ясное представление о фундаментальных идеях, лежащих в основе различных нехристианских культов и религий, дает только их сопоставление с тем, что говорится по данному вопросу в Библии. Приводимые нами примеры в большей мере покажут разницу по целому ряду положений между восточными религиями и христианством, однако частично они затронут и вопрос о том, в чем расходятся псевдохристианские культы с истинным христианским учением.
Мы должны понимать, в чем заключается разница между учением Библии и учением восточных языческих религий, потому что в этом содержится ключ к распознанию сути почти всех
религиозных учений. Тот, кто не поймет этой разницы, не сможет определить, с чем связан смысл доктрин многих странных культов и необыкновенных верований. Многие ереси, о которых мы читаем в истории христианской Церкви, были связаны либо с непониманием библейского учения о материальном мире, либо с отрицанием его сущности под влиянием философии и небиблейских религий.
1. По отношению к материальному миру. В культах, которые в нашей классификации отнесены к категории восточных, и в религиях Востока, а также в таких учениях, как «Христианская наука». Церковь единения и др., материальный мир рассматривается в основном как зло. Если даже приверженцы этих культов напрямую не называют материю «злом», однако по сути она для них такова. Поэтому как бы этот мир ни был красив, так как он материален, он представляет собой средоточие зла. Согласно такому пониманию, только дух человека является добром, а тело его — либо воплощение настоящего зла, либо серьезная помеха к достижению желанной цели. Вот почему не идеи добра и нравственности волнуют прежде всего тех, кто исповедует подобное верование. Самый важный вопрос их вероучения — как победить материю.
Библия же говорит, что материальный мир был создан добрым, святым и любящим Богом: «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути его праведны, Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:3—4). В первой книге Библии мы читаем о сотворении Богом физического мира, и описание почти каждого его созидательного действия заканчивается словами: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:10,12,18, 21,25). В заключение Бог создал человека: его дух, душу и тело. Неужели, можно считать за зло то, что создал Бог? По Библии, происхождение зла находится в духовном мире и относится к решению воли сознательного существа. Это правдиво, как в отношении диавола, бывшего херувима помазанного, так и первого человека в Эдемском саду (Иез. 28:13—19). Нравственные требования человека, по учению Библии, касаются его этики и жизни духовной.
2. По отношению к истории. История в восточных культах и религиях рассматривается в образе колеса, у которого нет ни начала, ни конца. Такой взгляд связан с языческими представлениями о чередовании сезонов, увядании и оживлении в природе. Даже одни и те же люди, согласно этому верованию, умирают и рождаются многократно. Их души воплощаются
вновь и вновь в новых телах в этом мире. Таково учение о перевоплощении. По этому учению, цена одной жизни человека не так важна, ведь то, что он не смог сделать в этой жизни, он может совершить в другой.
В Библии же, история предстает в образе линии, имеющей начало и конец. Бог говорит о Себе: «Я семь Алфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8), а о людях сказано: «...Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Цена одной жизни, согласно библейскому учению, неимоверно важна.
3. По отношению к происхождению мира. Происхождение мира в первом случае рассматривается либо с позиции теории эволюции, либо исходя из идеи эманации (постепенного продления от тончайшего духовного естества все ниже и ниже к грубейшей материи видимого мира. — Н. П.). Это значит, что в конце концов всё есть одно, неважно, произошло ли оно путем эволюции или эманации. Поэтому если всё одно, то нет ничего другого. И если что-то одно есть Бог, то всё есть Бог. На этом основываются восточные идеи монизма и пантеизма.
Мы уже говорили о том, что в Библии происхождение мира рассматривается, как акт Божьего творения: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих» (Евр. 1:10), и поэтому «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Но Библия не отождествляет Бога с Его творением. Бог был и есть и может быть совершенным без физической вселенной и духов, созданных им.
4. По отношению к браку. В теории и практике учений, которые считают материю злым началом, половые сношения даже в браке рассматриваются как проявление материи — носительницы зла. И те, кто придерживаются подобных представлений, либо практикуют половой аскетизм, потому что противятся личному участию во зле, либо допускают полную половую распущенность, так как считают, что телесное зло нисколько не повредит доброму духу. Есть культы, которые хотя не запрещают брак, но ограничивают половую жизнь между мужем и женой одним разом в месяц и только с целью деторождения. Например, культ Харе Кришны считает, что каждый половой акт укорачивает жизнь человека на земле.
Библия учит, что половые отношения были созданы любящим и святым Богом. Согласно Слову Божию, они должны сохраняться в чистоте и святости брачной жизни мужей и жен: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку... Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.
2:22,24), «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
5. По отношению к спасению человека. В тех или иных выражениях каждый культ и религии, включая восточные и псевдохристианские, учат как человек может спастись. Многие из них, особенно восточные, рассматривают спасение, как освобождение души из плена материального тела путем какого-то секретного знания, медитации или разных методов йоги. Иначе говоря, человек должен делать что-то для того, чтобы спасти самого себя. Он должен своими силами победить плоть и заслужить спасение. Если даже это культ не восточного типа, все равно спасение зависит от собственных дел человека. По сути сожаления и раскаяния в таких исповеданиях нет, а если они есть, то не играют существенной роли в вопросе спасения.