Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 70 из 80)

Пункты веры кришнаитов

Главным пунктом учения «Международного Общества Созна­ния Кришны» является монотеизм Кришны. Кришна един, а все ос­тальные боги являются его воплощениями, даже боги индуистской триады. Однако монотеизм этого культа является монистическим и поэтому его нельзя сравнить с библейским монотеизмом. В религиоз­ном мировоззрении монизм по сути ничем не отличается от пантеиз­ма.

Будучи на Западе, Прабхупада говорил, что Кришна и Хрис­тос являются одним и тем же лицом, однако в литературе этого культа утверждается, что Христос — сын Кришны и поэтому рангом ниже его. Кроме того, важно отметить, что, с одной стороны, культ Прабхупады придерживается монотеизма, а с другой — учит, что у Кришны есть вечная супруга Шримати Рахарани.

В соответствии с учением индуизма, культ Хари Кришны базируется на идеях перевоплощения и карме. В зависимости от кармы человек может снова родиться каким угодно земным сущес­твом. Но несмотря на идею материального воплощения, кришнаиты считают, что физическое тело, как и вся материя, является иллю­зорной энергией Кришны самого низшего уровня.

Главная цель человека, учит культ Кришны, это освобождение через достижение высшего сознания, в котором он соединяется с Кришной. Если человек способен достичь такого состояния, он сможет избежать будущих перевоплощений.

Ради своих духовных целей, кришнаиты практикуют строгий аскетизм и исполнение других ритуалов группового и личного характера. Члены культа не должны есть мясной пищи, употреблять спиртных напитков, играть в азартные игры и иметь внебрачные половые сношения. В брачной жизни члены культа (Прабхупада был женат и имел детей) могут иметь половые сношения не больше одного раза в месяц и только с целью деторождения.


В журнале «Обратно к божественности» на английском языке (том 10, N 10) дано следующее краткое изложение философии «сознания Кришны»:

1. Используя достижения настоящей духовной науки, мы можем быть свободны от беспокойства и прийти в нашей теперешней жизни в состояние чистого, бесконечного, блаженного сознания.

2. Мы не являемся нашими телами, но существуем как вечные, духовные души, неотъемлемые части Бога (Кришны). Как тако­вые, все мы — братья, а Кришна в конце концов является нашим общим отцом.

3. Кришна вечен, всезнающ, вездесущ, всемогущ и всепривлекателен. Он — отец-производитель всех живых существ и является питательной энергией всего космического творения.

4. Абсолютная Истина содержится в Ведах, древнейших книгах мира. Суть Вед изложена в «Бхагавад гите», с буквальной за­писью слов Кришны.

5. Мы должны усваивать ведические знания от истинно духовного мастера, от того, у которого нет эгоистических мотивов и ум которого крепко основан на Кришне.

6. Перед трапезой мы должны предложить Господу нашу насущ­ную пищу. Таким образом Кришна очищает нас.

7. Мы должны совершать все наши дела, как жертву Кришне и ничего не делать для нашего собственного удовлетворения.

8. Рекомендуемым способом для достижения зрелого состояния любви к Богу, или для разрешения спора, является повторение святых имен Господа. Самый легкий метод для большинства людей — это повторять мантру Хари Кришны: Хари Кришна, Хари Кришна, Кришна Кришна, Хари, Хари, Хари Рама, Хари Рама, Рама, Рама, Хари, Хари.

Миссионерская деятельность

Главным ритуалом последователей Хари Кришны является по­стоянное пение слов «Хари Кришна, Хари Рама» под аккомпанемент колокольчиков и бубнов. Во время пения они всегда приплясывают. Одеваются кришнаиты обычно в ризы желтого цвета наподобие ин­дусских монахов. Как правило, они практикуют индусские обычаи.

Члены культа Хари Кришны активны в приобретении новых последователей. Они занимаются сбором пожертвований, продают литературу и приглашают людей в храмы, устраивая для посетите­лей вегетарианское угощение. В храмах, где кришнаиты обычно совершают богослужения, они поклоняются не только статуям Кришны и его супруги, а также статуям и портретам Прабхупады, которого почитают, как воплощение Кришны.


Заключение

Культовыми признаками кришнаизма являются: учение о перевоплощении и карме, монизм, аскетизм, спасение заслугами, характерный взгляд на половой вопрос и иллюзорное представление о материи. С точки зрения Нового Завета культ Хари Кришны является проявлением язычества, и его последователи нуждаются в благой вести Христа.

Глава 25

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ:

ИНДУИСТСКИЙ КУЛЬТ УСПЕХА

Ответ на все проблемы?

В странах Запада часто можно увидеть большие двухстранич­ные рекламы в газетах и журналах под заглавием «Махариши предлагает всем правительствам союз с правительством природы, чтобы посредством ведийской науки и технологии создать рай на земле и путем применения естественного закона объединенного поля поднять все сферы жизни на уровень совершенства». Ниже этого длинного заглавия следует объяснение деталей всего того, что пред­лагает государственным деятелям и вообще всем людям Его Святость Махариши Махеш Йоги.

Цель этого культового вождя величественна и, можно сказать, идеальна. Для создания рая на земле Махариши учитывает как ду­ховные, так и земные нужды человечества. Что касается духовных, ими являются такие добродетели, как высший уровень сознания, благородные качества характера, чувство блаженства и употребле­ние ресурсов природы для блага, мира и прогресса каждого человека.

Из земных нужд Махариши перечисляет следующие: строи­тельство идеальных сел и городов, глобальное озеленение, устране­ние бедности во всем мире, разработка всемирного аграрного хозяй­ства, обновление жизни городов, достижение экономического балан­са в мире, разработка идеальной системы образования, достижение совершенного здоровья людей, создание гармонии и баланса в приро­де для блага всех людей и всех наций, создание надежной обороны для каждой страны, установление совершенных правительств и производство превосходных пищевых продуктов для всех.

Казалось бы, нет более высоких и благородных целей, как те, которые предлагает в своих рекламах Махариши, и нет лучшего способа для их реализации, чем программа Трансцендентальной


медитации. Перечисляя отдельные духовные и материальные нужды, реклама провозглашает, что способ для их удовлетворения был разработан лидером Трансцендентальной медитации по имени Махариши (великий святой или провидец) Махеш (последователь бога Шивы) Йоги (мастер йоги). Иначе говоря, этот лидер индуис­тского культа претендует на то, что в его руках находится все счастье человечества.

Кто такой Махариши Махеш Йоги?

Махариши Махеш Йоги родился в 1911 г. в северной части Центральной Индии. Его родители принадлежали к касте кшатриев (воинов). В 1942 г. он окончил в Индии Аллахабадский университет со степенью кандидата физических наук. После второй мировой войны он удалился в Гималайские горы, где стал учеником гуру по имени Свами Брахмананд Сарасвати Махарадж, иначе называемого гуру Дев.

Двенадцать лет Махариши был любимым учеником этого гуру, который якобы вновь обнаружил древний ведический способ медитации. После смерти учителя в 1953 г. Махариши провел два года в Гималайских горах, где закончил разработку своей системы. После этого он вернулся домой и начал распространять свое учение в Индии, основав центр в г. Ришикеш на берегу Ганга. Успех его в своей стране был невелик и первая поездка в страны Запада в 1958 г. не принесла особенного результата. Лишь после того, как музыканты Битлс, Роллинг Стоун и артистка Мия Фарроу присое­динились к нему в 1970 г., это движение на Западе начало расти. В 1970 г. Махариши перенес свой центр в г. Фингги Фонте в Италии. Из Италии он совершал поездки в Америку и другие страны Запада. Комментатор Андрю Павлос следующим образом говорит о деятель­ности Махариши.

Когда Йоги (т. е. Махариши) пробовал распространять свое учение в Индии, люди не падали перед ним ниц. Из-за этого он прибыл в Соединенные Штаты, чтобы продавать свои медитационные приемы более расположенной аудитории. В ранние шестиде­сятые годы Битлсы, Мия Фарроу и Роллинг Стоун присоединились к Йоги. Когда они покинули его, Махариши отбросил в сторону свой религиозный жаргон и начал продавать трансцендентальную медита­цию (ТМ), как психологические приемы. Движение, инициирован­ное им, возрастало, и к середине семидесятых годов оно насчитывало 150 тысяч последователей и около б тысяч преподавателей. Его годовой доход превышал 20 миллионов долларов.

Последователи ТМ утверждают, что их занятие — это не религия. Махариши претендует на то, что это научные приемы,


используемые с целью помочь людям в обретении состояния умст­венного отдыха и достижения в результате наивысшего жизненного потенциала.

Деятельность Махариши и его метод

Махариши имел большой успех в распространении своего учения в Америке и других странах Запада. Кроме чтения лекций, издания книг и изготовления видеокассет, он посвятил немало времени основанию Международного Общества Медитации и Между­народного университета Махариши. Согласно данным журнала «Наука и религия» N 9, 1989 г., число людей, практикующих его метод, превышает пять миллионов человек.

Главным образом эти люди беспокоятся о своем здоровье, как физическом, так и умственном. Это является основной причиной их согласия практиковать метод Махариши. Кроме того, этот гуру предлагает многое другое, включая улучшение взаимоотношений между людьми и достижение мира. Его метод преподается на Западе во многих школах, деловых и спортивных организациях, больницах и военных заведениях.

Метод Махариши является довольно легким по сравнению с методами медитации других индуистских учителей. Тот, кто присту­пает к его изучению, должен посвятить этому в день лишь два отрезка времени по двадцать минут каждый. Для дальнейших заня­тий можно получить соответствующие инструкции.