Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 71 из 80)

Чтобы начать практиковать метод Махариши, нужно пройти обряд посвящения, совершаемый специальным наставником. Снача­ла наставник объясняет метод ТМ новому ученику, а затем соверша­ет церемонию вступления, во время которой новый член культа платит деньги и делает другие приношения. В заключение он полу­чает мантру (священное ведистское слово), предназначенную для повторения при медитации. После трех практических сеансов, когда медитация происходит под наблюдением наставника, вновь посвя­щенный продолжает заниматься ею сам.

Основная идея культа ТМ

Махариши учит, что целью творения и индивидуальной жизни является распространение счастья. Во Вселенной оно достигается путем процесса космической эволюции, а в личной жизни через расширение сознания. Беря за основу индуистские идеи относитель­но одного разума и четырех уровней сознания, Махариши отвергает положение, что во Вселенной есть много умов, и говорит, что идея деления вещей на субъекты и объекты недействительна.


В своей обычной жизни человек может бодрствовать, мечтать или спать без сновидений. Однако он не возвышается над тем, что переживает. Такого рода переживания называются «относительными уровнями сознания». Они касаются только внешнего мира и не достигают познания истинного Я. На самом деле они зависят от четвертого уровня сознания, который открывает истинное Я. Это последнее, чистое и возвышенное переживание делает возможным чувствовать три других, более тонких уровня сознания, которые, в свою очередь, вместе с познанием истинного Я позволяют познать «истинный внешний мир» и, в конце концов, выйти за пределы парадокса абсолюта-относительности. Уровни сознания с четвертого по седьмой можно описать так:

Четвертый уровень — чистое сознание (чистое или трансцен­дентальное чувство), при котором переживания остаются позади и ничего больше не чувствуется; беспокойство сменилось на мир.

Пятый уровень — космическое сознание, при котором сосущес­твуют чистое сознание и деятельность. Это значит, что человек присоединяется к четвертому уровню и к своей обычной дея­тельности не последовательно, а одновременно.

Шестой уровень — Сознание Бога, в котором субъективно пребывает только чистое сознание; объективный мир прославля­ется и принимает качества личности, т. е. качества Абсолюта, прежде подчинявшиеся области субъективного и теперь пере­шедшие во Вселенную. На этом уровне «мир оживает».

Седьмой уровень — Единство или уровень, разряжающий на­пряжение между субъектом, объектом, Абсолютом и относитель­ностью путем ощущения всего, как единого. Всё есть Брахма и Брахма есть всё.

Согласно индуистскому подходу к действительности, опыт пятого, шестого и седьмого уровней познания не имеет ни содержа­ния, ни значения. Он не может быть передан кому-то другому. Он существует только для того, кто его переживает.

Что касается первых трех уровней сознания, Махариши учит, что человек может подняться выше их без особой дисциплины, если позволит самому себе быть втянутым в более тонкие потоки созна­ния. Однако это не всегда получается. Самый верный способ — это получить мантру (повторяющееся молитвенное слово) от надлежа­щего гуру. Не всякая мантра подходит к каждому человеку. Поэто­му ее подобрать должен гуру.


Скрытая религиозность ТМ

Хотя лидеры ТМ заявляют, что их метод является научным и что его могут практиковать все, кто желает, независимо от религи­озных убеждений, однако обряд посвящения в этот культ показыва­ет, что он является ни чем иным, как религиозной сектой. Для совершения обряда от кандидатов, кроме денег, требуется принести в жертву, например, цветы, фрукты и т. п. Когда совершается обряд, они должны почтительно стоять перед портретом гуру Дев в то время, как другие члены культа поют на санскрите песнь, называе­мую пуджей.

Как правило, новые практиканты в западных странах не понимают санскрита и естественно не знают ни значения слова пуджа, ни ее содержания. Это слово в переводе означает молитва. Для того, чтобы читатели увидели, является ли Трансцендентальная медитация наукой или религией, мы даем ниже первую часть пуджи в русском переводе.

ПУДЖА (МОЛИТВА)

«Будь ли человек чистым или нечистым, есть ли везде чистота или нечистота, всякий, кто откроет себя рас­ширенному взору неограниченного сознания, получит внутреннюю и внешнюю чистоту.

Обращение.

Господу Нараяне, лотосному Брахме Создателю, Вашиште, Шакти и его сыну, Парашару, Вьясе, Шукадаве, великому Гаудападе, Говинде, правящему среди йогов, его ученику Шри Тротике и Варктке-Каре, дру­гим мастерам нашей традиции я поклоняюсь. Месту пребывания мудрости Шрутиса, Смритиса и Паранаса, месту пребывания доброты, олицетворению славы Гос­пода, Шанкаре, освободителю Господа, я поклоняюсь. Шанкараяарье искупителю, прославленному как Криш­на и Бадараяне, комментатору Брахмы Сутры я покло­няюсь вновь и вновь. У дверей тех, которым вся галак­тика богов молится день и ночь о совершенстве, будучи одарены неизмеримой славой, учителю всего мира, поклонившись ему, мы достигаем совершенства. Того, кто искусен в удалении облака невежества людей, крот­кого освободителя, Брамананде Сарасвати — верховного учителя, я ношу в своем сознании».


Следующая часть молитвы называется Приношение. Она состоит из восемнадцати обращений к гуру Дев. Первое из них звучит так: «Принося воззвание лотосным ногам Шри Гуру Деву, я поклоняюсь». После этого следует превозношение гуру Дев в свете славы Брахма, Вишну и Шиве и прославление, как абсолютного в блаженстве, в наивысшей радости, в воплощении чистого знания и т. д. Заканчивается молитва словами: «Принося венок цветов к лотосным ногам гуру Деву, я поклоняюсь».

Узнав значение пуджи, легко сделать заключение, что Транс­цендентальная медитация является не наукой, а просто разновид­ностью индуистской религии. ТМ полностью соответствует мировоз­зрению индуистских Вед. Жаль только, что многие на Западе и в странах Восточной Европы, не понимая слов обряда, принимают молитву посвящения в ТМ и используют ее мантру. Многие из них испугались бы, если бы узнали, что они поклоняются неведомо кому.

Приведем пример, как действуют представители этого культа, чтобы скрыть религиозность ТМ. В журнале «Наука и религия» N 9 за 1989 г. на стр. 8 и 9 напечатано интервью, данное в Москве представителями Всеиндийской Аюрведической ассоциации, прие­хавшими по приглашению Центра профилактической медицины. Эта Ассоциация создана Махариши Махеш Йоги и практикует его идеи.

Во время интервью, один из представителей, доктор Дипак Чопра, сказал, что кроме других приемов лечения, Аюрведа приме­няет музыкальную терапию, для которой используются целебные аюрведические гимны. Эти гимны, как он заявил, «соответствуют разным биологическим и космическим ритмам и способны вызвать различные психофизические состояния». Конечно, может и так, однако Чопра не сказал, что обозначают слова гимнов. Не трудно догадаться, что если эти гимны взяты из Вед, их назначение — прославлять древних индуистских богов, включая Шиву. Но ясно, что «вызывать различные психофизические состояния» могут и бесы, скрывающиеся под именами богов.

Заключение

Укажем на несколько культовых признаков в движении ТМ. Ими являются: монизм, политеизм, обожествление человека (Шанкары и Дева), обманный подход к людям под видом научного мето­да, религиозный обряд посвящения и повторение священный мантры.

Когда-то сатана сказал Господу, что ради своего здоровья Иов отдаст все. Господь позволил сатане отнять у Иова здоровье. Однако Иов остался верным Господу и в конце концов был вознагражден


(Иов 2:4—5). Но, к сожалению, этого нельзя сказать о многих современных жителях Америки, Австралии и Европы, которые под предлогом здоровья отдают себя в руки идолопоклонников.

Причина этому, конечно, та, что люди не знают слова Божия и потому не понимают, в чем для них заключается опасность. Сле­довательно, если истинные христиане не будут нести людям спаси­тельную весть о Христе, то враг душ человеческих всегда найдет людей, которые будут передавать его обманчивое слово. Поручение, которое дал Христос ап. Павлу по дороге в Дамаск, является поруче­нием для всех нас (Деян. 26: 17—18).

Глава 26

ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО:

СПИРИТИЧЕСКИЙ КУЛЬТ

Исторические корни теософских идеи

Слово «теософия» означает «божественная мудрость» или муд­рость о Боге. Что касается развития этого понятия, то оно связано с пантеистическим представлением о мире и составляет сущность учения, которое рассматривает возможности связи с непознаваемым божеством путем мистической интуиции и внутреннего откровения. В соответствии с пантеизмом, теософия считает Бога единым, без­личным Абсолютом и совокупностью всех вещей. Она позитивно смотрит на мистические озарения, оккультизм, спиритические явления и магию.

Понятие теософия у потреблялось для обозначения мистицизма Пифагором и Платоном, а также гностиками Симоном Магом и Валентином. В первых веках нашей эры теософскими рассуждения­ми занимались неоплатонисты Плотин и Прокл. В средние века теософские идеи выражали Эккарт и Николай Кузанский. Во время эпохи Возрождения и вскоре после нее теософией занимались Парацельс, Джордано Бруно, Яков Бёме и фртдрих Шеллинг.

Основатели Теософского общества

В данном случае мы имеем в виду Теософское общество, основанное в 1875 г. в Нью-Йорке русской аристократкой Еленой Петровной Блаватской и полковником Генрихом Стил Олкоттом, который был избран его первым президентом. Причиной для основа­ния теософского культа послужили собрания в квартире Блаватской, проходившие с целью изучения магии, спиритизма и других