Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 72 из 80)


оккультных наук. Цель общества заключалась в том, чтобы собирать, изучать и распространять соответствующие сведения среди людей.

Хотя в первое время дела общества были не очень успешны, Е. Блаватская написала книгу под названием «Исис Открытая», в которой сделала обзор религий и оккультизма всех веков. Издание книги в объединении Теософского общества с культом Арьи Самаджа в 1878 г. возбудили новый интерес к деятельности теософского культа.

В 1879 г. Е. П. Блаватская и С. Олкотт путешествовали по Индии и посетили Цейлон. Так как к ним там хорошо там отне­слись, они приняли буддизм, не оставляя своего общества. Скоро после этого между ними и лидером культа Арьи Самаджи возникли разногласия. Их дружба рухнула, но это не помешало Блаватской и Олкотту остаться в Индии и организовывать в этой стране теософ­скую деятельность. За четыре года они основали сто центров в разных районах Индии. Главным центром своего движения они сделали г. Адьяр, возле Мадраса. Центр находился в прекрасном доме на большом участке земли. До сих пор это место является штабом теософского культа.

«Чудеса» Е. П. Блаватской и ее обман

Деятельность Елены Петровны Блаватской сопровождалась слухами о чудесах и необыкновенных явлениях. Одним из удиви­тельных «чудес» были письма, адресованные ее сотрудникам. Эти письма посылались якобы великими мастерами или адептами (у буд­дистов Махатмами), которые, по учению Блаватской, являлись теми людьми, которые достигли совершенства и жили в Тибете. Два та­ких адепта, Морья и Кут Хуми, постоянно (невидимо) сопровождали Блаватскую. Их присутствие часто подтверждалось стуками и «ас­тральными звонами». Один автор пишет следующее об этих письмах:

«Самым главным помещением в доме была Оккультная комна­та. В ней находился закрытый занавесью алтарь, через который можно было посылать письма Махатмам. Ответы от махатм приходи­ли разными способами. Некоторые из них появлялись внутри алта­ря, другие «спадали», то есть они внезапно падали с потолка или с ветвей деревьев. Однако некоторые письма, как бы они оригинально ни приходили, Е. П. Блаватская лично передавала адресату. Ясно было одно, что никакой связи с Махатмами без посредничества Е. П. Блаватской не было. Однажды Синнетт и другой англичанин-теософ, по фамилии Хьюм, были расстроены небрежным поведением Е. П. Б. и решили попробовать установить прямую связь с главой махатм, великим Чоганом. Они написали ему письмо, извещая, что для распространения теософии среди непросвященных, им


необходи­мо работать независимо от Е. П. Б. Затем Синнетт, как обычно, передал письмо мадам Е. П. Б., чтобы она положила его в алтарь. Через несколько минут она, не владея собой от гнева, вбежала в комнату, где находился Синнетт. Он побежал привести Хьюма. Потом они оба старались успокоить ее. Однако Елена Петровна была вне себя от злости. По-видимому, от этого инцидента вера Хюма и Синнетта в махатм сильно пошатнулась. Дело в том, что Синнетт основал теософское общество в Англии и в конце концов имел основания получить дальнейшую информацию от Махатмы Кут Хуми через госпожу Лору Холлоуэй, из Америки, которая была медиумом»38.

В связи с помощью Лоры Холлоуэй Синнетту, между ним и Блаватской возникали ссоры. Когда Блаватская узнала о том, что он имеет вести от Кут Хуми через Холлоуэй, то послала ему поддель­ное письмо от имени Кут Хуми, в котором сообщалось, что Хум не передавал сообщений через Лору Холлоуэй и что Синнетт должен обращаться к Хуми только через Блаватскую. Синнетт не поверил этому письму и устроил ей скандал.

При посещении Лондона Блаватская давала интервью в Об­ществе психических расследований. Там были восхищены ею. Но в то же время из Индии поступили тревожные слухи. Жена одного человека рассказала христианским миссионерам, что ее муж соору­дил в теософском центре Адьяра специальные приспособления для того, чтобы Блаватская могла бросать письма своим коллегам от имени адептов. Миссионеры эти слухи обнародовали.

Общество психических расследований, на собрании которого выступала Блаватская со своими теософскими доказательствами, послало в Индию доктора Ричарда Ходжсона для того, чтобы он расследовал это дело. В результате в Оккультной комнате, которая была рядом со спальней Блаватской, обнаружились тайные окна и дверь. Услышав, что ее секрет открыт, Блаватская отказалась от того, что это было делом ее рук. Она говорила, что окна и двери в Оккультной комнате были подделкой врагов, которые хотели ее дискредитировать. Особенно она обвиняла мужа женщины, открыв­шей ее тайну миссионерам.

В результате Блаватская все же должна была уехать из Ин­дии, но ее общество продолжало свою деятельность. Она написала еще одну книгу «Тайная доктрина». Умерла Е. П. Блаватская в 1891 г. Дальнейшая история Теософского общества сопровождалась

38. Angus Hall, Strange Cults (Garden City, N. Y.: Doubleday and Company, Inc., 1976), p.109—10.


многими скандалами между его лидерами, что привело к разделению движения на несколько независимых групп.

Преемницы Блаватской

Одним из наиболее известных лидеров этого движения после Блаватской была Анни Безант. Она провозгласила в 1926 г. будущим мессией юношу-индуса по имени Кришнамутри. Однако через три год? он публично отказался от этой роли, хотя не переставал препо­давать индуистское учение своего типа. Анни Безант умерла в 1933 г. Затем известным лидером была Алис Бэйли, которая написа­ла ряд книг и организовала заочные курсы. Бэйли скончалась в 1949 г.

Теософское понятие о жертве Христа

Мировоззрение Теософского общества всецело является син­кретическим. Хотя теософы говорят, что признают Христа, их понятие о нем и о Его жертве совершенно противоположны учению Нового Завета. Для них жертва Христа не является Его искупитель­ной смертью на кресте. Она заключается в другом Его акте. Теософ Л. Роджерс объясняет это так:

«За древней доктриной заступнического искупления находится глубокая и прекрасная истина, но она была сведена на низкий уровень, к понятию, которое столько же эгоистично, сколько ложно. Этой естественной истиной является жертва солнечного Логоса, Божества нашей системы (т. е. солнечной системы. — Н. П.). Жер­тва эта состоит в ограничении Себя в материи видимых миров. Она отражена в жертве Христа и других великих учителей. Не жертва жизни, а добровольный возврат, чтобы жить в плену материального тела. Никто не воздает более уважительной благодарности Христу, чем теософ; однако вместе с ап. Павлом он считает, что каждый должен совершать свое спасение»39.

Удивительно, как теософы цепляются за некоторые «неудобовразумительные» (2 Пет. 3:16) выражения в посланиях ап. Павла для того, чтобы найти оправдание своей неевангельской идеи. Когда они это делают, то всегда пренебрегают понятными заявлениями Павла о том, что спасение Бог дает людям «не от дел», а по вере (Еф. 2:8—9; Гал. 2:16). Несмотря на ясное учение ап. Павла о заступнической смерти Христа, теософы считают его богословской

39. L. W. Rogtrs, Elementary Theosophy. Wheaton, 111.: The Theosophical Publishing House, 1968, p. 201.


выдумкой. Жертвой по их понятию является снисхождение солнеч­ного Логоса-Христа и облечение себя в материю для того, чтобы помочь другим людям в освобождении от материи. Это вполне соответствует их понятию, что все беды человека исходят от мате­рии. Это учение напоминает индуизм, буддизм, гностицизм, мани­хейство, катаризм и всякие другие нехристианские школы, которые говорят, что признают Христа, но в то же самое время имеют в виду иного Христа и иное спасение (2 Кор. 11:3—4).

Система вероучения

В общем виде доктрина Теософского общества Блаватской заключается в следующем.

Хотя теософия признает существование Абсолюта, она не претендует на знание его атрибутов. В Абсолюте содержится неис­числимое количество вселенных, а в каждой вселенной содержится множество солнечных систем. Каждая солнечная система является проявлением существа, называемого Логосом, Словом Божиим или Солнечным Божеством, которое проницает ее, существует выше ее и вне ее.

Ниже этого солнечного Божества находятся семь служителей, называемых Планетарными Духами, у которых сообщение с ним подобно связи центров нервной системы с мозгом. Ниже них нахо­дятся многочисленные сонмы или ордена духовных существ, назы­ваемых девами, или ангелами, которые служат вышестоящим раз­личными способами. Современным миром управляет одна великая должностная личность, представляющая солнечное Божество, под абсолютной властью которой находится весь процесс эволюции на нашей планете. Когда нужно основать новую религию, это существо либо само приходит на землю, либо посылает своих учеников.

На ранних периодах развития человечества иерархия высших должностных лиц формируется из более высокоразвитых сфер сис­темы, но как только человеческие существа оказываются подготов­ленными до нужного уровня могущества и мудрости, тогда они за­нимают руководящие должностные посты. Такие должности могут занимать только адепты, которые по доброте, могуществу и мудрос­ти неизмеримо выше обыкновенных людей и являются теми, кто достиг вершины эволюционного развития человечества. Они продви­гаются выше до тех пор, пока сами не станут по природе богами.

Общество людей, которые, согласно теософскому учению, достигают вершины развития, называется Великим Белым Брат­ством. Эти люди стараются входить в связь с достойными жителями нашей планеты для того, чтобы служить им и помогать прогрессу в направлении наивысшего уровня развития.


Теософы рассматривают Вселенную с точки зрения монизма и делят ее на семь степеней или уровней, все ее аспекты являются эманациями одного Божества. В нижних мирах оно проявляется в форме человеческих существ. Будучи частью единого, душа челове­ка в то же самое время является искрой божественного огня. Она должна пройти путь эволюционного развития, начиная от жизни в материи для того, чтобы достичь своего наивысшего состояния божества в конечной нирване.