Душа всякого человека, как это понимают теософы, имеет три духовных аспекта бытия. Самый высший из них принадлежит духовному миру. Следующий относится к интуитивному миру и проявляет себя в чувствах человека, а третий — высшая умственная деятельность. Все три аспекта составляют эго человеческой личности.
Прежде чем душа может войти в физический мир, ее эго, существующее в Высшем Умственном мире, должно собрать вокруг себя или облечься в вуаль интуитивного или астрального и физического миров. Лишь тогда душа рождается в человеческом теле. Такая воплощенная личность человека сложна. Она состоит из семи связанных между собой, зависимых друг от друга и в то же самое время отдельных принципов, каждый из которых представляет собой семь родов материи и управляется соответствующими законами времени, пространства и скорости передвижения. Семь принципов личности соответствуют семи отдельным уровням Вселенной.
Три принципа человека
В отношении к нашей солнечной системе личность имеет три принципа или тела: физическое, интуитивное или астральное и умственное. Для человека на земле видимо только одно, физическое. Однако, когда он умирает, то живет в астральном теле, не уходя из земли, и видит все, что происходит на физическом уровне. Даже до смерти, он имеет связь с астральным миром посредством своих снов, связь с духами умерших через спиритические сеансы или тогда, когда сам проецируется из физического тела. Находясь на астральном уровне, человек продолжает медленно или быстро эволюционировать в направлении конечной цели и переходит на уровень умственного мира и т. д.
Эволюция души, карма и перевоплощение
Основным пунктом учения Теософского общества является теория эволюции. Теософы применяют ее не только к происхождению материального мира, но также и к духовному прогрессу
человека на земле и после смерти. В этой эволюции существенную роль играет индуистский закон кармы и учение о перевоплощении.
Душа несет с собой свою карму в потусторонний мир. Если она вела себя плохо, то ее пребывание в астральном мире будет долгим и более мучительным, чем в случае, если бы она вела себя в физическом мире хорошо, при этом ее эволюционный процесс будет медленным. Он, по этой причине, может быть и очень медленным. Однако хотя и медленно, душа все равно прогрессирует. Она усваивает уроки прежней жизни и, постепенно теряя астральное тело, всецело переходит к жизни тела умственного мира. Но и в этом теле душа не живет вечно. В конце концов умственное тело тоже распадается и остается чистое оригинальное эго.
Это эго снова собирает вокруг себя вуаль астральных и физических тел для того, чтобы снова родиться в физическом мире младенцем и продолжать эволюционный путь ввысь, пользуясь опытом прежнего воплощения. Промежутки между воплощениями у разных душ разные, в зависимости от того, как они жили и какую они создали для себя карму.
Долгий путь к совершенству
Теософское понятие о перевоплощении отличается от индуистского тем, что в его системе душа человека рождается снова только в человеческом теле. Как только она пройдет первоначальный процесс воплощений в телах низших тварей и достигнет воплощения первого человеческого тела, она не может вернуться к уровню ниже человеческого. Продолжительность промежутков времени между воплощениями может быть различной. Каждое новое воплощение эволюционирует выше и выше к полному освобождению от процесса физических перевоплощений до такого состояния, где душа сама станет адептом. Затем она эволюционирует уже не по законам физического мира. Конечная цель души является, как мы говорили, буддистская нирвана.
Путь к ней длинен и труден, и проходит через много жизней. При этом происходит пробуждение духовной способности, без которой прогресс на этом пути невозможен.
Физические и духовные упражнения, рекомендуемые теософией, те же, что входят в индуистскую философскую систему, известную как раджа йога. Даже самые тяжелые усилия не могут быть двигательной силой для человека на этом пути. Успех заключается в практике Видьи, той высшей мудрости, которая пробуждает в человеке скрытые способности и объединяет все его усилия для единения с Абсолютом.
Основные признаки теософии
Теософское мышление имеет не менее пяти общих характерных черт. Во-первых, оно признает мистические явления. Во-вторых, оно держится эзотерики, т. е. считает, что за явным значением всякого священного текста есть более глубокий скрытый смысл. В-третьих, теософы интересуются оккультными явлениями и принимают в них деятельное участие. В-четвертых, теософское мышление придерживается монистического мировоззрения, считая, что, несмотря на внешний дуализм, за всеми явлениями имеется единственная действительность. И в-пятых, идеи теософского мышления согласуются с религиозными и философскими понятиями, распространенными в Азии.
Заключение
То, что учение Теософского общества и ему подобные, являются культовыми, можно заключить на основе таких главных его идей, как монизм, учение о карме и перевоплощении, оккультизм, спиритизм и теория спасения человека своими делами. Самым опасным в практике теософского учения с точки зрения Библии является спиритизм. Теософы отвергают христианское учение о существовании диавола и злых духов. Тех духов, с которыми они вступают в связь через разного рода сеансы, они считают духами умерших родственников, друзей или вообще духами хороших людей или добрых адептов.
Последователей теософского культа можно найти во многих странах. Хотя их не так много, но теософские идеи, связанные с оккультизмом, нашли выражение в современном «Движении нового века». Вслед за Еленой Блаватской теософы верят в «Великое Белое Братство» адептов или махатм. Однако неудавшийся эксперимент с письмами Блаватской не дает основания верить в действительное существование такого братства. Несмотря на ее ложь, можно признать, что в таком оккультном движении, как Теософское общество, злые духи имеют полную свободу для своей деятельности и, когда им нужно, представляют доверчивым душам обманчивые свидетельства.
Глава 27
ЭКСТРАСЕНСОРИКА И ФЕНОМЕН А. М. КАШПИРОВСКОГО:
ОККУЛЬТНЫЕ МЕТОДЫ ИСЦЕЛЕНИЯ
Деятельность целителей в СНГ
Всякий, кто внимательно наблюдал за процессом перестройки в бывшем Советском Союзе, не мог не обратить внимания на быстрое и почти одновременное появление в государствах СНГ разного рода целителей и психотерапевтов. Сначала стали известны лишь некоторые лица занятий этого рода, о них писали газеты и журналы, были передачи по радио и телевидению. Люди услышали фамилии А. Р. Довженко, Алана Чумака, А. М. Кашпировского и других. Особенно стал широко известен с 1988 г. доктор А. М. Кашпировский благодаря целительным сеансам по центральному телевидению.
Кроме упомянутых лиц начали открыто действовать многие менее известные целители, экстрасенсы, колдуны, психотерапевты, астрологи, маги, йоги и т. п. Так продолжается до сих пор, их число растет, они проводят свои сеансы в Домах культуры, театрах, на стадионах и в частных квартирах. Все они обещают чудесную помощь физически и душевно больным людям. Например, «белая ведьма», Серафима Руденская, обещает исцеление души и тела, изгнание бесов, снятие наговоров и сглазов, а также благотворное действие через заряженную ею воду, соль, кремы, мази и т. д.
В конце сентября 1991 г. в г. Алма-Ата состоялся съезд почти двух тысяч колдунов, магов, экстрасенсов и других оккультных целителей. Целью съезда было обсуждение вопроса о том, как улучшить сотрудничество между собой и расширить сферу деятельности для «блага людей». Известия обо всем этом не сходят со страниц прессы, звучат по радио и телевидению. Рост целительской деятельности настолько противоположен вчерашней линии государственного атеизма, что продолжает шокировать многих, не привыкших к этому феномену.
Как понять такое явление
Следует сказать, что этот же самый феномен, если и не точно в такой форме, появился в странах Запада в начале шестидесятых годов. Он был связан с так называемым «Движением нового века». Сочетание теорий психологии и парапсихологии с идеями восточных религий, на фоне разочарования в материализме, и породили такого рода движение. Кроме других аспектов деятельности, оно занималось также целительством. Как бы то ни было, в начале восьмидесятых годов советский критик Е. Г. Балагушин так писал об этом:
«В условиях расширения масштабов распространения религиозно-мистических настроений в современном капиталистическом мире их влияние в наибольшей степени сказывается, с одной стороны, на средней буржуазии и связанных с ней кругах учащейся молодежи и интеллигенции... Они надеются возместить остро ощущаемый ими духовный вакуум пробуждением религиозного чувства, обратившись к нетрадиционным культам, либо пытаются найти утешение, нравственное равновесие и уверенность в себе при помощи «всеисцеляющих» средств мистифицированной психотерапии (которая во многом оказывается созвучной религиозной мистике Востока)»40.
Однако Балагушин не предвидел, что противоречия в атеистически настроенном обществе СССР станут еще большим толчком к пробуждению религиозности и целительства.
Мировоззрение интеллигенции в Российской империи перед революцией 1917г. можно объяснить, как склонное к религиозному мистицизму и оккультизму. Но с утверждением государственного атеизма явления эти были загнаны в подполье. Как только давление сверху исчезло, мистицизм и оккультизм дали себя знать с новой силой. Этому способствовало то, что в среде интеллигенции распространилось изучение психологии и религий. В социалистических странах атеизм оказался томительной тюрьмой для человеческого духа.