Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 76 из 80)

Отрицательные мнения врачей и корреспондентов

Отрицательную позицию в отношении к сеансам А. М. Кашпировского заняла редакция «Литературной газеты». То же самое можно сказать о Церквах — Православной и Евангельских христи­ан-баптистов.

В «Литературной газете» за 14 ноября 1989 г. помещена статья собственного корреспондента газеты Сергея Киселёва под названием «Цена сенсации оказалась непомерно высокой для киевлянки Леси Ершовой». Киселёв описывает свое интервью с Лесей Ершовой, одной из женщин, которую в ночь с 1 на 2 марта 1989 г. обезболивал А. Кашпировский во время операции в Грузии по телемосту Тбилиси — Киев. Ершова рассказала, как чувствовала «дикую боль» во время операции. Почему же она согласилась на операцию без анастезии? Во-первых, потому что безгранично верила в силу Кашпировского; во-вторых, потому что он обещал излечить ее многочисленные болезни и сделать так, чтобы она похудела; и, наконец, потому что он обещал возить ее за границу, как рекламу собственного метода


телевизионной анестезии. Однако все это оказалось не так. Ершова перенесла ужасную боль, а вместо вознаграждения Кашпировский отказался выполнить свои обещания.

Затем в той же «Литературной газете» в номере от 13 декабря 1989 г. помещены на тему сеансов Кашпировского пять критических статей и дан заключительный комментарий от имени отдела эконо­мики и науки «ЛГ». Название статей говорит за себя. Мы их приво­дим: «Обманутые надежды» академика АН СССР Н. Блохина; «Распутинщина на пороге?» доцента и ученого секретаря правления Ленинградского научного общества невропатолога А. Архангельско­го; часть статьи Георгия Шевкунова «...А душе своей повредит», которая полностью напечатана в «Журнале Московской Патриар­хии» N 12; «Опасное шоу» члена-корреспондента АМН СССР Н. Мисюка; «Чего не видит пациент» (в сокращенном виде) англий­ского психотерапевта Дж. Мейсона из журнала «Нью Стейтсмен» под оригинальным названием «Против терапии».

Критики А. Кашпировского в России выразили свое осуждение по-разному. Доцент А. Архангельский называл его «новым Распути­ным», а его сеансы «психическим Чернобылем». Академик Н. Блохин уподобил его деятельность работе средневековых колдунов и знахарей. Корреспондент Н. Мисюк высказался, что он экстрасенс и гипнотизер, который театрализированными «чудесами» пытается отвлечь внимание публики от реальных проблем современной жизни.

Особенно серьезные обвинения в адрес Кашпировского высказали доцент Архангельский и академик Блохин. Они считают его настоящим гипнотизером. Только, по их понятию, деятельность Кашпировского намного опаснее, чем это допускает Файвышевский. Она заключается в том, что Кашпировский лишь временно удаляет симптомы недугов у людей. На самом деле он ставит пациентов в более опасное положение, так как их болезни остаются. Через некоторое время симптомы возвращаются. Человек чувствует себя намного хуже, потому что запустил болезнь. Если бы он не подвергся гипнотическому внушению Кашпировского, то раньше бы обратился к врачам за помощью. Академик Блохин высказался так:

«Объявив о начале подобных сеансов, телевидение совершает преступление перед больными, отвлекая их от научно обоснованного лечения. Под действием телепропаганды они откажутся от реально действующих методов и станут жертвами невежества пропагандис­тов.

Целый ряд онкологических больных, об успехах в лечении которых заявляет в своих телесеансах А. Кашпировский, уже


находятся в онкологических учреждениях. Врачи их могут подтвердить, что рекламы психотерапевта не соответствуют действи­тельности»41.

Отрицательное отношение служителей Церкви

Критика со стороны православных и баптистских Церквей обращает внимание на духовную опасность сеансов Кашпировского. В статье под названием «Не участвуйте в делах тьмы» в «Журнале Московской Патриархии» N 2, декабрь 1989 г., стр. 44, Георгий Шевкунов, не упоминая фамилии Кашпировского, написал о его телесеансах следующее:

«Всякому, кто хоть раз бывал на акте экзорцизма, стоит только взглянуть на экран во время сеанса «исцеления» и увидеть людей, впавших в транс, помимо своей воли танцующих, смеющих­ся и плачущих, чтобы ясно понять: они ведут себя в точности как люди, одержимые силами, которые в православной практике называ­ются бесами, или нечистыми духами. И у нас уже не возникает вопроса, почему «исцелитель» настойчиво приказывает таким паци­ентам быть сдержаннее: в состоянии одержимости люди могут на­чать вести себя бурно и непредсказуемо, если дух, руководящий ими, полностью овладеет человеком».

Иначе говоря, православная Церковь высказала мнение, что деятельность Кашпировского — от диавола. То же самое выразил от имени евангельских христиан-баптистов Л. Сергиенко, пресвитер в городе Мытищи. В газете «Христианское слово» в декабре 1989 г. он написал:

«О, как глубоко заблуждается тот, кто хоть на мгновение подумал, что все это благо, такой человек не знает, к какому пе­чальному концу приводят подобные подарки от диавола — отца лжи. Сатана борется против Иисуса Христа. Он ведет эту борьбу особенно усиленно в наши дни, предчувствуя, что недолго осталось ему царствовать и совращать людей.

Нужно только признать, что «целители» обладают реальной силой, действительно, несколько способной улучшить физическое здоровье. Но те, кто рекламирует их помощь, умалчивают о том, что после таких сеансов у пациентов значительно сокращается жизнь: они умирают раньше, чем если бы они пользовались традиционной медициной. Имеются статистические данные, подтверждающие этот факт».

41. Н. Блохин. Обманутые надежды. «Литературная газета», 13 декабря 1989 г., с. 13.


На основании приведенных выше материалов можно понять, что если есть у А. Кашпировского много поклонников, то также есть и много серьезных критиков, которые считают его деятельность вредной, как в отношении физического здоровья, так и духовного благополучия людей.

Защита себя Кашпировским

В газетных интервью и публичных выступлениях А. М. Кашпировский опровергает все предъявляемые ему обвинения. Что касается гипноза, он высказался так: «Я не пользуюсь гипнозом... — Боже упаси! Гипноз — тяжкое наследие психотерапии прошлого, когда считалось, что сначала нужно оболванить человека, а потом внушить ему какую-то истину. Это заблуждение!» О своем методе он сказал следующее: «Я пользуюсь другим — внушением наяву, убеждением, кое-чем еще» (курсив мой. — Н. П.) и пояснил: «В течение двадцати лет я разъезжал по стране от общества «Знание», выступая с лекциями и так называемыми «психологическими опыта­ми», которые были связаны с внушением, самовнушением, процесса­ми саморегуляции и т. д.». Сравнивая свой метод с методами других терапевтов, Кашпировский говорит: «Главное же отличие моей работы от деятельности других психотерапевтов это то, что я влияю на внутренние органы человека, на кожу, на связки — иными словами, на то, чего избегали касаться все остальные».

Согласно Кашпировскому, правда на его стороне. Он не согла­сен с уподоблением себя Распутину или средневековому колдуну. Он хотел бы создать школу, которая ускорила бы изучение новых ас­пектов психотерапии, связанных с биохимическими исследованиями.

В интервью, данном «Правде», в статье под названиенм «Чудо в том, что чуда нет», А. М. Кашпировский пояснил, что метод его терапии связан с созданием «установки на исцеление» в пациентах. Его можно применить путем слова, жеста, молчания и вообще всего, что может подсказать интуиция в нужный момент. Кашпировский дал знать, что важную роль в его целительской работе играет чув­ство обратной связи с пациентом, которое является как бы «чтени­ем» другого человека. Поэтому, как мы заметили, «внушение, самовнушение и саморегуляция» играют в методе Кашпировского важную роль. По его мнению, это не какое-то чудо, а является чем-то естественным, это закон, который обнаружил Кашпировский.

Уважительные слова о Евангелии

Кашпировский не соглашается также с мнением церковнослу­жителей, что его сеансы связаны с силами тьмы. Личное отношение


к религии и Евангелию он высказывает так:

«Мое отношение к религии самое почтенное. Я бесконечно уважаю религию, а Евангелие — одна из моих любимейших книг. Это подлинный кладезь мудрости, и я думаю, что еще не все свя­щенники проникли в эту книгу до самых ее глубин. Сам я постоянно нахожу там для себя все новые и новые откровения».

Что касается своего целительского метода, Кашпировский отождествляет его с деятельностью Христа, как Сам Спаситель ее суммировал в Евангелии от Матфея 5:17. Он говорит об этом так:

«Суть моего метода заключается в словах Иисуса Христа. Господь сказал: «Не нарушить закон я пришел, но исполнить». Поверив в эти слова, я приблизился к пониманию истины, заложен­ной в сути вещей. Отбросив все искусственное, ненужное, я пошел напрямик, кратким путем к тайникам подсознания. Познав эту тайну, я вызвал к жизни, заставил работать эти древние структуры, что и вызвало реакцию со стороны соматики» (греческое слово сома означает тело).

Своим пациентам Кашпировский хочет внушить слова, ска­занные Христом при исцелении двух слепых: «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто об этом не знал» (Мф. 9:29). Кашпировский хочет, чтобы люди верили в его спо­собность исцелять. Вероятно, поэтому фильм о нем, показанный киевским телевидением, был назван: «И воздается тебе по вере твоей».