Смекни!
smekni.com

Известный австралийский богослов и проповедник Н. Порублев всесторонне исследует происхождение и сущность наиболее распространенных культов в контексте мировых (стр. 8 из 80)

Библия учит иначе. Она говорит, что спасение не от дел, а через покаяние и веру во Христа. Грешник может получить прощение даже в последний час своей жизни, если покается и обратится ко Христу, умершему заступнической смертью за людей на кресте: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас. Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8—9). Мы получаем «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:24-25).

6. По отношению к проблеме добра и зла. Ввиду того, что согласно учению ряда культов, особенно восточных, всё существующее есть одно и всё есть Бог (у них, вернее, бог), их последователи не признают основного противостояния между добром и злом в духовном мире. Как добро, так и зло в их понимании, являются проявлениями одной и той же божественной действительности. Они противоположны только на уровне видимой материальной жизни. Однако с точки зрения высшего, монистического и пантеистического бытия, никакого противостояния нет. Поэтому идеи добра и зла по отношению к основной сути вещей — про­сто иллюзия. Неудивительно, что в движениях, придержива­ющихся такого верования, вопрос спасения человека не связан с вопросом морали или нравственности. Он связан с чем-то другим. Культы и религии, отвергающие противостояние между добром и злом, не проповедуют или не считают важным услови­ем для спасения необходимость покаяния. Они не видят также смысла в том, чтобы делать добро и заниматься благотворитель­ностью.


Это полностью противоречит учению Библии о Боге, о челове­ке и о нравственности. На всем своем протяжении — от самых первых до последних страниц — Библия учит, что Бог свят, добр и любвеобилен, что Он осуждает грех и зло, в какой бы форме они ни проявлялись. Его закон (данный через Моисея) показывает вину человека, а Его жертва (Христос на кресте) говорит как о непримиримом отношении Бога ко греху, так и о Его любви к грешнику. Добро и зло, по Библии, несовместимы и непримиримы. «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Бо­жий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь...» (Втор. 30:15,19).

7. По отношению к личности человека. В соответствии с идеями монизма и пантеизма в восточных культах и религиях челове­ческая личность, или индивидуальность, не важна. Важна пантеистическая или монистическая тотальность (всеохватность) мира, к которой каждый человек должен стремиться. Идея существования отдельной личности, согласно такому учению, является на деле иллюзией. Чем скорее человек изба­вится от сознания собственной личности, тем лучше. Все равно человеческая личность рано или поздно должна раствориться в едином бытии, как капля воды растворяется в океане. Капля, существовавшая отдельно и упавшая в океан, уже есть в океане, но в то же самое время ее там нет. Она растворилась в его водах, и поэтому отдельной капли не существует. Так и лич­ность, согласно этому учению, подобно капле, должна изба­виться от ощущения своей неповторимой ценности, ибо в мире, где царит всеобщность, она не представляет собой ценности.

Библейское учение противостоит такому пониманию, и это естественно. Самое высшее, что есть на небе и на земле, — это разумная личность. Она обладает самосознанием. Она имеет права, которые должны защищаться Законом Божиим и законом человеческим. Чем в меньшей мере человек осознает себя лич­ностью, тем менее разумным существом он является. Самой ве­ликой личностью является, по Библии, Бог: «Разум Его неисследим» (Ис. 40:28). Бог создал человека по образу и подобию Своему. Поэтому человек является отдельной, сознающей себя и ответственной личностью. Бог желает иметь общение и вести диалог с личностями. Только личность можно привлекать к от­ветственности, только от личности можно требовать исполнения нравственных законов: «Итак соблюдай заповеди и постанов­ления и законы, которые сегодня заповедую тебе исполнять» (Втор. 7:11). По Библии, личность человека важна и сохранится


в вечности: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22:3—4).

8. По отношению к вопросу, кем является человек. Согласно вос­точному пантеизму, где всё существующее считается богом, человек как неотъемлемая часть общего, как всякая вещь вооб­ще, тоже является богом. Поэтому культы и религии, основыва­ющиеся на пантеистическом мировоззрении, исповедуют также божество человека. Согласно восточным и синкретическим культам, человек был, есть и будет богом. И чем скорее он осознает себя богом, тем лучше для него. Так, один из псевдохристианских культов, известный под названием мормонизма, считает человека потенциальным богом. Человек, по учению мормонов, может достичь состояния божества через их веру.

Библия, будучи откровением Бога, говорит о том, что человек как создание Божие не является Богом и не может стать Им. Библейское учение о Боге логически исключает возможность человеку или ангелу, созданным Богом, всецело уподобиться Ему или стать одним с Ним существом. По Библии, Бог вечен и всемогущ, а человек суть тварь, зависящая от Него, как в материальном, так и в нравственном отношении. И потом — разве могут быть два или более богов, которые были бы равно всемогущими? Их одновременное существование ограничивало бы могущество друг друга. Всемогущим может быть только один Бог. Поэтому Новый Завет, говоря о всемогуществе Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа, — подчеркивает их су­щественное единство (Иез. 28:9; Ин. 1:1—3; 1 Тим. 6:16). Со­гласно Библии, Бог создал человека по образу и подобию Свое­му. Он является самым высшим из творений Божиих, но, не­смотря на это, навечно останется человеком и ему не дано достичь состояния всемогущества Бога.

9. По отношению к душе человека. Восточные культы и религии, в частности индуизм и его разновидности, рассматривая душу человека как составную часть пантеистического мира, считают, что она в своем существовании не имеет ни начала, ни конца. После смерти тела душа может вновь воплощаться в других телах, и процесс этот бесконечен. Некоторые культы учат прямопротивоположному: со смертью тела умирает и находив­шаяся в нем душа.

Согласно библейскому учению, душа, созданная Богом, пре­бывает вечно. Почему в Библии ничего не говорится о сущест­вовании души до сотворения человека? Потому что это связано с учением о сотворении человека: «И создал Господь Бог


человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). По Библии, всё, кроме Бога, имеет начало, включая духовные ангельские существа и душу человека, которую Он создал. Душа не перевоплощается после смерти тела. Она попадает в потусторонний мир спасен­ных или погибших, в зависимости от отношения человека к искупительной жертве Христа на кресте в земной жизни (Евр. 9:27). Говоря о душе, мы не ставим перед собой задачу в той или иной степени рассмотреть богословский вопрос, есть ли разница между душой и духом человека или эти названия являются синонимами. Мы просто говорим о духовной стороне человеческого существа, которое, мы верим, продолжает сущес­твовать после смерти тела.

10. По отношению к вопросу, в чем заключается основная проблема земной человеческой жизни. Все религии признают, что человек — существо несовершенное, далекое от идеала. Он всегда чего-то ищет. Ему чего-то не хватает. Он мучается, стараясь обрести желанное состояние вечного благополучия, или вечного счастья. Иначе говоря, жизнь человека на земле сопряжена с решением очень серьезной проблемы. Какой? В зависимости от того, как формулируется эта проблема той или иной религией, предлага­ются и пути ее решения. Согласно мировоззрению восточно-языческих религий, проблема человека заключается в его неве­жестве. Он не обладает надлежащим знанием, и от этого проис­текают все его беды. Чтобы разрешить проблему, он должен достичь особого знания путем религиозного просвещения. По­этому в восточных религиях важную роль играют слова «зна­ние» и «просвещение», ибо знание может победить плен мате­рии и освободить душу как от страданий, так в конце концов от повторных телесных воплощений. Но, согласно Библии, знание не решает проблемы человека. Еще в Эдемском саду змей дал Еве совет: «...откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (курсив мой. — Н. П.) (Быт. 3:5). Совет этот был ничем иным, как бунтом против Бога и привел челове­чество к потере истинного благополучия.

По Библии, проблема человека заключается в его волевом отношении к Богу и Его образу жизни на земле. Иначе говоря, проблема человека находится в его воле. Пророк Исаия за сотни лет до Христа написал: «Все мы блуждали как овцы, соврати­лись каждый на свою дорогу...» (курсив мой. — Н. П.) (Ис. 53:6). Прародители рода человеческого, о которых мы читаем в Книге Бытия, знали волю Творца, однако они отвергли ее, послушались искусителя, решив, что могут сами определить


свой образ жизни и собственными усилиями создать свое счастье. Обращаясь к Адаму, Господь дал ему понять это в словах: «...Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Ответом было: «...Я ел» (Быт. 3:11—12).

Человек — единственное из всех творений — имеет свободную волю. Он может избрать и то, что не согласуется с волей Божией. Собственная воля, противопоставленная воле Божией, явля­ется проявлением эгоизма и бунта против Бога. Каждый, ищу­щий собственной выгоды, стремящийся удовлетворить свои желания, не думая о других, способствует проявлению зла. И люди начинают ненавидеть друг друга, красть, убивать, нару­шать чистоту брачных уз, лгать. А что касается невежества, Библия говорит, что избрав недобрый путь, человек утратил и знание истинного Бога (Рим. 1:21—22). В этом ему помог глав­ный противник воли Божией — диавол, который назван в Еван­гелии «богом века сего», ослепившим умы людей (2 Кор. 4:4).