Смекни!
smekni.com

Приказ Народного комиссара обороны Союза сср №227 50 (стр. 8 из 11)

23 ноября в Сталинграде в окружение попало 270 000 человек. Из них 25 000 были ранены и эвакуированы на самолетах. 150 000 солдат вермахта погибли в боях и от голода. В плен было захвачено 90 000[69].

Начавшееся 19 ноября наступление частей РККА все же застало германское командование врасплох. Операция «Уран» была хорошо организована. По другую сторону фронта царила растерянность и паника. Немецкие части вводились в бой по частям и не могли ничего сделать. Упрямство Гитлера привело к гибели 6-ю армию. Падение «крепости Сталинград», как в ноябре назвал город Гитлер, привело в последствии к крупному наступлению советских войск. Но те события уже отношения к битве на Волге уже не имеют.

Заключение.

Отвечая на первую проблему, был ли Сталинград изначальной целью немецкого наступления, можно сказать следующее – да, поскольку наступление на Сталинград было запланировано Гитлером еще 5 апреля 1942 года (то есть почти за 1,5 месяцев до русского наступления под Харьковом). Поражение Юго-Западного фронта летом 1942 г. под Харьковом лишь усугубило ситуацию в начальном периоде обороны Сталинграда, когда он оказался практически без защиты (и в смысле фортификационном – т.е. отсутствие сколько-нибудь стоящих укреплений, и в смысле недостатка численности войск, оборонявших город).

Формально, по большинству показателей части Красной армии превосходили немцев по живой силе на 600 тысяч бойцов, по танкам – почти на 1000 боевых машин, и уступали на 500 орудий и минометов, а также на 1/4 в авиации.

Для любителей сравнивать только количество боевых единиц (особенно танков) складывается впечатление об относительном равновесии сил противников и даже преимуществе Красной Армии (имеются ввиду трагические дни начала войны). Но это соотношение только кажущееся. Одними танками войну не выиграть. Очень часто вообще не учитывается такая важная часть любой армии, как автотранспорт. Большинство частей РККА вынуждены были передвигаться с рубежа на рубеж в пешем порядке. А передвигаться пешим порядком это значит вводить свои силы в бой частями, то есть терять то самое превосходство на бумаге. В 1942 году Красная армия еще продолжала, образно выражаясь, наступать на грабли, разложенные в первый год войны. Автотранспорту и взяться было не откуда – количество потерянных в 1941 году автомобилей и тракторов-тягачей (немецкие солдаты полюбили советский транспорт, перешедший к ним в качестве трофеев) было огромным и исчислялось десятками и даже сотнями тысяч машин. Причем речь идет не только о тех, которые были на вооружении РККА, но и тех, что должны были быть мобилизованы перед началом боевых действий. Однако известно, что большая часть заводов была к 1942 году эвакуирована, либо была вне зоны боевых действий и могла бы восстановить потери в автотранспорте. Но все дело в том, что большая часть этих заводов была перенацелена на выпуск бронетехники. Поставки союзников в 1942 году только начинались, хотя позже они окажут немалую помощь, в том числе и грузовиками. Отсутствие автотранспорта и тягачей в 1942 г - это потеря скорости и маневренности пехоты, это отставание артиллерии от наступающих сил или брошенные орудия при отступлении, это, наконец, не подвезенные боезапас и горючее.

Еще одной проблемой Красной армии была слабая разведка (особенно авиационная), отсюда вытекают большие промахи в ожидании ударов со стороны немцев и построения своей обороны. С этим обстоятельством во многом связана катастрофа, произошедшая под Харьковом, когда в районе наступления войск Тимошенко оказались сосредоточены основные силы вермахта.

С середины 1942 года ошибки начинает совершать уже немецкое командование. Одной из самых главных стало разделение группы армий «Юг», фактически приведшее к затяжным боям в Сталинграде. Отступающие части РККА были вынуждены сконцентрироваться в городе. Во время боевых действий 1941 года части Красной Армии были распылены по участкам линии фронта. Это большой минус войны в обороне – войска противника, обладая инициативой, даже при меньшей численности, могли достичь большой концентрации на определенных участках и прорывать линию фронта, заходя в тыл остальным частям. В Сталинграде же плотность частей была достаточно высокой, что во многом способствовало отражению ударов вермахта. Бои среди руин также не благоприятствовали немцам: они лишились поддержки артиллерии и авиации. Тяжелые бои на улицах делали сражение затяжным, что также было не на руку наступавшим.

Бросив главные части в Сталинград, где они непременно обескровливались, германский штаб поставил на фланги слабые части союзников. Фронт был сильно растянут. У Германии уже не хватало сил держать Восточный фронт с помощью одного вермахта. Положение группы «Б» также сильно осложнила внезапность (несмотря на все предупреждения разведки, ничего в ответ предпринято не было) удара. Немецкие резервы, вводясь по частям, ничего не могли сделать против наступающих частей РККА. Кроме того, 6-я армия бездействовала: она не пыталась отойти на запад, вырваться из кольца после окружения. Паулюс чрезмерно надеялся на деблокирующий удар войск Манштейна. Командующий 6-й армией проявил крайнюю нерешительность в сложившейся ситуации, что еще более усугубило положение его солдат (примером может послужить перегруппировка войск внутри котла для так и не состоявшегося прорыва, а это и затраты топлива, и оставление своих позиций). Нерешительность эта во многом вызвана тем, что Гитлер не хотел отступления и приказал удерживать город. Можно предположить, что бы ожидало Паулюса, если бы он не выполнил приказ фюрера.

Советское командование сумело (пусть и в последний момент) фактически закрыть намечавшийся прорыв группы Гота, оно предопределило гибель окруженной в Сталинграде группировки противника, уничтожив (ценой нескольких танковых бригад) в рейде на Тацинскую и Морозовск практически всю транспортную авиацию немцев.

Советские войска на протяжении всего 1942 года проходили школу войны. Битва под Сталинградом выявила изменения в соотношении сил на советско-германском фронте. Она стала первым сокрушительным поражением вермахта. Именно под Сталинградом зародились ростки будущих побед советских войск.

Библиографический список.

1. В.И. Чуйков. Начало пути. М.: Военное издательство министерства Обороны Союза ССР. 1959.

2. Гальдер Ф. Военный дневник. Перевод с немецкого т. 3. Кн. 2. М. Воениздат 1971

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М.: Просвещение.2002

4. Дирих В. Бомбардировочная эскадра «Эдельвейс» История немецкого военно-воздушного соединения / пер М.В. Земфирова. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

5. Загладин Н.В. История России и мира в XX веке. М.: Русское слово.2003.

6. Затянувшийся блицкриг. Германские генералы о войне в России. М.: Яуза, Эксмо. 2006.

7. Ласкин И.А. У Волги и на Кубани. М.: Воениздат. 1986.

8. Манштейн Э. Утерянные победы. М. 1957(м: Аст; СПБ Терра Фантастика, 1999)

9. Моргунов М. Сталинградский котел. Вокруг света №7 2003.

10. Мюллер-Гиллербранд. Сухопутная армия Германии 1939-1945. т. 3 м. Воениздат 1976.

11.Солдат ХХ века/Эрих фон Манштейн / пер. с нем. Е.В.Пономаревой. М.:АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига. 2006.

12. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. М. Издатинлит 1956.

13. Шретер Х. Сталинград. Великая битва глазами военного корреспондента / пер. с англ. А.С. Нечаева. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

14. Ю.В. Емельянов. Хрущев. От пастуха до секретаря ЦК. М.: Вече. 2005.

15. www.stalinism.narod.ru

Приложение.

ПРИКАЗ
Народного комиссара обороны Союза ССР №227

28 июля 1942 г.
г. Москва

Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа. Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором.

Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.

Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.

Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского Союза - это не пустыня, а люди - рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, - это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше - значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.