Смекни!
smekni.com

Социологическое видение еврейской культуры (стр. 3 из 5)

Основой цивилизации по Хантингтону является язык и религия. Именно они служат своеобразной осью, вокруг которой образуются цивилизации, как полиэтнические и макрокультурные образования.

В рамках своей теории Хантингтон выделяет Западную, Исламскую, Индуистскую, Синскую, Японскую, Латиноамериканскую, Буддийскую, Праволсдавную и (возможно) Африканскую цивилизации.

Если говорить о еврейской цивилизации, то её, как правило, отдельно не выделяют, ссылаясь на малочисленность её представителей, отсутствие множества культур, полиэтничности. Однако с учётом ряда допущений евреев вполне можно рассматривать в качестве представителей ещё одной цивилизации, чем небезуспешно и занимаются некоторые ученые – социологи и антропологи (например, М.А. Членов). Метаязыком еврейской цивилизации служит иврит, множество этнолингвистических (или субэтнических) групп евреев вполне отражает суть понятия «полиэтничность», а культура евреев в разных странах мира может значительно различаться.

Возникновение государства Израиль в 20 веке в рамках цивилизационного подхода может толковаться неоднозначно. С одной стороны, любая цивилизация должна опираться на ядро – ее своеобразный географический и политический центр. С другой стороны, по мнению некоторых ученых, социальные процессы, происходящие в самом Израиле, способствуют превращению довольно пестрой и неоднообразной еврейской цивилизации, рассеянной по всему земному шару, в монотонную нацию, сконцентрированную в одном государстве.

Цивилизационный подход к такому историческому явлению, как еврейский народ, является одним из базовых в данной работе.

Современный Израиль

Современный Израиль представляет собой вместительный «плавильный котел», который является своего рода моделью всей еврейской цивилизации, отражая этнолингвистический состав населения, разнородный с точки зрения культуры. Цивилизационная теория, в рамках которой язык и религия выступают, по Хантингтону, основными осями, формирующими цивилизации в виде полиэтнических и макрокультурных образований, находит свое отображение в реальных фактах и статистике, посвященной современному состоянию еврейской части населения Израиля. Помимо евреев, принадлежащих к разным подгруппам, которые были упомянуты ранее, в Израиле проживают арабы, бедуины (арабы-кочевники), караимы (представители секты, которые отделились от основного религиозного течения – иудаизма), самаритяне (потомки населения Самарии, происшедшие из смешения евреев с жителями из других районов Вавилонии), черкесы (народы Абхазии, Северного Кавказа), христиане и некоторые другие национальные меньшинства.[10]

Теория глобализации[11]

Глобализация обычно рассматривается как процесс экономической политической и культурной унификации в масштабах всего мира. Основные принципы ведения хозяйства, политического устройства и культурные элементы распространяются по всему миру, сближая и переплетая культуры различных человеческих обществ из разных стран мира. Унифицируется всё – от параметров выпускаемой повсеместно продукции до образа жизни, который в той или иной мере навязывается СМИ и привносится в существование людей через искусство (например, кино).

Особенно важен для нас тот факт, что на фоне международных культурных явлений происходит вытеснение национальных. В какой-то степени глобальным является распространение демократии как политического устройства общества (по крайней мере формально). Это приводит к формальному отказу от притеснений национальных меньшинств, что также является ключевым фактором при исследовании особенностей того или иного народа как социального объекта.

Таким образом, с тех пор, как тенденции глобализации привели к открытию международных границ, появились новые виды транспорта, а информация стала распространяться намного быстрее, жизнь и статус евреев во многом изменился. Их культурная и социальная изоляция (как навязанная, так и добровольная) стала в большинстве случаев невозможной, что не замедлило сказаться и на роли религии в самоидентификации еврея.

В условиях глобализации нет больше места сильной и централизованной еврейской общине – необходимость в сосуществовании в рамках замкнутого социально и ограниченного территориального пространства отпала. Еврейская община в рамках одного местечка уступила место международным еврейским организациям, действие которых во многом приводит к унификации еврейской культуры повсеместно.

Вытеснение элементов еврейской культуры элементами интернациональной также дает знать о себе. Чем быстрее распространяются последние, тем сложнее еврею в любой стране продолжать следовать привычному образу жизни – носить традиционную одежду, употреблять ритуально чистую пищу. Незыблемыми эти традиции остаются лишь в значительно поредевшем религиозном слое. Впрочем, эта сторона глобализации не делает евреев своим уникальным объектом воздействия. Однако в случае с этим народом религия являлась основой самоидентификации в отличие от других народов, отошедших от веры – у большинства есть почва для национальной самоидентификации.

Cтруктурно-функциональная теория культур А. Рэдклифф-Брауна

Наиболее яркими представителями функционализма считаются Б. Малиновский и А. Рэдклифф-Браун. Решающие влияние на становление этого направления оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Суть этой теории лучше всего раскрывает следующее утверждение: культура должна рассматриваться как целостное образование, которое при этом состоит из элементов, частей. Рассматривая культуру здесь и сейчас (а не в историческом контексте), сторонники функциональной (или структурно-функциональной) теории культур пытаются разложить её на основные составляющие. При этом важно отмечать связи между ними, что позволяет раскрыть механизмы действия и воспроизводства социальных культур.

В данном контексте каждый подобный структурный атом рассматривается не как пережиток или отмирающее наследие прежней культуры, а как важнейший культурный элемент, выполняющий какую-либо функцию; своего рода звено, без которого культура сама по себе существовать не может. Само же понятие «функции» носит два значения. Первое – это непосредственное указание на роль элемента культуры по отношению к целому. Второе – обозначение зависимости между частями культуры.

Применяя данную теорию к еврейским общинам различных эдот за пределами Израиля, можно убедиться, какую важную роль играют кажущиеся пережитками традиции справления еврейских религиозных праздников.

Функция этого явления в контексте еврейской культуры (то есть роль этого элемента культуры по отношению к культуре, как к целому) чрезвычайно важна: соблюдение хотя бы ряда традиций позволяет еврейским детям с ранних лет обрести еврейскую самоидентификацию и определять себя, как наследника многовековой культуры, хотя и не религиозного адепта и не представителя нации в полном смысле этого слова. Справление религиозно-исторических праздников, определенная атрибутика в одежде и многое другое в еврейской культуре выполняет функцию интеграции как общин Израиля, так и общин стран диаспоры. Сегодня предписанные ритуалы большинством евреев исполняются не до конца, а лишь в некоторой символичной форме, однако при этом лишь немногие полностью отказываются от, по крайней мере, частичного их выполнения. Если же ритуалы исполняются в полной мере, то лишь в ортодоксальных и ультраортодоксальных еврейских кругах.

Здесь особо важным структурным элементом еврейской культуры является синагога – один из важнейших общинных центров евреев по всему миру. Синагога после разрушения Храма исполняет функции основного института еврейской религии. Она служит местом общественного отправления культа и центром религиозной жизни общины. Сегодня синагога, благодаря многочисленным международным еврейским организациям, также является местом обучения и преподавания Торы и еврейских традиций и детям, и взрослым. Именно посредством синагог или в самих же синагогах с помощью служащих в ней религиозных авторитетных лиц, раввинов, совершаются самые важные религиозные церемонии в жизни каждой еврейской семьи – будь то посвящение мальчика в совершеннолетие по достижению возраста 13 лет или свадьба, которая предполагает официальное оформление традиционного брачного договора раввином. Раввины - люди, имеющие звание, присваиваемое по получении высшего еврейского религиозного образования, дающего право возглавлять конгрегацию и общину, быть членом религиозного суда и, наконец, преподавать в иешиве, высшем религиозном учебном заведении, предназначенным для изучения Талмуда. Другими словами, институт религии в еврейской культуре пронизывает все сферы жизни еврейских общин: начиная с советов по кулинарным вопросам, заканчивая серьезными философскими вопросами. [12]

В Израиле, как в стране, где национальное самосознание всё ещё проходит стадию формирования, элементы культуры (часто собранные из культур разных эдот) постоянно трансформируется, что представляет собой интересный социологический феномен.

Символический интеракционизм Дж. Герберт Мида.