Смекни!
smekni.com

Социологическое видение еврейской культуры (стр. 4 из 5)

Мид Джордж Герберт – американский философ, социолог, социальный психолог, заложивший основы символического интеракционизма. «Мид подчеркивал, что его особо интересует практическая сторона того, как общество воздействует и контролирует умственные процессы индивидов и, соответственно, их поведение, а также то, как люди принимают, отвергают или изменяют нормы социального взаимодействия»[13]. Отрицая изначальную данность людям разума и сознания, Мид подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическое окружение». Согласно концепции Мида, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств – символов, к которым он относил жест и язык. Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция «межиндивидуального взаимодействия», утверждавшая, что общение людей и установки индивида на объекты (на «других» и на «самого себя») порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных фактов.

То, как индивид воспринимает окружающую социальную действительность, обусловливается его опытом общения с другими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующими символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, отмечал Мид, «является результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой «обобщенного другого». Этот процесс принятия роли других людей («обобщенного другого») особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого «Я».

Что касается еврейской цивилизации, общины, семьи и, наконец, индивида, то постепенное включение во все эти три социальные системы последнего (индивида) пронизано, словно золотой нитью, символами – языком, к которому можно отнести и метаязык еврейской цивилизации – иврит и библейский иврит. Социальное взаимодействие еврея, начиная с самого раннего детства, ограничивается в основном еврейскими общинами, возможно, специализированными школами с уклоном в еврейскую традицию. Вся еврейская культура обогащена символами: начиная с еврейских праздников и заканчивая бытом. Наглядным примером символизма в еврейской культуре может послужить ношение религиозными мужчинами киппы или ермолки (круглую шапочку) черного или другого цвета, иногда с вышивкой, она символизирует скромность, смирение и благоговение перед Богом. По мере первичной и вторичной социализации, в своей семье и школе, синагогальной службе, соответственно, и, взаимодействуя с другими, мужчина самоидентифицирует себя как еврея, обязующего носить киппу в знак скромности и смирения перед Богом. Что же касается женщин, то внимание заостряется на принципе цниюта – в переводе на русский означающий «внутреннюю скромность» – а по законам скромности, девочки с 10-12 лет и женщины должны носить такую одежду, которая прикрывает значительную часть тела.

Структурной единицей общины является семья, в которой ребёнок с рождения окружён культурными символами еврейского народа, что, согласно рассматриваемой способствует формированию его, как индивида, интегрированного именно в данную культуру. В целом, внешний вид еврея, будь он мужчиной или женщиной, наполнен множеством символов и значений, за которыми закреплены как нормативные ценности, так и религиозные догмы. В процессе социализации не только перечисленное, но и многое другое из еврейской культуры, быта усваиваются индивидом, адаптируя его в той или иной общине.

Все еврейские праздники в основном являются ритуализированными церемониями, каждая из которых не меньше переполнена символическими действами, предметами и сценариями, частично повторяющими библейские и прочие канонические сюжеты. Пожалуй, праздники и символическая форма их справления – по сей день остаются той невидимой нитью, которая связывает евреев мира друг с другом. Например, символ меноры – семиствольного светильника является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов, интерпретации значения меноры насчитывают не один десяток.

Теория диффуционизма[14]

Теория диффуционизма связана с именем немецкого ученого, географа и этнолога Фридриха Ратцеля, который разработал теоретические и методические положения диффуционизма и создал антропогеографическую школу. Ратцель утверждает, что основным фактором формирования той или иной культуры выступает географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества.

Теория диффуционизма основывается на представлении о развитии культуры или о ее различных элементах как о процессе распространения их из одного или нескольких главных центров. Цель диффуционизма состоит в точном отображении пространственного развития и распространения культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей и центров их происхождения и так далее.

Евреи разных на протяжении веков опирались на религиозные и культурные центры, предопределявшие нюансы культурного развития той или иной этнолингвистической группы еврейского народа. Зачастую эти центры существовали параллельно (как, например, Вавилон и Иерусалим – два центра изучения Торы и Галахи, давшие жизнь двум Талмудам – вавилонскому и иерусалимскому, соответственно). Ориентируясь на тот или иной центр, евреи разных общин (особенно отдалённых от центра) часто наследовали культурные элементы видоизменёнными.

Священные тексты, найденные на местах существования общин в Средние века и в Новое время всегда безошибочно позволяют определить источник – центр распространения культурных элементов.

Если говорить о еврействе сегодня, то влиятельными центрами развития культуры различных эдот мира являются Израиль, в котором существует развитая сеть распространения элементов именно израильской культуры (например, при посольстве Израиля в РФ существует Израильский культурный центр), и США, где функционируют не менее влиятельные структуры. Объектом воздействия как тех, так и других, является в частности еврейство СССР и Восточной Европы, оторванное от своих культурных корней за годы существования в этих государствах социалистических режимов.

2.2.Построение концептуальной модели исследования

Концептуальная модель исследования – это понятийная сетка или система взаимосвязанных понятий, характеризующих состояние объекта и предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы. [15]

Функционально концептуальная модель исследования – это инструмент решения проблемы.

Система взаимосвязанных понятий, характеризующих состояние объекта и предмета исследования, выделяется из:

• во-первых, формулировки темы исследования;

• во-вторых, теорий, выступающих в качестве основы исследования объекта и предмета.

В рамках данной курсовой работы, «Социальное видение еврейской культуры», целесообразно выделить следующие понятия из:

А) формулировки темы исследования – «Социальное видение еврейской культуры»

1. еврей

2. еврейский

3. культура

Б) теорий, выступающих в качестве основы исследования объекта и предмета исследования

1. цивилизация

2. язык

3. религия

4. этнос

5. полиэтничность

6. еврейская община

7. унификация

8. самоидентификация

9. национальность

10. обряд/обычай

11. символ

12. праздник

13. традиция

14. иудаизм

15. диаспора

16. семья

17. патриархат

18. глобализация

19. синагога

2.3. Концептуализация понятий исследования

Евреи народ, исторически восходящий к древним семитским племенам (древним евреям), сейчас живущий в Израиле и во многих других странах диаспоры;
Еврейский относящийся к евреям, их языкам (древнееврейскому, ивриту и идишу), национальному характеру, образу жизни, культуре, к Израилю а также к местам их проживания и расселения в диаспоре, их внутреннему устройству, истории;
Культура - совокупность всего, что создано или смодифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга (П.Сорокин) - это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У.Беккет)
Цивилизация - исторически формирующаяся на основе специфического, зафиксированного письменной традицией комплекса культурных текстов макрокультурная модель, определяющая пределы, внутри которых могут варьироваться формы культурного и социального выражения принадлежащих к ней человеческих коллективов (Членов М.)
Язык знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание, для общения людей (в отличие от формальных языков и других типов знаковых систем, также называемых языками в семиотике) и не созданный искусственно (в отличие от искусственных языков)
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (религиозную общину)
Этнос - группа людей общего происхождения, языка, родины, бытовой культуры, выражающейся в обрядовом и поведенческом комплексах
Полиэтничность - характеристика группы, указывающая на неоднородность ее этнического состава
Еврейская Община - евреи, проживающие в определенном населенном пункте, регионе, стране
Унификация - установление единообразия, приведение к единой форме
Самоидентификация - в социологии - осознание человеком своего членства в группе
Национальность - принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни
Обряд/обычай - общепринятая коллективная практика, как составная части богослужения
Символ - особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры
Праздник - день (или несколько дней подряд), посвященный памяти религиозного (исторического или легендарного) события или день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями
Традиция -универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи
Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение, на протяжении тысячелетий определявшее верования и жизненный уклад еврея
Диаспора - постоянное пребывание значительной части еврейского народа вне Израиля, а также территория поселений евреев вне Израиля
Семья - группа людей, объединенная кровными, правовыми (например, брачными) и территориальными связями
Глобализация - это процесс всестороннего сближения народов и стран, формирования единого международного сообщества.
Синагога - основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины

Из вышеприведенной концептуальной модели были выделены и сконструированы следующие переменные: