знание традиций,
использование языка (диаспоры)/метаязыка,
религиозная самоидентификация,
этикет в одежде,
соблюдение обычаев,
соблюдение ритуалов,
религиозные законы,
посещаемость синагоги,
национальность,
пол.
III. Заключение
Целью данной работы являлось раскрытие сущности явления «еврейской культуры» в контексте особенностей ее структуры, истории, происхождения, а также характерных черт. Для достижения обозначенной цели была предпринята попытка анализа теоретико-методологических подходов к изучению еврейства, в ходе которой были выделены главные особенности, характерные черты и основные пласты еврейской культуры.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что еврейство возможно рассматривать в качестве полноценной цивилизационной формы. Подобно прочим цивилизациям в рамках модели С. Хантингтона, в еврейской есть место полиэтничности, макрокультурности, зафиксированной в письменной традиции культурных текстов, метаязыку цивилизации, в роли которого выступает библейский иврит, и прочим элементам цивилизационной модели. Формы культурного и социального выражения принадлежащих к ней человеческих коллективов могут варьироваться. Еврейская семья является базовым структурным элементом более крупной социальной группы – еврейской общины. Те, в свою очередь, формируют эдот - субэтнические группы еврейской цивилизации.
Картина еврейства и закрепленной за ним еврейской культуры была рассмотрена с разных сторон и точек зрения посредством обращения к цивилизационному подходу и теориям символического интеракционизма, глобализации, диффуционизма и структурно-функциональной теории культур. В ходе работы над курсовой были выявлены следующие специфические черты еврейской культуры:
- цивилизационная природа еврейства
- культурная основа – иудаизм
- главные институты – семья, религия
- символическое соблюдение традиций в современном мире
Выполненная работа может являться основой для более детального исследования в области социологии и антропологии еврейского народа.
VI. Библиография
236 с.
23. Ионин Л.Г. Социология культуры. // М.: Логос, 1998. - с.9-12.
[1] Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001
[2] Тойнби А.Дж. «Постижение истории», М., 1991
[3] Членов М. « Еврейство в системе цивилизаций (к постановке вопроса)», Журнал "Диаспоры", №1, 1999г.
[4] Там же
[5] Там же
[6] Лацарус М. Этика юдаизма / под ред. М. Г. Моргулиса и Я. Л. Сакера; Одесса, 1903. 252 с.;
[7] Городецкий С. А. Рабби Леви Ицхок Бердичевский: К истории хасидизма. СПб., 1909. 34 с.
[8] Редакция энциклопедии, КЕЭ, том 6, кол. 778–783, Иерусалим, 1976-2004
[9] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603, [5] с.
[10] Редакция энциклопедии, КЕЭ, том 3, кол. 218, Иерусалим, 1976-2004
[11] Журавлев В. В. Глобализация: вызовы истории и ответы теории // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1. — С. 43-46.
[12] Редакция энциклопедии, КЕЭ, том 7, кол. 830–849, Иерусалим, 1976-2004
[13] Андреева Г.М.«Социальная психология», Аспект Пресс, 2008 г.
[14] Лурье С.В., "Историческая этнология. Учебное пособие для вузов", 1-е изд. М., Аспект Пресс, 1997. - 448 с.
[15] Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования: учебное пособие. – М.: КДУ, 2009. – 440 с.