Смекни!
smekni.com

Е. М. Скитер Александр I: личность и политика (стр. 21 из 30)

18 (30) мая между Россией, Англией, Австрией, Испанией, Пруссией, Португалией, Швецией, с одной стороны, и Францией – с другой, был подписан мирный договор (первый Парижский трактат). По его условиям Франция возвращалась к границам 1792 г.Из 38 немецких государств и четырех вольных городов (Гамбурга, Любека, Бремена и Франкфурта-на-Майне) был образован Германс­кий союз, руководящая роль в котором принадлежала Австрии. Авс­трия получила Венецию, Ломбардию и Иллирийские провинции. Анг­лия закрепила за собой Мальту, Ионические острова, Цейлон и Капскую колонию. Династия Бурбонов восстанавливалась во Фран­ции, Испании и Королевстве обеих Сицилий, Савойская династия – в Пьемонте (Сардиния). Союзные державы, участвовавшие в войне с Наполеоном, спустя два месяца должны были открыть в Вене конгресс для закрепления и развития политической системы, кото­рую утвердил Парижский договор.

§ 2. Священный союз

30 августа 1814 года император издал Манифест «Об избавлении державы Российской от нашествия галлов...», в котором благодарил русский нард за подвиги во славу отечества. 1 сентября 1814 г. Александр направился на конгресс в Вену, куда он прибыл 25 сентября. Между бывшими союзниками по антинаполеоновской коалиции существовали глубокие противоре­чия. Англия и Австрия стремились создать союз государств, направ­ленный против России. Для Александра I главным был польский вопрос, с решением которого он в значительной степени связывал проблему политического переустройства в Европе.

Польша должна стать самостоятельным королев­ством, а он – ее королем. Австрии отошли бы Венеция, Тироль, Страсбург, Далмация, а Пруссии – часть Саксонии. Но Александр с самого начала переговоров натолкнулся на решительный протест Австрии, Англии и Франции, не желавших усиления России. (Францию первоначально пригласили лишь для того, чтобы высказать свое мнение, однако Талейран добился того, что стал равноправным членом конгресса).

Александр стремился привлечь на свою сторону Пруссию. С этой и целью 16 (28) сентября между Россией и Пруссией было подписано тайное соглашение, по которому Россия признавала передачу Сак­сонии Пруссии и обязалась вывести из Саксонии свои войска.

Польский и саксонский вопросы были наиболее спорными. Авст­рия выступала против расширения границ Пруссии за счет включе­ния Саксонии. Англия была озабочена усилением, вли­яния России на Балканах и возможностью возрождения Франции. Такая расстановка сил привела к созданию антирусской коалиции.

3 января 1815г. (22 декабря 1814г.) Англия, Австрия и Франция подписали секретное соглашение, направленное против России и Пруссии.

Был создан план военной кампа­нии, которую решено было открыть к концу марта. Но в ночь с 6 на 7 марта 1815г. Меттерних получил со­общение, что Наполеон тайно отплыл с Эльбы. Перед лицом общей опасности соперничающие державы вновь сплотились. Вскоре стало ясно, что Бурбоны не могут рассчитывать на поддержку французского народа. Наполеон восстановил свою власть. 20 марта он вошел в Париж. Он обратился к европейским державам с предложением мира на условиях статус кво. Наполеон отослал Александру I забытый при бегстве Людовиком XVIII секретный договор от 3 января 1815 г. Но это ничего не изменило. Современники видели в произошедших событиях не столько личный успех Наполеона, сколько торжество революционного начала и ниспровержение принципов легитимизма. Европейские правители поэтому были настроены непримиримо. Была оформлена 7-я антинаполеоновская коалиция, включив­шая почти все европейские государства. Действующая армия союзни­ков достигала 600 тысяч человек.

Конгресс в Вене быстро завершил работу. 28 мая (9июня) был подписан его заключительный акт, включавший 121 статью. В нем содержались важнейшие соглашения, подготовленные в ходе работы конгресса. Согласно условиям, договора, большая часть герцогства Варшавского переходила к России. Поляки, подданные России, Австрии и Пруссии, должны были «иметь народных представителей и национальные госу­дарственные учреждения, согласно тому образу политического уст­ройства, которое каждое из правительств предоставит». Часть тер­ритории Саксонии переходила Пруссии. Были подтверждены положения первого Парижского трактата 18 (30) мая 1814г. Франция подлежала оккупации на пять лет.

Конечно, решения венского конгресса принимались в соответствии с интересами европейских правителей, а не народов. Однако конгресс, регламентировавший, в частности, формы дипломатических отношений в Европе, заложил основы общеевропейской системы межгосударственных отношений, просуществовавшей несколько десятилетий («Венской системы») и позволил Европе в течение почти сорока лет сохранять мир.

Во время «ста дней» Александр углубился в мистическую тематику. А.Ф. Вильмен говорил об Александре: «Речи его были смесью либера­льных идей с Библиею. Что в них общего?». В это время он познакомился с баронессой Крюденер, писательницей и мистиком. Она считала, что само Провидение призвало ее нравственно возродить человечество, быть посредницей между миром духовным и материальным. Баронесса изу­чала вместе с императором Библию и внушала ему, что его предназ­начение – вершить европейскую политику «в духе христианских принципов», что, впрочем, отвечало мыслям самого Александра…

Решающим столкновением, между армиями союзников и новой арми­ей Наполеона стала битва при Ватерлоо 6 (18) июня 1815г. Англо­прусские войска одержали окончательную победу. 10 (22) июня Наполеон вторично отрекся от престола. Победители вновь возвратились в Париж.

«После вторичного изгнания Наполеона, - пишет Н.А. Троицкий, - Александр I в некотором роде (как самый авторитетный государь) занял его место на континенте»[10]. Александр, по оценке современ­ников, стал арбитрам Европы. Он стремился использовать эту ситуацию для осуществления своих политических планов.

Наполеон на острове Святой Елены говорил своему секретарю Лас Казасу, что его целью было создание европейской федерации с общим конгрессом по американскому образцу для решения общих дел и охраны общего благосостояния. В федерации существовало бы «единство кодексов» и духовной культуры. Конечно, «федерация» Наполеона была бы объединением под господством французских вла­стей. Александр также искал пути к устойчивому объединению Ев­ропы. Венскую систему он не считал подлинной основой нового устройства Европы. Однако задуманное Александром объединение должно было базироваться на иных основах, чем те, которые были наследием революции и орудием Наполеона и грозили миру новыми потрясениями. Такие начала должны быть подавлены. Александр задумал скрепить союз великих держав – России, Пруссии и Австрии – актом, который основывался бы на заповедях Евангелия, на том абстрактном «законе Христовом», в котором Александр ви­дел залог законопослушности народов. Александр собственноручно набросал вчерне проект документа. Этот акт начинается обращением к Пресвятой и Нераздельной Троице. Державы, подписавшие акт, обя­зуются руководствоваться в управлении своими государствами и в международных отношениях «заповедями любви, правды и мира», «вечным законом Бога Спасителя». В этом принципе - единственное средство утвердить «человеческие постановления» на прочном основании. Примкнувшие к союзу монархи будут «соединены узами действительного и неразрывного братства», считая себя «как бы единоверцами», а своих подданных – «как бы членами, единого народа христианского». Своими государ­ствами монархи должны управлять как «отцы семейств». Союзники «во всяком случае и во всяком месте» станут подавать друг другу помощь. Таким образом, этот Священный союз был направлен на ут­верждение патриархальной власти монархов и защиту принципа легитимности на сохранение мира между государствами и социального порядка в каждой стране, на уничтожение безбожной революционности.

14 (26) сентября 1815 г. акт Священного союза был подписан Александром I, Фридрихом Вильгельмом Ш и Францем I. К Союзу вско­ре присоединились все монархи Европы, за исключением Англии, не пожелавшей связывать себя этим договором, и Рима.

Вскоре после появления акта Священного союза. Ж. де Местр спросил Александра, не добивается ли он «смешения всех вероисповеданий». «В христианстве, - отвечал император, - есть нечто, более важное, чем все вероисповедные различия... Начнемте преследовать неверие, вот в чем величайшее зло, которым надо заняться. Пропо­ведуем Евангелие, это довольно великое делю. Я вполне надеюсь, что когда-нибудь все вероисповедания соединятся». Эта «химера», по выражению де Местра, должна была лечь в основу единения всех правительств, и народов в Священном союзе.

Александр, по словам А.Е. Преснякова, искал на европейской арене «применения своих планов переустройства Европы..., чтобы затем вернуться к преобразованию своей империи на тех же началах, которые казались ему гарантией мира, гражданского и международ­ного»[11]. Свою программу, отраженную в акте Священного союза, он считал вполне сочетаемой с умеренным конституционализмом как формой сотрудничества сильной монархической власти, патриархаль­ной по духу и либеральной в политике, с народным представитель­ством благонамеренного населения. Александр всегда подчеркивал ту разницу, которая существовала, по его мнению, между либераль­ными взглядами и проявлениями революционного духа. В 1815 г. была дарована конституция Царству Польскому, В том же году была установлена конституционная монархия во Франции, конституционное устройство получили некоторые германские княжества, была подтвер­ждена шведская конституция. Немалую роль в этом играла настойчи­вость российского императора. При этом «злоупотребления» свободой он пресекал.

20 ноября 1815 г. Россия подписала с Австрией, Англией и Пруссией идентичные двусторонние акты, составившие тек называемый Четверной союз. Союз должен был обеспечить проведение в жизнь решений Венского конгресса и координацию усилий в защиту легитимизма. Статья VI договора заложи­ла основу для последующего созыва конгрессов союзных держав, так называ­емой «дипломатии конгрессов».