Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Факультет журналистики
Кафедра зарубежной журналистики и литературы
Реферат на тему
«Анализ «95 тезисов» Мартина Лютера»
Москва 2003 г.
Публицистика западноевропейского средневековья чрезвычайно разнообразна как в жанровом, так и в тематическом аспектах. Разнообразие это объясняется большим временным диапазоном самого понятия «средневековье», а также национальным своеобразием различных культурных традиций Западной Европы. Публицистику средневековья можно разделить на устную и письменную, но всё же её отличительная особенность в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие. Наверное, самым выдающимся христианским публицистом средневековья можно считать Мартина Лютера. Он – «один из наиболее известных деятелей Реформации в Германии, учился в Эрфуртском университете, получил степень магистра. Отказавшись от светской карьеры, Лютер постригся в монахи и в 1512г. получил степень доктора библеистики в Виттенбергском университете. В 1517 г. в знак протеста против продажи индульгенций в Германии Лютер послал архиепископу Майнцскому, а затем обнародовал «95 тезисов», которые и положили начало Реформации. Лютер отверг обвинения Рима в ереси и в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Постепенно Лютер разработал основы протестантизма, перевел на немецкий язык Библию».[1]
«В канун праздника Всех Святых, 31 октября 1517 года, когда добрые люди шли из церкви, они уже могли воочию прочесть знаменитые 95 тезисов богослова Мартина Лютера, которые начинались многознаменательными словами "так как наш Господь и Учитель Иисус Христос говорит: покайтесь, то Он, очевидно, тем самым, выражает желание, чтобы вся жизнь верующих на земле была постоянным и непрестанным покаянием"… тезисы тщательно устанавливали различие между "истинным значением папского отпущения грехов" и произволом "проповедника, продающего индульгенции". Именно это различие оказывается не всегда строго выдержанным. Более того, тезисы оспаривают права папы по распределению "Сокровища Церкви", так как истинным сокровищем Церкви является всё святое Евангелие Слова и Милости Божией. В тезисах указывается на то, что всякая раздача каких бы то ни было индульгенций, без предшествующего ей покаяния, противна христианскому учению, ибо папское отпущение грехов имеет значение не само по себе, а лишь настолько, насколько оно возвещает о великой милости Божией».[2]
Публицистическое произведение «95 тезисов» Лютера появилось в первой четверти XVI века именно потому, что в это время власть католической церкви и Папы в Европе достигла своего наивысшего влияния на государственные дела. Страшные казни инквизиции были постоянным явлением, а церковь всё больше развращалась и начала продажу индульгенций. Индульгенции стали ярчайшим свидетельством обмирщения Церкви. Продажа Божьей милости на рынке была венцом системы оправдания посредством дел. Использовав естественное стремление благочестивых людей к получению гарантий своего спасения, а также семейную взаимовыручку, которая проявлялась и по отношению к ушедшим из этой жизни; одержимая корыстолюбием, страстью к накоплению церковного имущества, Церковь предала Евангелие. И этим она обеспечила себе свое земное существование, власть и влияние, богатство и почести.
Публикация Лютером "95 тезисов" означала призыв к установлению в Церкви господства Христа. Лютер устранил разделение власти между Богом и человеком. Христос — единственный, совершенный, всевластный Глава Церкви. «Призыв Христа к покаянию пронизывает всю нашу жизнь до ее последнего мгновения. Христос не удовлетворяется частичным покаянием; кто любит Его и послушен Ему, не может избегать покаяния и наказания; каясь и неся наказание, он свидетельствует о своем послушании. Единственно Христос обладает властью над мертвыми; ключи от ада и смерти — в Его руках; полномочия папы не простираются за грань смерти, и его власть прощать грехи не распространяется на бедные души умерших. Папа обладает властью ключей на земле; за бедные души умерших он может только молиться, не более того… Нет, Церковь — это место, где проповедуется Евангелие, устраняющее мнимую уверенность в спасении и дающее истинную уверенность в обретении Царства Небесного. И служение ответственных лиц Церкви — епископов заключается в том, чтобы охранять провозглашение слова Божьего и не защищать, а препятствовать лжи проповедников индульгенций».[3]
В "95 тезисах" Лютер стремился избежать любого намека на то, что он хочет устранить папу и Церковь. По его словам, к папским отпущениям, да и даже к распространителям отпущений, нельзя относиться с пренебрежением. Священник остается "викарием" Божиим, который может прощать вину. Но столь же ясно в "Тезисах" доминирует основное положение Лютера: власть папы и Церкви проявляет себя в полную силу лишь тогда, когда она подчинена власти Христа. И разве могла Церковь спорить с этим?
Лютер был поражен, когда распространяемые его друзьями "Тезисы" "в какие-то 14 дней (т. е. в кратчайший срок) облетели всю Германию. В Нюрнберге "Тезисы" были напечатаны на немецком языке; они появились в Эрфурте, Ингольштадте и Базеле; они вывешивались в людных местах, о них оживленно спорили миряне и духовенство. С особым воодушевлением откликнулись на выступление Лютера миряне. Это ещё раз доказывает, что «Тезисы» появились очень своевременно.
Лютер выразил настроения, которые царили во всей Германии. В нем видели человека, который сделал то, на что никто другой не решался. «Но Лютера эта популярность не радовала; скорее, он испугался последствий своего выступления. Несет ли он ответственность за то, что его тезисы, предназначенные для обсуждения в кругу ученых, повсеместно воспринимаются, как неоспоримые факты и могут быть использованы для нападок на церковную практику? Лившиеся потоком восхваления не доставляли ему удовольствия. Позже он замечал: «Песня тогда представлялась слишком высокой для моего голоса».[4] Вспоминая прошлое в одной из "Застольных речей" первой половины тридцатых годов, Лютер замечал: "В работу с Евангелием я, не осознавая этого, был втянут Богом. Если бы я предвидел то, что сейчас осталось в моем прошлом, я никогда не занялся бы этим. Но мудрость Божия превосходит мудрость человеческую. Он просто закрыл мне глаза, подобно тому, как надевают наглазники лошади перед поездкой. И поэтому в самом начале [пути к новой вере] сказал я в своей комнатке нашему Господу Богу со всей серьезностью и от всего сердца, что если Он хочет втянуть меня в игру, то пусть ведет ее только для Самого Себя, а меня пусть оберегает от того, чтобы я не примешивал к этому себя, т. е. свою мудрость. Эту молитву Он услышал. И впредь будет Он милостив ко мне!"
Однако создание «95 тезисов» Лютера «…вовсе не представилось церковным властям чем-нибудь необычайным; они весьма естественно предположили, что все это дело закончится перебранкой между двумя монахами: августинцем Лютером и доминиканцем Тецелем. На многих, однако, тезисы произвели более глубокое впечатление. О Лютере пошли толки, что "он наделает дела", что "он и есть тот человек, которого все давно ждали", - и все радовались тому, что на немецкой земле выискался, наконец, такой смелый человек, который решился противостоять широко распространившейся неправде».[5] Однако эта литературная война ученых богословов способствовала тому, что вопрос, поднятый Лютером, не утих, а еще более привлек к себе внимание. Злые языки противников Лютера, которые укоряли его в еретичестве, достойном смертной казни, толковали о "богемском яде", намекали на учение Гуса. И действительно, он причислял себя к его последователям, но смертной казни он боялся. Недаром, в более позднем возрасте он смягчил свои позиции по отношению к Папе и перешел на консервативные позиции, требуя, например, жестокой расправы над крестьянами как над разбойниками, проявляя нетерпимость к другим реформаторам. За «95 тезисами» последовали многие другие работы Лютера и, в конце концов, когда у него появилось очень много последователей, возникла новая ветвь христианства – протестантизм (наряду с католицизмом и православием). Вскоре появились и другие религиозные движения, которые разделили протестантизм на несколько ветвей. Однако главной из них и по сей день, остаётся лютеранство. Так что высшие чины церкви во главе со Львом X напрасно сомневались в том, что Лютер сможет добиться чего-либо, опубликовав свои тезисы.
Великий публицист и проповедник Мартин Лютер огромным образом смог повлиять на развитие Европы, ведя за собой многих людей, и совершив преобразования, каких ждала Европа в течение многих сотен лет. Говоря в «Тезисах» о насущных проблемах современной ему церкви, он проповедовал справедливость, любовь, честность и многое другое. Лютер обличил служителей церкви в том, что она всё больше удаляется от Бога и существует в угоду самой себе. Реформатор хотел не церкви ради церкви, а церкви ради Бога, прихожан и веры. Её бесконечные богатства также противоречили всем Евангельским учениям, о чём Лютер говорит в «Тезисах». Главной задачей любого публициста является то, чтобы труды, написанные им, смогли изменить ту ситуацию, против которой он выступает. Лютер добился не только очищения церкви от грязи, но и смог создать новую модель христианства. Именно после его работ инквизиция потеряла своё прежнее влияние, а продажа индульгенций практически прекратилась.
Литература:
1. Кантценбах Фридрих Вильгельм, Штедтке Иоахим. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
2. Мартин Лютер. 95 тезисов и реакция Рима // Егер О. Всемирная история в 4т.; ООО "Издательство АСТ", М., 2000г.