Прочие города региона по архитектурно-планировочной структуре и характеру застройки были близки крупным местечкам. Так, центр Новогрудка являл собою трехугольного плана площадь с торговыми рядами и домами-лавками. Костел Св.Михаила, Фарный костел, Борисоглебская церковь являлись силуэтными доминантами, поддерживающими застройку города как единый ансамбль. Руины замка остались в стороне от направления развития города XIX— начала XX веков.
Трапециеобразной формы площадь являла центр застройки Ошмян. Застройку города в XIX — начале XX веков представляла одно-двухэтажные деревянные и каменные постройки. Основная застройка формировалась вдоль улицы, расположенной на оси шоссе Минск -- Вильно.
Одно-двухэтажная застройка преимущественно из кирпичных зданий в центральной части составляла в XIX -- начале XX веков градостроительную структуру Лиды и Волковысска. Центральная часть Лиды формировалась вокруг руин старого замка. В Волковысске -- вокруг торговой площади. В застройке Слонима доминирующую роль продолжали играть культовые комплексы XVI-- XVIII веков. Все названные города Понеманья в XIX столетии /за исключением Ошмян/ располагались на линиях железнодорожных магистралей, имели вокзалы, грузовые пакгаузы, промышленные предприятия местного значения, что обуславливало рост их населенности и площади застройки.
Традиционная материальная культура Понеманья исключительно богата и разнообразна. Лида и Мир издавна славились оригинальной керамикой, производством высококачественных и высоко-художественных изразцов. Ткачество, в особенности из шерстяных нитей, было широко развито во всем регионе. Многочисленные местечки пользовались известностью как центры шорного, скорняжного, бондарного, куэнечного и других промыслов /Крево, Гольшаны, Трабы, Ивье, Юратишки, Деречин, Желудок, Скидель и др./. Крупными центрами ярмарочной торговли являлись в XIX столетии Зельва, Мир, Гольшаны, Сморгонь.
C. САКРАЛЬНОЕ ОБЛИЧИЕ ГОРОДОВ БЕЛАРУСИ XIV—XVIII ВЕКОВ
Архитектура сакральных сооружений всегда оказывала — значительное воздействие на формирование градостроительного облика городов. Именно они в X—XII столетиях начинают играть роль градостроительной доминанты в застройке городов Восточной Европы, оттесняя на второй план деревянные крепостные и усадебные комплексы. В XII столетии, в Полоцке, Гродно, Турове, Минске появляются каменные храмы, которые резко изменяют характер восприятия застройки. Во-первых, возникает контраст между каменным храмом и деревянной застройкой детинцев и посадов. Во-вторых, в структуру объемно-пространственных решений, построенных на вариациях модульной ячейки, сруба, внедряются новые объемы, отличающиеся пропорциями, ритмом, пластикой (ряды плинфы, вертикальные пилястры, карнизы, проемы и т.д.), формами (апсиды, своды, подкупольные фонари и купола), силуэтами. В-третьих, сакральные сооружения по-новому формируют восприятие всего ансамбля застройки, как города, так и окружающего ландшафта, близких и далеких перспектив. В-четвертых, в облик архитектуры городов вносится новое эмоциональное содержание, новый фактор выразительности. В XIV столетии в развитии архитектуры городов Беларуси начинается новый этап, обусловленный широким проникновением элементов западноевропейского градостроительного мировоззрения, увеличения удельного веса сакральной застройки в связи с внедрением в структуру городов многочисленных церковных объединений. К XVI столетию на территории Беларуси существовало свыше трех десятков различных православных и католических орденов и братств. Они определяли масштаб и архитектурную выразительность сакральной застройки городов. Одной из общих черт, характерных периоду ХIV — ХVI стст. является, во-первых, постепенное вытеснение сакральной застройкой оборонительных и фортификационных сооружений из центральной части городов, а во-вторых, расширение строительства комплексов церковных сооружений: храм и окружающие его монастырские и подсобные постройки (учебные, типографии, мастерские и т.д.). Вместе с тем, для различных регионов Беларуси складывались и свои особенности сакральной застройки, обусловленные историческими путями развития конкретного города и местными архитектурными школами.
В XVI веке в Гродно закладывается крупнейший архитектурный комплекс города, бернардинский костел и монастырь. Основой формирования ансамбля стала исторически сложившаяся уличная система, ограничивающая пространство застройки близкими к квадрату кварталами. Использование в качестве основы исторической градостроительной сети здесь выступает как элемент преемственности, традиционности в дальнейшем развитии пространства города. План комплекса представляет собой четкую геометрическую структуру: размещение по периметру помещений-- келий, образующих внутренний двор с обходной галереей. Углы комплекса фланкированы башнями, которые при всей декоративности свидетельствуют и о стилевой связи с чертами оборонного зодчества (храмы оборонного типа, усадьбы-крепости и т.д.), характерного для понеманского региона. Костел занимает угловое положение и выполнен в лучших традициях барокко. Однонефное сооружение фланкируется с запада трехьярусными башнями, между которыми просторный фронтон с развитым аттиком. Все формы, плоскости и объемы имеют богатую пластическую обработку за счет многослойных карнизов, пилястр, криволинейных волют в стиле коринфской ордерной системы. Тонировка карнизов в сочетании с поясами, усиливает декоративное звучание архитектуры. Более аскетично решена брама и внешние стены комплекса.
Крупнейший архитектурной комплекс города представляет Бернардинский монастырь. Его формирование относится к периоду XVI--XVIII веков. Структура комплекса — квартальная. Монастырские помещения и объем костела образуют единую целостную систему. Очевидно, что параметры костельных помещений: притвора, нефа, алтаря, выступают модулями системы построения форм всего комплекса. Кельи западного фасада выполнены в габаритах притвора (фланкирующих башен), внутренний двор, обрамленный галереей, -- в габаритах нефа, габариты алтаря определили параметры помещений восточной стороны. Тот факт, что закладывался комплекс в XVI столетии явился причиной симбиоза в архитектуре различных систем. Мощные контрформы и стрельчатые проемы заимствованы из готики, тонкая рельефная проработка плоскостей стен и проемов продиктована традициями ренессанса, ордерный орнамент и криволинейные элементы отражают черты барокко. Присутствие различных стилевых элементов не нарушает целостности и единства архитектурного ансамбля. Во второй половине XVIII ст. комплекс обретает новую динамичную форму, четырехъярусную колокольню. В 1635 году возводятся монастырский комплекс францисканцев. Главным объектом комплекса являлся костел: трехнефное базиликальное сооружение. Обьемно-пространственное решение -- асимметричное, за счет пристройки к левому флангу главного фасада ярусной колокольни. Периметр застройки имеет неправильную форму. Внутренний двор обрамлен галереей. В XVIII столетии, после пожара, комплекс подвергся значительным перестройкам и обрел характерную барочную архитектуру: многослойные пилястры, карнизы, люкорны. В 1726 году, в комплексе монастыря базилианок возводится Рождественская церковь. Комплекс располагался в зоне древнего замкового строительства и имели Т-образную форму. Оригинальность решения церкви -- в сочетании трехнефного обьема с крестовокупольным перекрытием и четвериковых башен на оси трансцепта. Сквозь барочное решение основных форм и плоскостей видны элементы классицистической архитектуры.
Уникальным памятником сакрального зодчества не только Гродно, но и Беларуси является комплекс бывшего иезуитского монастыря XVII—XVIII веков во главе с фарным костелом, расположенного в центре города. Основными сооружениями являлись помимо костела (коллегиум, библиотека, аптека и ряд монастырских помещений. Обьемно-пространственное решение костела совмещают элементы крестовокупольного и базиликального храмов. Первоначальный, строгий и сдержанный облик башен впоследствии был видоизменен и обрел пышное барочное обрамление.
Подводя итоги анализа сакрального обличия архитектуры Гродно XVI—XVIII столетий необходимо отметить следующее: Основными культовыми сооружениями города являлись крупные монастырские комплексы, включавшие храмы и систему вспомогательных помещений;