В регионе Поозерья, помимо Витебска, в исследуемый хронологический период сформировалось несколько храмовых комплексов барочной архитектуры в Полоцке. В середине XVIII ст. один из виднейших зодчих виленского барокко, Ян Криштоф Глаубиц осуществляет реконструкцию Софийского собора. По существу в ансамбле исторической застройки появляется новый храм, силуэтная доминанта с характерными барочными объемно-пространственными и декоративно-пластическими решениями. В XVII ст. в стиле барокко возводится монастырский комплекс, а в XVIII ст. Богоявленская церковь. В последней наблюдаются черты нового, идущего на смену барокко, стиля классицизма. Объем нефа и алтаря с куполом на просторном граненом барабане со стороны главного фасада фланкируется двухъярусными башнями с куполами и главками. Башни, а также пилястры, лишенные декоративной проработки являются единственными элементами, стилистически связывающими церковь с иными памятниками региона.
В ХVII – ХVIII вв. в Глубоком возводятся костелы Успения Богородицы и Троицкий, -- яркие памятники виленского барокко, формировавшие ансамбль застройки центра города и его силуэтное восприятие в ландшафте. Костелы Глубокого помимо типичного для барокко объемно-пространственного решения имеют исключительно богатую пластику, созданную тончайшей проработкой архитектурных форм: пилястр, криволинейных карнизов и обрамлений проемов, фронтонов, аттиков. В городах Поднепровья в ХVI--ХVIII вв. так же формируются ансамбли сакральных сооружений. В Орше в XVII-XVIII вв. строится комплекс Кутеинского монастыря во главе с возведенной из дерева Богоявленской церковью. Церкви Кутеинского монастыря воплощали лучшие традиции деревянного монументального зодчества белорусских Поднепровья и Поозерья. Ярусно-центричная композиция с шатровым завершением, -- основа объемно-пространственного решения названного памятника, а так же деревянных Преображенской церкви 1704 г. из местечка Барань и Спасо-Преображенской XVIII в. из местечка Смоляны Оршанского района. Последняя имеет фланкирующие башни у главного фасада, что роднит ее с Богоявленской церковью в Полоцке и аналогичными храмами. Церкви в Барани и Орше имеют на уровне первого яруса окружающие неф помещения галерейного типа, что отмечено в памятниках деревянного монументального зодчества Витебска XVII ст.
Памятниками школы Могилевского барокко следует считать Кармелитcкий и иезуитский костелы ХVI-ХVII вв. в Мстиславле. Архитектура Гомеля рассматриваемого периода может быть представлена деревянной Ильинской церковью XVIII ст. Основу храма составляет просторный неф переходящий в шатер с двухъярусным башенным завершением. Над протяженным притвором — колокольня с открытым верхним ярусом. Скругленные формы шатра, шлемовидные завершение глав стилистически роднят церковь с аналогичным из Волыни, Черниговщины.
Среди городов Полесья наиболее представительным с точки зрения исследуемого предмета является Пинск. В пространственно-градостроительном плане выделяются три комплекса сакральных сооружений: Иезуитский коллегиум и костел, XVII ст.; Францисканский костел и колокольня, XVIII ст.; бернардинский костел, XVIII ст. (Варваринская церковь). Первых два комплекса возведены у набережной Пины и оказали решающее влияние на формирование ансамбля городской , застройки в дальнейшем. Несколько отодвинутый вглубь кварталов бернардинский костел нарушает одномерность пространства застройки и ее восприятие. В 70-х г. XVIII ст. градостроительное развитие ансамбля усилилось после возведения костела Карла Барромеуша.
Комплекс иезуитского костела и коллегиума формировался в 1631—1635 гг. и в архитектуре сочетал как черты ренессанса (коллегиум), так и барокко (костел). Особенности пинского барокко хорошо видны в сохранившихся колокольне и костеле францисканцев: сложное криволинейное построение глав, àáðèñû фронтона и профилей на нем, разнообразные по очертанию проемы придают архитектуре особенную утонченность. Аналогии отмеченным особенностям присутствуют в сакральной архитектуре барокко соседних регионов Польши, Украины Карпат. В многочисленных местечках Полесья: Кажан-Городке, Давид-Городке, Бережном, Велемичах и других сохранились уникальные памятники деревянного сакрального зодчества XVII-XVIII вв.
Тектоника их объемно-пространственного решения строится на сочетании срубов и срубных башен (четвериков, восьмериков) с шатровыми и купольными завершениями. В основе композиций ( осевых и ярусно-осевых) лежат традиции деревянного барочного зодчества, народного жилища, дворовой застройки.
На формирование сакрального обличия городов оказывали влияние и храмы иных конфессий. С XV ст. в некоторых городах и местечках Беларуси появляются мечети. В XV - XVIII вв. мечети возводили деревянными, трех типов: квадратный сруб со столбовой галереей и шатровой крышей с минаретом ( XV -XVI вв.); протяженный сруб с одной или двумя башнями у главного фасада, с куполом над ритуальными помещениями и угловым минаретом (XVIII в. ).
Архитектура синагог отличалась устойчивостью и стереотипностью объемно-пространственного решения: просторное ритуальное помещение, перекрытое высокой вальмовой крышей, окруженное пристройками и галереями (Гродно, Скидель, Волпа, Слоним и др.) Большинство синагог в местечках были деревянными. Каменные возвышались в крупных городах и имели барочную архитектуру (Слоним, XVIII в.), или ренессанскую, с элементами оборотного зодчества (Быхов, XVII в.).
Храмы кальвинских соборов выделялись строгостью форм, сдержанность декора (Заставль, XVII в., Сморгонь , XVI-XVII стст.). Просторный неф и ярусная башня -- основные формы этого типа сооружений.
Мечети, синагоги, кальвинские сборы как правило размещались вне ансамблей церквей и костелов, формировавших застройку центров городов. Они возводились отдельными комплексами. В малых городах и местечках эти сооружения часто являлись композиционными доминантами застройки (Заславль).
Подводя итоги исследования сакрального обличия городов Беларуси Х1У-- XVIII стст. целесообразно сформулировать следующие выводы:
1. В XIV--XVI стст. в городах Беларуси на смену градостроительной системе, построенной на принципах обороны (крепость в центре и радиальная сеть улиц) приходит система в центре которой , -- объекты духовного, социального и экономического факторов общественных отношений. Центром становится площадь, окруженная культовыми, административными и торговыми сооружениями.
2. В XIV--XVI стст. представительность в архитектуре центров городов переходит от оборонных сооружений (крепостей, замков) к культовым. В общественных отношениях мировоззрении, культуре складывается преобладание гуманистических, духовных начал. Это стало возможным в условиях формирования Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского в пределах которого содержанием общественного бытия стала не война, а мир, созидательная деятельность.
3. Застройка монастырей и комплексов сакральных сооружений формировалась по принципу ансамблей, доминантами которых выступали храмы. Их башни, колокольни, купола определяли характер городского силуэта. Монастырские постройки и расположение храмов подчинялись исторически сложившейся уличной и квартальной системе, направлению основных дорожных сетей. В XIV—XVI веках многие монастырские и храмовые комплексы сохраняли оборонительные функции и их продуманное размещение в некоторой степени решало проблемы обороны города.
4. Сакральные ансамбли городов западных регионов Беларуси формировалось каменными монументальными сооружениями. В восточных регионах в их формировании широко присутствовали деревянные храмы. Деревянные сакральные сооружения Витебска, Орши, Слуцка, Гомеля, Погорынских городков развили лучшие традиции народной архитектуры, восходящие истоками к оборонным сооружениям XI -- XIII вв., архитектуре народного жилища.