Смекни!
smekni.com

Локальные районы, комплексно представляющие памятники архитектуры и градостроительства, традиционной культуры, а так же природы и ландшафта (стр. 17 из 29)

Достопримечательностью Гольшан является дворцово-замковый ансамбль, возведенный в XVII веке, как резиденция П.Сапеги. Замок окружали валы и система рвов, заполнявшихся водою из реки Гольшанки. Планировкой Гольшанский замок в определенной мере аналогичен Мирскому: прямоугольник стен с башнями по углам и въездной /брамной/ башней со стороны въезда. Дворцовые кор­пуса примыкают к смежным стенам. В комплексе имелась и двор­цовая часовня. Замок серьезно разрушен и требует больших рес­таврационных работ.

Из прочих памятников архитектуры Гольшан необходимо от­метить торговые ряды /XIX в./, каменные дома торговцев-ремес­ленников / XVIII -- XIX вв./, церковь /XIX в./.

На северо-восток от Гольшан расположено местечко Боруны с уникальным униатским храмом 1747 года постройки. Храм вы­деляется нетипичным, ассиметричным решением, разворотом разно­великих башен квадратного сечения под 45 ãðä. к плоскости главного фасада, завершенного высоким криволинейным фронтоном.

Еще далее, на восток, расположено местечко Крево. Здесь сохранились руины замка XIV столетия, возведенного Ольгердом. По планировке и архитектурно-пространственному решению замок аналогичен лидскому: неправильный квадрат, образуемый стенами с башнями по диагонали. Большая четырехярусная башня находи­лась в южном углу и выступала за периметр стен замка. Она яв­лялась и княжеской резиденцией и объектом обороны, и тюрьмой /в подземелье/. Стены толщиною до 2,5 метров имели высоту в 10--12 метров. В нижней части кладка была из валунов, выше — из кирпича. Имелись в комплексе замка насыпные и ирригационные сооружения.

На пересечении дорог из Крево на Свирь и из Минска в Вильно расположено местечко Сморгонь. Главной достопримечательностью здесь является Кальвинский сбор /лютеранский храм/, 1553 года. Он имеет в плане форму восьмигранной ротонды, перекрытой сфе­рическим куполом. Внешне купол окружен декорированными пиляст­рами, высоким аттиком. Входная часть фиксируется двухъярусной башней, выполненной в стиле оборонной архитектуры. Эту же сти­листику продолжает и цилиндрическая башенка винтовой лестницы. На запад от Сморгони расположено местечко Ошмяны, на пересечении многих местных и транзитных путей /из Вильны в Минск, из Лиды и Геранён из Гольшан на Гудогай, Островец, Ворняны, из Борунов/. В местечке сохранилось большое количество построек ремесленников-торговцев /XIX—нач. XX вв./, здание костела / XVIII в./, синагоги /XIX—нач. XX вв./, два здания дере­вянных корчем и на выезде в сторону Вильнюса -- усадебно-пар­ковый комплекс начала XX в., выполненный в стиле модерна.

На север от Ошмян расположено местечко Островец, досто­примечательностью которого является Козьмодемьяновский костел XVIII —XIX веков. К северу от Островца, на пересечении дорог на Трокйши и Гервяты находится местечко Варняны, известное с XV века. В XVI столетии местечко принадлежало старинному дворян­скому роду Абрамовичей. Здесь родился и жил организатор дви­жения реформации в Великом княжестве Литовском, выпускник Падуйского университета, Ян Абрамович. Он создал в Варнянах кальвинский сбор, госпиталь и школу, существовавшие до XVII века. В XVIII столетии местечко подвергается значительной рекон­струкции. Строится ансамбль главной площади, имевшей форму трапеции, расширявшейся к парку. Протяженность площади по оси /300 м/ и величина /5 га/ не имеют аналогов для градостро­ительного решения местечек. Акцентом ансамбля застройки мес­течка является барочный костел Св. Георгия /1767—1769 гг. с реконструкцией в конце XIX -- нач. XX вв./. В прошлом костел имел каменное ограждение со скульптурами. По сторонам костела сохранились здания плебани и аптеки, XVIII столетия. В находя­щемся за костелом парковом комплексе располагалось двухэтаж­ное здание усадебного дворца, разрушенного в годы первой миро­вой войны. Сохранились здания деревянного амбара, каменной мельницы и башни на острове. Боковые стороны площади застроены однотипными домами с каменною стеною главного фасада и прочими стенами из дерева. В местечке сохранились и иные ценные пост­ройки XIX -- начала XX веков.

На дороге Вильнюс -- Полоцк, на берегу Вилии, находится деревня Михалишки, а в ней -- костел августинцев XVII -- XVIII веков /архитектор Пене/. Это однонефное двухбашенное сооружение с великолепными пропорциями строгих форм и сдержанным декором /пилястры, плоские ниши/, полукруглым притвором, напоминающим крепостное предбрамье /барабан/. Удивительной красочностью выделяется интерьер, украшенный бледно-голубыми барельефами, выполненными итальянским художником Перти.

На рассматриваемой территории ценные объекты архитектур­ного наследия присутствуют и в иных селах и местечках. Среди них в первую очередь необходимо отметить костел в Гервятах, нач. XX в. /Островецкий р-н/ — грандиозное сооружение из крас­ного кирпича на многие километры просматриваемое в окрестнос­тях. Это неоготическая постройка, однобашенного типа с множест­венными элементами готики: высокими стрельчатыми окнами, контр­форсами, арктубонами, розеткой над входом. Деревянные костелы XVIII века сохранились в Гудогае, Кемелишках) Клющанах, Свиран-ках /Островецкий р-н/. В Сморгонском районе необходимо отметить кальвинский сбор XVII в. в Жодишках, усадьбу Огинских нач.XIX в. Â Залесье, усадьбу Богушевича в Кушлянах /XIX в./, костелы начала XX века в Нистанишках и Солах. В Ивьевском районе не­обходимо отметить руины замка XV--XVI вв. и Николаевский кос­тел XVII в. в Геранёнах, деревянный костел Девы Марии XVIII в. в Дудах) усадебно-парковый комплекс XIX в. в Жемыславе) костелы начала XX в. в Лаздунах, Липнишках, Жемыславе, Суботниках, Трабах.

5. Нарочанский край.

Из Понеманья на нарочанщину ведут два пути: из Сморгони на Вишнево-Свирь, и из Ошмян на Ворняны-Михалишки-Свирь. Местечко Свирь было основано в ХШ веке, близ древнего городища на высоком холме над водами одноименного озера. В XIV--XVI веках князь Свирский облюбовавший для своей резиденции данную возвышенность строит здесь укрепления. Впоследствие Свирь становится частно­владельческим местечком Радзивиллов. Вдоль береговой линии ори­ентирована главная улица с отдельно сохранившимися домами ремесленников-торговцев. Здесь расположен каменный Николаевский костел) возведение которого относится еще к XVII веку, однако в 1909 году он был почти полностью перестроен. Трехнефная бази­лика с повышенным средним нефом и ассиметрично расположенной башней колокольни составляют объемно-пространственное решение костела. На противоположной /южной/ стороне местечка находится деревянная церковь, несколько каменных сооружений конца XIX — начала XX веков.

Напротив местечка, на противоположном берегу озера, нахо­дится деревня Засвирь. Здесь находится монастырь и костел кар­мелитов, возведенные в XVII веке. Монастырский корпус выстроен по типу замкнутого дворика, на который ведет небольшая брама. Костел двухбашенный, однонефный, фронтон пластически декориро­ван плоскими нишами. По дороге из Вильнюса на Полоцк, в пяти километрах от Свири расположено местечко Константиново. Здесь находится костел начала XX в., выполненный в кладке из разноцветных ва­лунов. Далее следует поворот на поселок Нарочь. Здесь находит­ся неоготический костел из красного кирпича, с расположенной рядом деревянной трехярусной колокольней. Ближе к берегу озера расположено местечко Нарочь /Кобыльники/. Здесь сохранились характерные для местечковой застройки дома ремесленников-торговцев.

К югу от Нарочи находится местечко Мядель, в котором со­хранились костел и церковь XIX -- начала XX веков. К востоку от Мяделя, на берегу реки Сервечь, расположено местечко Будслав /на пересечении дорог из Кривичей и Долгинова/. Здесь, в 1783 году, по проекту архитектора К.Пенса был возведен бернардинский костел. Возведение костела велось с использованием части стен сооружения XVII века. В композиции костела выделя­ются сильно вытянутый средний неф, совмещающий в себе и прост­ранство апсиды, а так же трансцепт. Средокрестие нефа и трансцепта имеет купольное завершение, скрытое снаружи двухслойной крышей. Двухбашенный главный фасад покрыт каскадом слоистых пилястр, расчлененных по горизонталу сложнопрофилированными карнизами. Выделяется почти скульптурной пластикой богато де­корированный фронтон. В интерьере находится уникальный по своей художественной ценности, деревянный резной алтарь XVIII века.