Смекни!
smekni.com

Локальные районы, комплексно представляющие памятники архитектуры и градостроительства, традиционной культуры, а так же природы и ландшафта (стр. 19 из 29)

К востоку от Миор, на пересечении дорог из Браслава на Полоцк и Прозорок на Барковичи, расположено одно из древнейших поселений региона, Дисна, основанное кривичами в XI веке. Как местечко Диена упоминается в письменных источниках с 1461 года. Согласно Актов середины XVI века здесь имелось силь­ное укрепление, на острове, у слияния рек Дисны и Западной Двины. Мощные укрепления создаются в Дисне после войны между Россией и Речью Посполитой итальянским фортификатором Тенго из Урбино. Замок, размещенный некогда на высоких валах и имевший девять башен ныне представляют покрытые землей и кустарником руины. Ценность представляет сложившаяся еще в XVI веке градострои­тельная структура местечка, сохранившая многие черты, несмотря на квартальную перепланировку во второй половине XVIII века. Дру­гие памятники архитектуры Дисны представлены руинами церкви XIX -- начала XX веков и францисканского монастыря конца XVIII века.

Природно-ландшафтные условия Браславщины, эстетически цен­ные особенности ландшафта, лесов, обилие водоемов благаприятст-вовали развитию усадебно-парковой архитектуры. В Браславе к таковым относятся парковый комплекс на берегу озера Дривяты, XVIII —XIX веков, усадебно-парковый комплекс в Видзах-Ловчинских, XVIII —XIX веков, усадебно-парковый комплекс в Опсе, начала XX века; в Миорском районе -- усадебно-парковые комплексы в Дедино /1810—20-е гг./, Каменполье /XIX -- нач.XX вв./, Леонполе / XVIII — XIX вв./, в Шарковщинском -- в Германовичах / XVIII в/, в Шарковщине /нач. XX в./, в Дивной / XVIII — XIX вв./, в Лужках /XIX — нач.XX вв./.

Центры традиционной материальной культуры находились в Миорах, Друе, Дисне /керамика/. В местечках процветало шорное, скорняжное, кузнечное, бондарное ремесла, ткачество. В селах и хуторах -- плетение из соломы, бересты, лозы, бондарный промы­сел, изготовление рыбацких снастей, лодок /човенов/. Ярмарки Браславщины далеко славились богатством и разнообразием това­ров, производимых в местечках, селах, хуторах, имениях.

7. Полоцкая земля.

Данный локальный район охватывает обширное пространство Подвинья, включая большое количество местечек, сельских посе­лений, богатых памятниками истории и культуры. Одним из наиболее значимых центров полотчины является Глубокое, известное по документам с XVI столетия. Как и многие иные. Глубокое представ­ляет собою береговое местечко, сформировавшееся между двух озер, на пересечение важных межрегиональных путей: из Вильны в Полоцк и из Бегомля в Браслав—Миоры. В XVII-- XVIII веках на площади мес­течка возводятся ансамбли Троицкого и Кармелитского костелов с монастырскими постройками. Троицкий костел возводился в 1764— 1782 годах с реконструкцией в начале XX века. Изящный барочный храм выделяется пластичным фигурным аттиком над апсидой. Кармелитский храм и монастырь возведены ранее, в 1639--1654 годах и перестроены в 1735 году согласно проекта выдающегося зодчего, создателя школы виленского барокко Яна-Криштофа Глаубица. В застройке местечка присутствуют многие памятники конца XIX — начала XX веков /дома ремесленников/.

В деревне Селище Ушачского района сохранились постройки монастыря бернардинцев XVIII -- XIX веков. В деревне Суша Лепельского района находятся остатки замка /земляных укреплений/, существовавшего здесь в XVI веке /известен по гравюрам Пахоловецкого-Кавалери/. В самом Лепеле интерес представляют постройки гидроэлектростанции, возведенной в первой трети нашего столетия.

Руины /земляные валы/ аналогичных объектов представляют интерес в Туровне, Малом Ситно /Полоцкий р-н/, Кульнево /замок Сокол, Росонский р-н/, существовавшие в XVI—XVII веках и извест­ные по гравюрам Похоловецкого-Кавалери. Представляет интерес и археологический комплекс в Омосенках Россонского района, включающий городище, селища, курганные могильники 3 ст. до н.э.— 4 ст.н.э.

На территории полотчины сохранилось большое количество местечек, с характерной традиционной застройкой, органически соподчиненной природной и градостроительной средой: Подсвилье Глубокского, Ушачи, Улла Бешенковичского, Верхнедвинск, Освея, Дретунь Полоцкого района и другие.

Важнейшим центром локального района является древний Полоцк, известный по "Повести временных лет" с 862 года и значительно старше согласно данных археологии. Основой города, как и других восточнославянских городов, послужило городище у слияния Полоты и Западной Двины. В конце Х -- начале XI веков городские укрепления перемещаются к югу, образуя Верхний замок, а между старыми укреплениями и новыми формируется окольный град /Нижний замок/. Как посадское поселение формировалась и заст­ройка по левому берегу Полоти /Заполотье, Старый город/. Вдоль .Двины, в восточном направлении, начинает постепенно формиро­ваться основная застройка /Великий посад/.

Значение Верхнего замка, как основной цитадели города сохранялось до XVI--XVII столетий, размещение на высоком мысу у слияния Полоты и Двины обеспечивало ему надежность и неприступ­ность. Значительной реконструкции замок подвергся во время за­хвата Полоцка Иваном Грозным. По сути, были возведены новые укрепления, которые и были зафиксированы С.Похоловецким на известной гравюре.

Софийский собор в Полоцке был заложен в середине XI века /между 1044--1066 годами/. Это был пятинефный, шестнадцатистолпный, трехапсидный, базиликальный храм, с семью или пятью / /точно не установлено/ главами. Граненые очертания апсид, от­сутствие внешних обходных галерей делали полоцкую Софию отличной от своих аналогов в Киеве и Новгороде. В середине XIII века руины храма были включены в сооруженный по проекту Я.-К.Глаубица двухбашенный барочный униатский храм.

Между 1128 и 1156 годами был возведен собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, трехапсидное, шестистолпное сооружение, увенчанное одной главой. Храм был реконструирован во время ремонта в XIX веке.

В Борисоглебском монастыре, в ли веке было возведено еще четыре каменных храма. Наиболее значимой являлась церковь Бориса и Глеба.

Историческая судьба Полоцка сложилась таким образом, что во время первого раздела Речи Посполитой правобережная часть города отошла к России, а левобережная осталась польской. Уже в 1778 году утверждается Генеральный план реконструкции тер­риторий Верхнего и Нижнего замков. К середине XVIII века цент­ральные районы города уже имели квартальную планировку. Иезу­итский коллегиум и костел вскоре преобразуются в кадетский корпус и Николаевскую церковь. К ним присоединяются различные казенные сооружения типовой, "образцовой" архитектуры. Большей привлекательностью выделяется Богоявленская церковь XVIII века, выполненная в стиле классицизма.

Полоччина обильно представлена объектами усадебно-парко­вой архитектуры. В Бешенковичском районе большой интерес для туризма представляет усадебно-парковый комплекс XVIII в. Бочейково, а также парк начала XX века в селении Добрыгоры, усадь­ба XIX века в Низгалове /Двор Низгалово/. В Верхнедвинском районе интерес представляет усадебно-парковый комплекс XVIII века в Освее, парк XIX столетия в Сарье, железнодорожный вок­зал 1924—1926 годов в Бигосово. В Полоцком районе сохранились усадьба и парк начала XX века в Бердедовичах. Дворцовый комп­лекс конца XIX -- начала XX веков сохранился в Россонах. В Россонском районе в селении Двор Черепита сохранился парк начала XX века.

8. Оршанщина.

Оршанский локальный район представляет собою беларускую часть Верхнего Поднепровья, территории Лиозненского, Витебского, Сенненского, Толочинского, Оршанского, Дубровенского, Шкловского и Горецкого районов, или Сенненского, Шклов­ского и Горецкого уездов, согласно административно-территори­ального деления XIX -- начала XX веков. Рельеф территории в основном представлен моренными образованиями Оршанской возвы­шенности, переходящими в юго-восточном и южном направлениях в надпойменные плато. Северная часть, в направлении Ореховска, Бабинович, отличается низменными, болотистыми ландшафтами.

Центром данного локального района является древняя Орша. Первоначально здесь формировалось население вокруг замковых укреплений у места слияния небольшой реки Оршицы и Днепра. В XIV --XVI веках укрепленная Орша входила в систему замков Дне­провского рубежа Великого княжества Литовского Речи Посполитой. В развитии города важную роль играло его расположение на древнем Европейском торговом пути из варяг в греки, который впоследствии пересек путь из Европы в Азию.

Удобное в транспортном и торгово-экономическом отношениях расположение района обусловило быстрое формирование развитой инфраструктуры поселений, среди которых значительное число принадлежит местечкам. Многие из последних в древности явля­лись городами /Копысь, Дубровно/, иные в XIX веке имели статус заштатных городов /Бабиновичи/. Крупными местечками являлись Смоляны и Барань.

Памятники архитектуры оршанщины находятся в сравнении с иными достопримечательными местами Беларуси в наиболее разру­шенном состоянии. Тем не менее Орша и ее окрестные селения яв­лялись длительное время крупными центрами духовного, социального и территориально-политического значения. Акцент туристско-рек­реационной деятельности здесь должен быть направлен на возрож­дение и реставрацию оршанского наследия.

К наиболее древним памятникам города Орши относится древ­нее городище у слияния Оршицы и Днепра. Различного рода укрепления здесь существовали с XI по XVI века. Сохранились фрагменты земляных валов и рвов. В начале XVII века недалеко от города у слияния речки Кутеинки и Днепра, начинается строи­тельство знаменитого Кутеинского монастыря. Одним из первых возводится Богоявленский собор мужского монастыря: деревянное крестово-центричное пятиглавое сооружение, с великолепным резным шестиярусным иконостасом в интерьере и богатыми настен­ными росписями. Собор не сохранился, но ведутся архитектурно-археологические исследования для возможной реставрации. На территории бывшего комплекса сохранилась Свято-Духовская цер­ковь первой половины XVII века, переосвященная в 1762 /1869 ?/ году в Троицкую. В первой половине XVII века начинается застрой­ка женского монастыря из нескольких деревянных церквей и со­бора. В 1655 году на месте сгоревшего деревянного возводится каменный собор стиля барокко. В конце XVII века комплекс Куте­инского монастыря известен как Загородный монастырь, а с 1842 года приписывается к Покровскому /ранее униатскому базилианскому/ монастырю.