Из архитектурных памятников Орши наиболее значимыми являлись возведенный в XVIII веке комплекс женского монастыря мариовиток, комплекс доминиканского монастыря XVII века с костелом Св. Иосифа характерной барочной архитектуры, двухбашенного типа, комплекс францисканского монастыря XVII века с костелом Св. Антония и двухэтажными монастырскими корпусами, церковь Божьей Матери на правом берегу Оршицы, XVII века. В семнадцатом веке в городе возведен монастырь базилиан с костелом и двухэтажным корпусом келий, в начале XVII века в городе был создан иезуитский коллегиум и деревянный костел, смененный в 1690 году каменным. В 1639 году на правом берегу Оршицы возводится монастырь бернардинцев, в начале XVIII века открывается монастырь тринитарцев с величественным костелом, переоборудованным в 1831 году в православный соборный храм, увенчанный пятью куполами, небольшая деревянная церковь Петра и Павла XIX -- начала XX века находилось на старинном кладбище на улице Пролетарской. Все отмеченные культовые памятники Орши или разрушены или сохранились в виде фрагментов руин. Сохранившимся сакральным сооружением в городе является каменная Ильинская церковь второй половины XIX в., выполненная в неорусском стиле, а так же каменная часовня на кладбище по Пролетарской улице.
Из иных памятников архитектуры города необходимо отметить несколько зданий XIX -- начала XX веков по улице Минской, арочный мост и здание водяной мельницы на берегу Оршицы, бывшее здание городской управы, корпус бывшего городского училища, здание женской гимназии, двухэтажный корпус бывшего реального училища, здание почтовой станции. Все постройки XIX -- начала XX веков. К памятникам архитектуры начала первой половины XX века относится и здание железнодорожного вокзала.
Из прочих памятников района следует отметить деревянную Свято-Троицкую церковь в Ореховске, начала XX в.; двухэтажный усадебный каменный дом в Выдрице, XIX век, почтовую станцию в Гришанах, XIX в., руины каменной церкви в Высоком конца XIX — начала XX веков и усадебно-парковый комплекс этого же периода, руины каменной церкви XIX в. в Соловье, усадьбу XIX века в Юрьеве, выполненную в стиле модерн с элементами неоготики, руины каменной церкви XIX века и усадебно-парковый комплекс в Мелево. Особо необходимо отметить памятники архитектуры местечка Смолян: руины замка /Белый Ковель/ XVI--XVII веков, доминиканский костел XVIII века, деревянную Спасо-Преображенскую церковь второй половины XVIII века, Алексеевскую церковь с колокольней 1864 года, и руины усыпальницы при ней. Интерес представляют так же каменные здания мельниц в Обольцах и Лошнице, бровора в Городне. В местечке Дубровно /районный центр/ сохранились здания бывшего монастыря бернардинцев, XVIII, век Покровская церковь начала XX века. В направлении на Копысь необходимо отметить почтовую станцию XIX века в Застенках.
Местечко /древний город/ Копысь примечательно сохранившимися остатками /земляные валы/ замковых укреплений XV --XVII веков, образцами местечковой застройки XIX -- начала XX века. Особый интерес представляет комплекс старого /XIX -- начала XX веков/ завода по производству изразцов.
В XIX -- начале XX веков Оршанщина выделялась разнообразием традиционных промыслов и ремесел. Богатые традиции имела резьба по дереву /в XVII столетии оршанские мастера работали в Ново-Девичьем монастыре. Коломенском, Московском кремле/, столярные ремесла /изготовление традиционной мебели и в особенности сундуков "куфров", "скрынь"/, в конце XIX века столярные мастера трудились в 45 селениях Оршанского уезда. Широкого развития достиг бондарный промысел /деревни Каутки, Ситно,Высоцк, Кошуны, Хлыстов/. Выделялось стельмашное ремесло /изготовление возков, саней и т.п./ в Орше, Бабине, Жолудове, Старине, всего в 41 селении уезда. В селениях Борисево и Быховцах издавна занимались изготовлением решет. Крупным гончарным центром являлись Бабиновичи и Копысь. Традиции изготовления копысских изразцов восходят к XVII веку /рельефные поливаные и неполиваные изразцы/. Гончарство процветало так же в Сукачеве, Сутоках и еще 15 селениях, где в начале XX века насчитывалось до ста мастеров. Традиционное ткачество наибольшего развития достигло в селах Есипово, Чураки, Выходцы, Новоселье, Зубово, Пустынки и в самой Орше. На Оршанщине сложились и свои локальные особенности мужского и женского костюма /строя/. Традиционное культивирование льноводства послужило основой создания в 1937 году в Орше одного из крупнейших в Европе предприятий по переработке льна.
Локальный район северо-востока Поднепровья расположенный вдоль древнего пути из Орши на Кричев. Освободившаяся от лесов к концу XVII века равнина стала благоприятной для развития земледелия, роста торговли и ремесел. За период с XVIII до начала XX веков здесь сформировалась разветвленная сеть сельского расселения, представленная в основном уличными деревнями и местечками.
Одним из крупнейших местечек являются Горки /ныне город, районный центр, в XIX—начале XX веков центр уезда/. Горки сформировались на пересечении дорог из Орши на Мстиславль, из Шклова на Ленине, из Дрибина на Оршу. Застройки состоит из двух частей, расчлененных речкой Проней. Правобережная, Слобода, представляет собою несколько улиц, застроенных домами сельского типа. Здесь находится каменная церковь конца XIX -- начала XX веков. Левосторонняя часть имеет площадь и основную улицу, вдоль дороги из Орши на Мстиславль. Здесь сохранилось несколько каменных построек начала XX века, реконструированных и приспособленных под новые функции.
Основной достопримечательностью Горок является комплекс сельскохозяйственной академии, расположенной среди красивого старинного парка. Сохранился первоначальный главный корпус 30-х годов XIX века, возведенный по проекту итальянского зодчего Кампиони, в стиле классицизма, несколько корпусов конца XIX — начала XX веков в стилях эклектики и модерна. Недалеко, к востоку от Горок, расположено селение Горы, место старинного замка XV --XVII веков и усадьбы. К югу от горок расположено село Паршино, в котором находится костел XIX века. Еще южнее, на пересечении дорог на Рясно и Трилесино, расположено местечко Дрибин /ныне районный центр/. В прошлом оно было широко известно как центр различных промыслов. Недалеко от Дрибина находится еще несколько бывших местечек: Черневка, Рясно, Сухари. Два последних расположены на старой почтовой дороге из Могилева на Мстиславль.
Мстиславль -- один из древнейших городов Беларуси /1156 г/. Историческому развитию города способствовало его важное стратегическое положение, на пересечение многочисленных дорог из Орши, Могилева, Чаус, Кричева, Связь через реку Вихру с бассейнами Сожа и Днепра. В XVI веке Мстиславль уже является центром крупного воеводства, в состав которого вошли все перечисленные выше города. Исторические укрепления города располагались на Замковой и Девичьей горе. На замковой горе размещалась цитадель средневекового города, окруженная посадами окольного града. Исторически архитектурные комплексы города ныне представлены зданиями бывших иезуитского монастыря и костела /ныне Никольский собор/, костелом кармелитов, церковью Александра Невского. Некогда двухбашенный барочный костел иезуитов, возведенный в начале XVII века, впоследствии был лишен башен, видоизменен фронтон. Кармелитский костел возведен позднее, а в середине XVIII века реконструирован Я.-К.Глаубицем и представляет собою трехнефную, шестистолпную базилику с близким к квадрату планом. Особую ценность представляют фрески XVII в. с жанровыми сюжетами на темы войны между Россией и Речью Посполитой. Недалеко от Мстиславля находится знаменитый Пустынский монастырь, основанный в XIV веке. Так же недалеко от города находится и основанный в XVII веке Мозоловский монастырь, а по дороге на Кричев --основанный в XIX веке Онуфриевский.
Средневековый Мстиславль был известен как центр производства керамики и изразцов, производстве керамики имело большое развитие в Дрибине и Горках.
Это особенный локальный район Беларуского Поднепровья, расположенный в бассейнах Беседи и Ипути, правых притоков Сожа. Материальная культура здесь отличается развитием различных промыслов и ремесел, в особенности тех, которым присущи декоративно-художественные черты. Ветковщина представляет наиболее яркое развитие резьбы по дереву, резного убранства в народной архитектуре. Здесь представлены все виды резьбы по дереву: трехгранно-выемчатой, воротковой /глухая резьба/, пропильной, барельефной, комбинированной. Декоративные сюжеты содержат элементы древних индоевропейских символов: солярный знак /символ солнца и вселенной/, символику плодородия, символ жизни /трехлепестковое соцветие/, древо жизни, символы семейного благополучия /парные изображения птиц, обращенных к раскрывающемуся цветку/, многочисленные символы оберега /русалки, парные профили голов ужей, быков, лошадей и др./. Обилие резных орнаментов построено на зооморфных и флористических корнях: стилизованных изображениях рыб /ихтиоморфный/, птиц /орнитологический/, людей /антропоморфный/, героев сказок и мифов /тератологических/. Резными узорами обильно покрывались фронтоны /щиты/ домов, карнизы, консоли застрешков и крыши, но в особенности наличники и ставни окон /селения вдоль дороги из Чечерска на Светиловичи— Ветку, к востоку от Ветки, юго-востоку от Добруша, в целом вся правобережная /относительно Днепра/ часть Гомельской области. Наиболее ярко и разнообразно деревянная традиционная застройка с богатой архитектурной резьбой представлена в г. Ветке. В данном смысле Ветку можно рассматривать как город-памятник. Широкой известностью пользуется в республике и за ее пределами местный краеведческий музей, где имеются коллекции старопечатных книг XV -- XVIII веков, икон, редких образцов уникального Ветковского ткачества /из знаменитой Неглюбки/, красочной и колоритной местной керамики. Крупным центром керамики и ткачества являются так же Чечерск и Корма.